100 слов о моде

МОДНЫЙ СЛОВАРЬ: ОТ ПРОЛЕТАРСКОГО ЗАНОСА ДО СВИНТЕРДРЕССИНГА

100 слов о моде

Последнее время журналы, телеграмм-каналы и блогеры каждый день оперируют непонятными словами.

Почему не нужно бояться дропа, что нужно сделать с одеждой, чтобы она была dress down и кому нужен мерч? Всем, кого это предложение ввело в ступор, читать обязательно. На самом деле всё не так страшно:-)

Команда ШШ подготовила для вас современный словарь модных словечек:-) Успеваем за временем, шагаем в ногу, девочки!

ПРОЛЕТАРСКИЙ ЗАНОС (или, как ещё часто говорят, говорят пролетарский дрифт). Это процесс осваивания рабочим классом брендов, которые ассоциируются исключительно с высокодоходными слоями общества.

АПСАЙКЛИНГ. С английского слово «upcycling» переводится как «вторичное использование», «переработка», «вторая жизнь вещей».

Собственно, это оно и есть, только в мире моды термин относится не к переработке материалов, а именно к повторному использованию.

Апсайклинг – это новая жизнь старых вещей. Например, украинский бренд Ksenia Schnaider пытается работать с техникой повторного использования вещей для создания новых моделей, а немецкий дизайнерский дуэт Schmidttakahashi создает вещи премиум класса из самого обыкновенного секонд-хенда.

100 слов о моде

Одежда бренда Schmidttakahashi

Зародился термин в Германии в начале 90-х годов XX века, оно и не удивительно – немцы давно славятся своей практичностью. Сейчас апсайклинг – одна из важнейших тем в индустрии. Ответственное потребление, к которому мы пока мелкими шажками пытаемся прийти, это проблема каждого из нас.

БИСПОК. (Bespoke) Этот термин происходит от английского be spoken, то есть «заранее оговоренный». Означает изготовление какой-либо одежды на заказ. Изначально это слово использовалась для обозначения мужского костюма, сшитого на заказ.

Сейчас Биспоком называют в принципе любую вещь, которая создана на заказ.

Биспок — это настоящая командная работа клиента и мастера, при которой рождаются уникальные вещи. И бывают они только в единственном экземпляре.

ГАЙД-ЛАЙН. (Guide-line) Это ключевые образы коллекции, её лейтмотив. С английского переводится как «руководство», «генеральная линия». Термин пришёл из сферы маркетинга, где обозначал «документальное руководство по использованию фирменного стиля». В мире моды гайд-лайн – это каркас, смыслообразующий стержень показа. Гайдлайном может стать какая-то деталь коллекции, на которую делается основной акцент.

Так, например, в круизной коллекции Dior 2020, которую бренд презентовал в Марракеше, гайд-лайном была Африка и африканские мотивы. Об этом «говорили» традиционный хлопок, принты с изображения тропических растений и даже тигров, типичный декор. Впрочем, и само место, где бренд решил представить свою коллекцию, тоже было в Африке.

100 слов о моде

Показ Dior cruise 2020

ДНК БРЕНДА. Это его характерные особенности – идеи, силуэты, принты, всё то, чем славится конкретный бренд и что делает его узнаваемым. В прямом смысле этого понятия, оно означает определённые установки, заложенные в марку её основателем.

Например, у Chanel – это традиционный твид, костюмы, жемчуг. Безусловно, со временем что-то видоизменяется, но ОСНОВА остается. Благодаря уникальному ДНК, этот бренд вы не спутаете ни с каким другим.

100 слов о моде

Chanel 1973 Chanel 2019

Конечно, ДНК есть не только у люкса, но и у некоторых масс-маркет брендов, тех, кто не повторяет за другими, а гнёт свою линию. Самый яркий пример – марка COS. Прямые линии, минимализм и немножко авангарда. Спутать с кем-то крайне сложно.

100 слов о моде

ДРОП. Это первая волна продажи новой коллекции в фирменных магазинах. Так, например, у магазинов бренда Supreme в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Токио и Париже каждый четверг выстраиваются огромные очереди. Supreme выпускает сезонные коллекции, но они поступают в магазины частями. Как раз таки эта система и вызывает ажиотаж вокруг новых вещей. По всему миру существуют онлайн-сообщества, которые ждут новостей о свежих поставках и обсуждают их.

100 слов о моде

Очередь в магазин Supreme

ДРОПШИППИНГ. (Англ. dropshipping – «прямая поставка»). Собственно, это и есть прямая поставка товаров от поставщика к покупателю, при которой товары не хранятся на складе у продавца, а отправляются к заказчику прямо от производителя или поставщика.

Отличие между дропшиппингом и обычной розничной торговлей в том, что у онлайн-магазина нет товара или склада, на котором он хранится. Магазин выступает в роли посредника.

В 90-е эту схему придумали Zappos. Сегодня наши любимые крупные «дропшипперы» – это Amazon и AliЕxpress.

ДРЕСС ДАУН (dress down). Понятие, которое определяет степень формальности вашего образа. Так, например, рубашка навыпуск является dress down в casual стиле, то есть неформальной. Поэтому dress down можно понимать в значении – сделать образ более повседневным.

ДРЕСС АП (dress up) – наоборот означает «нарядиться».

100 слов о моде

Dress up Dress down

КАМПЕЙН (campaign). Рекламная съёмка новой коллекции бренда, результат которой будет использован для рекламных материалов: баннеров в интернете, картинок на билбордах, в прессе. Цель кампейна – передать главную идею коллекции. Обычно акцент делается скорее на образах, а не на самих вещах.

Gucci Showtime: The Spring Summer 2019 Campaign

Капсульная коллекция. Мини-коллекция в рамках основной коллекции бренда. Обычно вещи в капсульной коллекции объединены одной идеей – дизайном, цветовой гаммой, тканями. Таким образом все вещи из капсульной коллекции сочетаются между собой.

Это может быть и как коллекция внутри бренда, и коллекция, созданная брендом в сотрудинчестве с приглашенным дизайнером. Например, капсульная коллекция Lemaire для Uniqlo.

100 слов о моде

Капсульная коллекция Lemaire для Uniqlo.

КОНЦЕПТ СТОР. Это магазин, в котором разный ассортимент объединён определённым взглядом на стиль жизни. Вся представленная в нём одежда, обувь, украшения и парфюмерия передаёт одну общую идею. В концепт сторе обычно представлены лимитированные линейки и необычные бренды.

Первый такой магазин открыл в 1967 году дизайнер Элио Фиоруччи. Он хотел передать настроение «свингующего Лондона» и называл свой магазин не бутиком, как все, а «парком развлечений c модными новинками». По-настоящему популярны концепт-сторы стали в Европе 90-х. Думаю, многим знаком парижский Collette 🙂

Один из самых популярных концепт-сторов в России – это LeForm.

100 слов о моде

КОЛЛАБ. Термин происходит от английского слова «collaboration» и переводится как «сотрудничество». Изначально это слово появилось у художников, означало совместную работу мастеров над одним произведением. В мире моды коллаб (коллаборация) – совместная коллекция, созданная в результате сотрудничества бренда с другим брендом, дизайнером или знаменитостью.

Коллаборация H&M и Giambattista Valli

ЛУКБУК (Lookbook). Это портфолио коллекции, фотосессия с ключевыми моделями сезона. Выполняется в едином стиле. В лукбук попадают топовые позиции, те, что станут драйверами продаж. Он и проводится для того, чтобы презентовать главные модели сезона.

100 слов о моде

Таша Тилберг в лукбуке Mango 2019

МЕРЧ. Это вещи с изображением явлений поп-культуры (например, футболки с музыкантами, или персонажами мультфильмов). Самый яркий пример – творчество дизайнера Демны Гвасалии, который выпустил футболку для собственного бренда Vêtements с логотипом фирмы DHL, не отличимую от реальной формы доставщиков. А ещё он сделал футболки и худи с изображением из «Титаника» – это считают иконическим фэшн мерчем.

100 слов о моде

ОВЕРДРЕССЕД. Производная от английского термина Оverdress, где «over-» – означает «сверх-«, «dress» – «одеваться», ну а всё вместе – «одеваться чрезмерно нарядно, чрезмерно дорого или официозно». Быть овердрессед – это значит одеваться с неуместной роскошью или декоративностью, выделяться неподходящим к ситуации костюмом.

100 слов о моде

ПОП-АП СТОР. Магазин, который открывают на строго ограниченный период времени, например, на месяц, о чём непременно заранее объявляется. Открывают поп-ап стор, как правило, только по особому случаю, приурочивая к какому-то важному событию. Так, например, Comme Des Garcons подарил японскому Vogue к юбилею журнала поп-ап стор, а бренд Stussy приурочил открытие поп-ап стора к выпуску экспериментальной коллекции.

100 слов о моде

Поп-ап-стор Louis Vuitton в аэропорту Мюнхена

РАФФЛ (raffle). Это розыгрыш права на покупку какой-либо очень модной вещи, на которую в данный момент огромный спрос. Раффлы проводятся в два этапа. Сперва торговая площадка объявляет регистрацию всех желающих, потом среди зарегистрированных проводит розыгрыш. Победители получают благословение на покупку. Их цель – обставить перекупщиков.

100 слов о моде

Раффл Yeezy Boost 350

СВИНТЕР-ДРЕССИНГ (swinter dressing). Это такой тренд, когда в холодное время года носят одежду и аксессуары, предназначенные для лета. Например, босоножки с меховой подошвой, открытые ботильоны, тренчи и шерстяные свитера без рукавов.

Ну кто из нас в юности не свинтердрессил в коротенькой юбочке и куртке, говоря маме «да мне теплооо»? 🙂

100 слов о моде

ФЭШИОНИСТА (fashionista). Термин, разумеется, произошел от слова fashion – «мода». А значит, Fashionista – это человек моды. Яркая, увлечённая личность, которая не только выглядит в духе актуальных тенденций, и отлично ориентируется в трендах, но и всерьёз интересуется модой, изучает её. Айрис Апфель, Анна Делло Руссо, Джованна Батталья и иже с ними – те самые фэшионисты.

ФРОНТ РОУ. Это места в первых рядах на модных показах, куда сажают инфлюенсеров. Очень часто именно в первом ряду зрительного зала, так называемом front row, куда сажают только почетных гостей, может происходить что-то не менее интересное, чем на подиуме. В медиа даже есть жанр фотографии перового ряда, его называют «тренды с front row».

100 слов о моде

ХАЙПБИСТ. Тот, кто «одержим хайпом в моде и будет делать всё, чтобы получить желаемый хайп». Эти люди выбирают вещи из определённого набора марок, чаще именно с субкультурными корнями (Stussy, Supreme, StoneIsland, Nike), которые позднее можно перепродать намного дороже, потому что они эксклюзивны или уже вообще недоступны в магазинах.

100 слов о моде

COCO, восьмилетняя хайпбистка из Японии

Источник

100 слов о моде

Говорить по-модному: словарь терминов Esquire, который поможет понять современную модную индустрию

Вы читаете материалы о моде или просто подписаны на нескольких блогеров, но не всегда понимаете, что обозначает тот или иной профессиональный термин или жаргонное словечко? Как говорится, не знать не стыдно — стыдно не знать и не спросить. Esquire составил словарь, который поможет вам пополнить фэшн-вокабуляр.

Апсайклинг — от английского upcycling — переделка старой одежды (бывшей в употреблении, износившейся или долго хранившейся на складе) в новую, от декорирования дефектов до полной перешивки вещей в что-то другое. Это экологичное благое дело.

(сущ., от англ. upcycling — «вторичное использование»)

Это узор из ромбов и диагональной клетки, традиционно использующийся в трикотажных вещах — свитерах, безрукавках и даже носках. Он ассоциируется с классическим британским стилем.

(сущ., от шотл. argyle, argyll — «орнамент»)

Базовой называют нейтральную одежду, которая может служить основой образа и гардероба в целом. Как правило, это вещи черного, белого или других спокойных цветов, без лишних деталей, которые хорошо сочетаются примерно с чем угодно.

Винтажной называют одежду с историей: по правилам, она должна быть старше 15 лет и должна отражать характерные черты стиля своей эпохи. Знаковые вещи родом из девяностых, семидесятых, сороковых — это все винтаж, а вот те, что произведены раньше 1920-х, уже попадут в категорию антиквариата.

(сущ., от англ. vintage)

Это не только платяной шкаф, но и вся совокупность одежды, которую кто-либо носит. Как правило, имеет некоторую стилистическую общность. А еще гардероб можно разбирать.

(сущ., от фр. garder — «хранить», фр. robe — «платье, одежда»)

Со временем у модного бренда формируется узнаваемый почерк, характерные черты его коллекций, фирменные узоры, приемы и техники — это и составляет ту самую ДНК бренда.

(аббр., от «дезоксирибонуклеиновая кислота»)

Модные коллекции могут выходить по двум схемам — либо сразу целиком (обычно такие приурочены к новому сезону или межсезонью), либо небольшими частями — дропами. В виде дропа может выходить и небольшая совместная коллекция, и отдельный продукт, приуроченный к какому-то событию.

(сущ., от англ. drop — «ронять»)

Модная капсула — небольшой набор вещей, сочетающихся друг с другом или идейно продолжающих друг друга. Например, если модная марка сотрудничает с художником, то выходит капсульная коллекция футболок с его работами в одной стилистике.

(словосоч., от лат. capsula — «коробочка», лат. collectio — «собирание, сбор»)

Коллаборацией называется совместная работа — двух модных марок, бренда с приглашенным дизайнером или звездой, специалистов из разных сфер. В результате выходит совместная коллекция или какой-то один продукт.

(сущ., от англ. collaboration — «сотрудничество»)

Самая главная с точки зрения творческого процесса должность в модном бренде: креативный директор руководит разработкой дизайна коллекций и всей эстетической составляющей вокруг бренда — съемками, показами, событиями, но не с технической, а с творческой стороны.

(словосоч., от англ. creative — «творческий», лат. directum — «управлять»)

Это попросту сумка с ремнем через плечо. В английском языке ее называют crossbody, в русском — переняли слово, чтобы упростить описание.

(сущ., от англ. cross body — «пересекая тело»)

Haute couture, или высокая мода — противопоставляется «готовой одежде», то есть тому, что мы обычно видим в магазинах. Кутюрные вещи шьются индивидуально, по больше части вручную и с применением ремесленных техник. Официально лишь очень небольшое количество брендов могут писать на бирке haute couture.

(сущ., от фр. haute couture — «высокое шитьё»)

В модной индустрии этим словом обозначают старт продаж специальных коллекций или запуск рекламных кампаний.

(сущ., от англ. launch — «запуск»)

Лукбук — это коммерческая и одновременно настроенческая съемка коллекции или дропа, на которой хорошо видно одежду. Она может быть технически простой, без «наворотов», но и цель ее — не только поразить креативностью, но и позволить рассмотреть вещи и оценить, как они сидят на моделях.

(сущ., от англ. look book — «книга образов»)

Мерч — сокращение от «мерчендайз» — это вещи, выпущенные как рекламная поддержка компаний, не имеющих к моде отношения, или музыкальных туров и фестивалей. Толстовка с названием любимого кафе, футболка с концерта Rammstein или сумка с логотипом конференции физиков-ядерщиков — это все мерч.

(сущ., от англ. merchandise — «товар, продавать»)

Чтобы байерам, журналистам и другим профессионалам индустрии моды было удобнее, бренды проводят свои показы раз в сезон, собираясь в одном и том же месте (вернее, в нескольких городах по всему миру) и стараясь уместиться в несколько дней. В каждой стране есть своя, притом иногда и не одна неделя моды, но основных их четыре — в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже. Что тоже удобно, идут они подряд и формируют модный месяц.

Слово происходит от французского hommage — «дань уважения» и обозначает именно это: в моде так называют прямую или косвенную отсылку в работе дизайнера к творчеству другого дизайнера или художника. Иногда это, впрочем, бывает похоже на плагиат, но настоящий оммаж — все же история про признание и признательность.

(сущ., от фр. hommage — «признательность, дань уважения»)

Такая приставка обычно описывает пространства, торговые точки или художественные выставки временного толка: они открываются на несколько дней или недель в нехарактерном месте, а потом исчезают.

Источник

Как говорить о моде

Почему мы не умеем говорить об одежде

Поделиться:

Фимка Собак и людоедка Эллочка

Я хочу поговорить о манере, в которой мы обсуждаем моду. И чтобы этот разговор был более наглядным, я обойдусь без единой картинки.

Представьте, что ваш друг говорит вам следующую фразу: «Кажется, будут носить широкое и длинное». Вам есть что сказать в ответ? Нет. Между тем это очень известная фраза, и ответ на нее существует. Эти слова в «Двенадцати стульях» Фимка Собак говорит Эллочке-людоедке, и та отвечает: «Мрак».

Слово «мрак» не имеет прямого отношения ни к широкому, ни к длинному; Фимка Собак имела в виду что-то еще, и Эллочка-людоедка, в отличие от нас, поняла что. Где же нам искать этот скрытый смысл?

Конвенции, связанные с костюмом

Если мы слышим вопрос и ответ и не понимаем, как они связаны, — это значит, что у собеседников, скорее всего, есть какое-то общее знание. Например, касающееся их лично: скажем, накануне они могли перешить всю свою одежду и сделать ее короткой и узкой.

Кроме того, как мы помним, Фимка и Эллочка-людоедка жили в другое время и в другом месте и принадлежали к определенной социальной группе. Так что речь может идти о неких представлениях, свойственных их группе (социальная конвенция) и о каких-то обстоятельствах, относящихся к определенному времени и месту и связанной с этим экономической или культурной ситуации (культурная конвенция).

Два года назад я спросила членов одного интернет-сообщества, что они чувствуют, когда видят фотографию девушки в лосинах цвета электрик и широкой майке с блестками. Все респонденты реагировали очень эмоционально: в данном историческом контексте у этой социальной группы вещи такого рода вызывали множество сильных ассоциаций.

Мы помним, что Фимка и Эллочка-людоедка — комические персонажи. Для того чтобы подчеркнуть глупость, необразованность и поверхностность Эллочки, авторы демонстрируют ее способ говорить о моде и о костюме. Но мы с вами разговариваем о моде точно так же, как она: мы каждый раз оставляем за скобками некую индивидуальную, групповую, общекультурную или какую-то еще договоренность.

«Летом яркие личности вроде меня подчеркнут свою неординарность цветами индиго и фуксии» — эта цитата является ярким примером подразумевающейся индивидуальной договоренности. Пример из другого журнала: «Замените любимые футболки на топы в стиле пин-ап. В конце концов, вы же женщина!» Если понимать гендер как группу, то это — групповая конвенция. Наконец, третья цитата — это подпись к фотографии девушек в коротеньких платьицах из белого кружева: «Долой грусть и тоску. Выбираем только белые гипюровые платья. Они будут великолепно смотреться не только на свадебной церемонии». Между второй и третьей фразами существует огромный смысловой зазор: подразумевается, что связь между белым кружевом и свадьбой является всем известной культурной конвенцией.

Способы описания моды

Любое наше высказывание о вещах можно расположить на нескольких шкалах. Первая шкала — от частного описания к общему. Например, выражение «игривое настроение» располагается в самом начале этой шкалы — речь идет о личном, частном настроении. Заголовок «В стиле диско», напротив, оказывается ближе к общему описанию.

Вторая шкала характеризует тон речи — от эмоционального до отстраненного. Так, в модных журналах авторы коротких, в несколько строчек, описаний тенденций чаще всего выбирают приподнятый, доходящий до повизгивания тон. Интересно, что в обычном разговоре о моде люди, как правило, выбирают гораздо более нейтральный или даже приниженный модус речи.

На третьей шкале высказывания размещаются в зависимости от степени академичности их языка. В живой речи никто не пользуется академическим языком описания моды, придуманным Роланом Бартом. Люди вообще редко описывают костюм словами, обычно одежду показывают жестами или вспоминают всем известный пример. Академические описания моды, в свою очередь, умеют обходиться вовсе без картинок.

Серьезная проблема при этом встает перед fashion-журналистикой: ей необходимы обычные, неакадемические слова для описания моды, ей недостаточно образов. Как начать писать о моде так, чтобы это можно было читать?

Мода и секс

В русском языке еще 15 лет назад не было нормального способа говорить о сексе. Была сугубо индивидуальная и отстраненная манера, которой пользовались партнеры, ограничиваясь звуками, жестами и парой слов; был очень эмоциональный, многословный способ, с обилием обсценной лексики, которым пользовались подростки, описывавшие свои похождения; был сугубо академический язык. Чтобы достигнуть баланса между крайними точками всех этих шкал, нужно было пройти довольно долгий путь. Сегодня у нас есть литература о сексе, написанная спокойным и живым языком. Для того чтобы она возникла, нужно было осознать, что сексом занимаются все, что каждый выбирает его для себя и что это не касается третьих лиц. С модой к такому пониманию мы пока не пришли.

Модный человек

Когда мы говорим про кого-то, что он «интересуется модой», наши собеседники чаще всего представляют человека, склонного к праздности, поверхностного, бездуховного, меркантильного. В последнее время в либеральных кругах стали говорить о моде как о культурном явлении или проявлении социального, но по сравнению с перечнем отрицательных коннотаций это явно проигрывает.

Почему так происходит? Объект моды — материальный предмет, который невозможно разделить с другими, в отличие, например, от литературного произведения, которое можно прочитать, не владея книгой. Это значит, что мода связана с деньгами. Но так происходит не всегда: например, в конце 1980-х — начале 1990-х годов многие шили необычные вещи из того, что оказывалось под рукой, то есть практически бесплатно. Но интерес к моде и костюму по-прежнему казался дикостью. В чем же дело?

Человек, который старается тщательно выбирать свою одежду, добровольно предоставляет себя взгляду, а в мире очень мало культур, это поощряющих. Модный костюм — это потребность во внимании. Даже на гравюрах из викторианских журналов мод изображены женщины, принявшие специальную позу, смотрящие прямо в глаза зрителю; они совершенно не смущены.

Разговор о моде без картинок

Мы привыкли говорить о костюме, используя изображения. И в этом одна из главных проблем разговора о моде: на картинки легко смотреть, но, как только мы отвлекаемся от визуального ряда, мы понимаем, что у нас нет слов.

100 слов о моде

Писатель, поэт, переводчик, художник, публицист, культуролог, программист, маркетолог, участник и колумнист проекта «Сноб» Линор Горалик помимо всего прочего интересуется модой. Она пишет в журнал «Теория моды: одежда, тело, культура», ведет блог Fashion-That.com и читает о моде лекции.

На этот раз в клубе «Цвет ночи» она рассказала о языке, которым мы говорим и пишем о моде. С какими трудностями мы сталкиваемся, когда хотим описать наряд словами, откуда они берутся и как их преодолеть, а также что общего у нас с людоедкой Эллочкой и у моды — с сексом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *