адмирал кузнецов в майнкрафт

Бедный «Кузя»: Шойгу пора положить конец «художествам» с нашими кораблями

Судьба авианосца «Адмирал Кузнецов» покрыта мраком и неизвестностью

адмирал кузнецов в майнкрафт

адмирал кузнецов в майнкрафт

Скандалы с ремонтом и модернизацией единственного российского авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» идут сплошной чередой. И не видно им ни конца, ни края. На днях произошло очередное событие, на сей раз уже криминального характера.

Осенью 2018 года в Мурманске на 82-м судоремонтном заводе затонул самый крупный в стране плавучий док ПД-50, в котором находился авианосец.

Корабль удалось спасти, но он получил серьезные повреждения в результате падения подъемного крана на взлетную палубу.

Надо сказать, что док не сам утонул, его, по сути, утопили в результате грубых нарушений техники безопасности и правил эксплуатации новыми владельцами завода. Однако ответственности никто не понес.

Авианосец перегнали на 35-й судоремонтный завод (СРЗ), где начали модернизацию двух сухих доков с целью их объединения, что позволило бы размесить гигантский корабль. Проект модернизации был принят, несмотря на то, что эксперты в один голос заявляли, что реализовать его в сжатые сроки невозможно.

И лишь через год Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) убедилась в правоте экспертов. Начались затяжные судебные процессы с подрядчиком. Нашли нового подрядчика, «гораздо более надежного», и тот продолжил долбить скальную породу для объединения двух камер сухого дока.

В декабре 2019 года во время сварочных работ случился пожар, который тушили больше суток. Он унес жизни двух морских офицеров. Пожар произошел из-за грубого нарушения техники безопасности. Ущерб, который ОСК назвала «незначительным», составил полмиллиарда рублей.

После утопления плавучего дока ОСК более года сообщала, что сроки окончания ремонта и модернизации авианосца остаются прежними. И ВМФ получит «Кузнецова» для прохождения испытаний в 2021 году. Потом обещания переместились на 2022 год. И вот 23 июня, две недели назад, был назван 2023 год.

И, наконец, 2 июля сего года был арестован директор 35-го СРЗ Сергей Вераско, где должны полным ходом ремонтировать и модернизировать авианосец. Его подозревают в хищениях в особо крупных размерах. В марте та же участь постигла директора 10-го СРЗ, который также участвует в работах на «Кузнецове».

При этом работы на авианосце идут абсолютно в темную. Что на нем заменили, что отремонтировали, каков процент выполненных работ по отношению к общему их объему?

Каково состояние сухого дока, который модернизируют для того, чтобы, как уверяет ОСК, «Кузнецов» встал в него в 2021 году? Сломали ли, наконец, перемычку между двумя камерами? Начали ли монтировать оборудование, необходимое для докования громадных кораблей?

ОСК чрезвычайно открыта для представителей прессы, когда закладывается корабль. Или же корабль спускается на воду или уходит на испытания. Но ситуация с авианосцем «Адмирал Кузнецов» покрыта мраком и неизвестностью. Словно проводятся работы чрезвычайной секретности.

Итак, на авианосце предполагается полностью заменить летную палубу и трамплин. Появится новая система управления взлетом и посадкой. Будет использоваться новая силовая установка вместо старой, которая во время последнего похода «Кузнецова» закоптила всё Средиземноморье. Будет установлена современная электронная аппаратура — РЛС, РЭБ, системы связи и навигации…

И это, собственно, все. То есть модернизация будет проведена по необходимому минимуму. Авианосец лишат ударного вооружения, которое представляли мощные противокорабельные ракеты «Гранит». Добавят для противовоздушной обороны ЗРПК «Панцирь-М». Оставят советский противоторпедный комплекс РБУ-12000, который при отсутствии гидроакустической станции выглядит не слишком убедительно.

Но главное — авиационный комплекс останется без изменений. Потому что изменить его ни практически, ни теоретически невозможно. В современной России, по сути, не был создан ни один палубный самолет. Нет, конечно, МиГ-29К был принят на вооружение в начале нулевых годов. Однако разработан он был в советский период истории на базе совсем уже древнего МиГ-29. При этом продвижение проекта палубного истребителя нещадно тормозилось двумя обстоятельствами.

Во-первых, в ВМФ в 90-е был только один авианосец, и появления новых невозможно было себе представить. Поэтому разработка самолета, который может быть закуплен Министерством обороны в количестве 2−3 десятков, дело сильно убыточное.

Во-вторых, девяностые годы были наиболее разрушительными для ОКБ Микояна как ни для какого иного самолетостроительного ОКБ. Собственно, компания до сих пор не вышла окончательно из пике лихих-девяностых.

Но если МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ строились уже в новом веке, то есть они совсем не изношены, то куда хуже обстоит дело со вторым самолетом, входящим в авиагруппу «Кузнецова» — Су-33. Это тяжелый многоцелевой самолет четвертого поколения. Концептуально примерно ровесник МиГ-29К.

Однако построили их значительно раньше — производство было закрыто в середине 90-х годов. Учитывая жесткие условия эксплуатации техники в морских условиях, самолеты уже сильно изношены. Свой ресурс они выработали еще в 2015 году. Однако эксплуатация продолжается за счет подновления некоторых авиационных систем.

Если российский авианосец поставить в соответствие каким-то социальным группам населения страны, то он, пожалуй, глубокий пенсионер. И в его «пенсионном удостоверении» есть графа «время дожития». Действительно, качественно новую авиагруппу после модернизации он не получит.

Су-33 уже давно сняты с производства. МиГ-29К давно не модернизировали, и по уровню оснащения авионикой он относится к самолетам самого начала века. ОКБ Микояна сейчас не до палубного самолета, который нужен армии в гомеопатических дозах, все усилия направлены на совершенствование и продвижения на рынок истребителя поколения 4++ МиГ-35.

Ну, а появившиеся пять лет назад слухи о том, что ОКБ Сухого создает палубную модификацию С-57 уже давно обесценились. Потому что, во-первых, не те сейчас с экономической точки зрения времена. Во-вторых, нет смысла создавать самолет для «Кузнецова», у которого «время дожития» составляет лет десять. И еще неизвестно, сколько от них «отгрызет» ОСК, проводя самым скандальным образом модернизацию авианосца.

Ну, а новых авианосцев, для которых надо создавать новое поколение палубных самолетов, у нас, похоже, не будет очень долго. И это при том, что петербургские морские проектно-конструкторские бюро буквально фонтанируют не только идеями, но и достаточно проработанными эскизными проектами.

Постоянно обсуждаются достоинства и недостатки какого-либо очередного проектного шедевра. Вначале появился гигантский атомный «Шторм» ледового класса с водоизмещением 100 тыс. тонн. Когда выяснили, что он обойдется в триллион рублей, ужаснулись.

Следующим конструкторская мысль предложила 90-тысячетонный «Ламантин» с обычной силовой установкой. Но и на него денег не нашлось. Потом пошло по убывающей: «Легкий многоцелевой авианосец» — 44 тыс. тонн и «Варан» — 45 тыс. тонн. То есть планку опустили ниже уровня «Кузнецова», водоизмещение которого 59 тыс. тонн. Но все эти проекты остались только на бумаге.

В то же время Россия является державой, имеющей свои интересы в разных частях мира. И ей авианосец необходим по статусу. Хотя бы один. Хотя бы не самый мощный в мире. Так что пора бы министру обороны взять под личный контроль то, что ОСК делает или же делает вид, что делает с «Адмиралом Кузнецовым». К сожалению, в нашей стране такой метод администрирования до сих пор является наиболее действенным.

Источник

Дырявого «Адмирала Кузнецова» приковали к берегу надолго

Сколько надо времени, чтобы погубить единственный российский авианосец?

адмирал кузнецов в майнкрафт

адмирал кузнецов в майнкрафт

Сроки сдачи авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» смещаются еще на год, сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе порталу «Военное обозрение».

Это не первый перенос, напрямую связанный с особенностью работы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Есть опасения, что и не последний.

Процесс ремонта и модернизации единственного российского авианосца медленно, но верно движется в направлении второй половины этого десятилетия.

Сухой док, строящийся на 35-м судоремонтном заводе, будет готов к концу этого года. Но докование «Адмирала Кузнецова» будет производиться в теплое время года. То есть летом 2022 года, заявил источник в ОПК.

Таким образом, авианосец может быть передан Северному флоту для проведения послемодернизационных испытаний не ранее 2023 года.

Первоначально, в 2017 году, передача намечалась на 2021 год.

Однако в технологический процесс вмешалась досадная неожиданность. Осенью 2018 года в Мурманске на 82-м судоремонтном заводе затонул самый крупный в России плавучий док ПД-50, в котором находился «Адмирал Кузнецов» с демонтированными гребными винтами. Корабль, благодаря самоотверженным действиям команды авианосца, спасти удалось. Но он получил серьезные повреждения — была пробита взлетная палуба — в результате падения подъемного крана.

Хотя это была не такая уж и неожиданность. Подобные вещи неизбежно возникают при неправильной эксплуатации сложных инженерных сооружений.

В интересах снижения эксплуатационных расходов на доке была упразднена бригада мотористов и прекращены закупки дизельного топлива, необходимого для работы дизель-генераторов, подающих электроэнергию на откачивающие насосы.

В этом месте и «рвануло» — при сильном ветре и тяжелых погодных условиях ночью прекратилась передача электроэнергии с берега на док. Именно поэтому он и затонул, поскольку нельзя было запустить насосы, откачивающие прибывающую воду.

ОСК, конечно, посокрушалась по поводу гибели дока, замены которому у нас в обозримом будущем не предвидится. Имеется в виду именно плавучий док. Это громадное техническое сооружение для Советского Союза построили шведы в начале 80-х годов.

Однако тон заявлений по поводу ремонта и модернизации «Кузнецова» был бодрый. Мол, все в наших золотых руках. На 35-м СРЗ есть два расположенных рядом сухих дока. Мы быстро сломаем перемычку между ними и запустим туда авианосец. И Северный флот получит его в лучшем виде в 2021 году.

Это была попытка ввести в заблуждение и кремлевское начальство, и моряков, и читателей газет с телезрителями.

Действительно, размеры сухих доков таковы: 187×28 м и 236×31 м. Если бы они были расположены последовательно друг за другом, то сломав перегородку, можно было бы получить длину, равную 422 м. Авианосцу для докования необходима длина камеры, равная 335 м. То есть все было бы нормально.

Однако доки расположены параллельно друг другу. И, убрав перемычку между ними, можно выиграть лишь в ширине. Но длина объединенной камеры так и останется, равной 236 м. То есть получается, что необходимо удлинить длинный док на 99 метров, а короткий на 148 метров. При глубине выемки в 14 метров получается гигантский объем работы.

И все это необходимо было проделать в кратчайшие сроки, чтобы не изменился срок сдачи корабля ВМФ.

ОСК объявила тендер на строительство супердока. Но никого тендера, по сути, не было. «Три гиганта — строительные компании, хорошо известные на российском рынке, от участия в этом рискованном для них проекте отказались. Мы выбрали лучшего из имевшихся», — рассказал генеральный директор ОСК Алексей Рахманов о выборе исполнителя работ.

И это вполне понятно — серьезные люди, ознакомившись с объемом работ, выделяемых на них финансах, и сроков исполнения, решили не вписываться в проект.

За 24 млрд. рублей подрядилась петербургская компания «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (ИИС).

Реконструкция доков, на которой были заняты 2 экскаватора и 4 самосвала, продолжалась год. После чего ОСК разорвала контракт, возбудив против ИИС несколько судебных исков. ИИС ответила тем же, также пытаясь привлечь ОСК к судебной ответственности.

Но незадолго до этого, в 2019 году, во время проведения сварочных работ случился пожар, который тушили больше суток. Погибли два морских офицера. Пожар произошел из-за того, что была грубо нарушена техника безопасности. Ущерб составил полмиллиарда рублей. Однако ОСК назвала его «незначительным». При этом срок сдачи корабля был перенесен на 2022 год.

Что же касается доков, то для их реконструкции был приглашен новый исполнитель. Вполне понятно, у нового исполнителя свой проект переоборудования доков. Так что все работы, которые были произведены до него, не сильно продвинули дело вперед. Но при этом еще больше возросла стоимость работ, перевалив за 30 миллиардов. И это надо платить за то, чтобы «всего лишь разобрать перемычку».

На этом «приключения» в судьбе многострадального авианосца не прекратились. В июле этого года был арестован директор 35-го СРЗ Сергей Вераско, где реконструируют доки и ремонтируют «Кузнецова». Директору выдвинули обвинение в хищениях в особо крупных размерах. А в марте та же участь постигла директора 10-го СРЗ, это предприятие тоже участвует в ремонтных работах на авианосце.

Весной этого года на 35-й СРЗ приезжал Сергей Шойгу с инспекцией строительства сухого дока. Увиденное его неприятно удивило. И если для прессы было сообщено, что министр обороны остался недоволен ходом работ и потребовал их ускорения, то, несомненно, при общении с руководством ОСК, СРЗ и подрядной организации им было высказано множество крайне нелицеприятных слов на повышенных тонах.

Потому что иначе как бардаком назвать происходящее с единственным российским авианосцем нельзя.

Есть сомнения относительно того, что док будет готов до конца этого года. Потому что пока еще не объявлялся тендер на батопорт — сложное и трудоемкое в постройке плавучее сооружение, которое играет роль затвора входа в док после того, как вода из камеры будет откачена. Зимой батопорт не строят. А зима в Мурманске начнется через полтора-два месяца.

О неэффективности работы ОСК можно судить по тому, какими высочайшими темпами на Дальнем Востоке, в Большом Камне, «Роснефть» строит гигантский Судостроительный комплекс «Звезда». За два года, с 2018 года по 2020 год, был построен один из крупнейших в мире сухой док с размерами 485×114×14 метров. На доке установлен уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъёмностью 1200 тонн. В доке возможно строительство и обслуживание судов водоизмещением до 350 тыс. тонн — это три с половиной американских авианосца или шесть «Адмиралов Кузнецовых».

Правда, тут есть одна тонкость — док на «Звезде» был построен китайской компанией China Communications Construction.

Источник

Конец ещё одной эпохи: американские авианосцы превращаются в бесполезный хлам

Наверное, американским военным ныне тоскливо. Трудно радоваться, осознавая, что весь твой десятилетиями пестуемый флот окончательно превратился в потенциальное кладбище. Между тем именно это и произошло сейчас, когда Россия произвела два подряд успешных испытания гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон». А два пуска за день – это очень важный знак, что всё идёт хорошо и изделие сработано надёжно.

Это не просто успешные испытания. Это, по сути, завершающие испытания перед тем как разработчики поднимут вместе с военными бокалы с шампанским. Пуски «Цирконов» уже были произведены с надводного носителя – фрегата «Адмирал Горшков».

После успешного прохождения тех тестов следующим этапом были пуски с подводного носителя. Ракеты должны были взлететь с борта атомной подлодки «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». В начале октября из надводного положения, а в ноябре – из подводного. Причём указывалось, что начало второго испытания будет зависеть от итогов первого.

адмирал кузнецов в майнкрафтПуски «Цирконов» с фрегата «Адмирал Горшков». Фото: MOD Russia / Globallookpress

На это сразу обратили внимание наблюдатели из числа военных экспертов: второй пуск случился не через месяц, а на следующий день. Это значит, по мнению специалистов, что прохождение предыдущего этапа совершилось настолько безупречно, что командование решило зря не ждать.

Двойная польза: приближена дата перехода лётно-конструкторских испытаний в государственные (тем более что контракт на поставку «Цирконов» в войска уже подписан); ну, и награды всем, кто причастен, тоже лишними не будут.

Почему – авианосцы?

И вот одна из идей была сделать громадную торпеду термоядерную… И тогда я познакомился с Королёвым. И мы ему показывали чертежи нашей лодки и показали ему, какую торпеду мы туда собираемся сунуть, и была речь о том, что а нельзя ли, чтобы она выскочила как-нибудь там из воды и полетела бы. И мы разговаривали о том, а нельзя ли лодку поставить вертикально, когда она будет выпускать эту ракету. В общем, всё было на довольно детском уровне и с его стороны, и с моей стороны. Но мы это всё обсуждали…

С тех пор пришли и новые идеи, и новые ракеты. И ракето-торпеды. И вот когда сегодня на кадрах, опубликованных Министерством обороны, видишь, как чёрной ночью неотвратимая в своей точности и безжалостная в своей эффективности гиперзвуковая ракета вырывается из-под воды с глубины 40 метров, понимаешь, что это время прошло не зря.

Все эти послевоенные десятилетия США обладали бесспорным преимуществом над СССР в авианосной составляющей. А авианосец – это даже не корабль. Это плавучая военная база, не только обладающая подавляющим вдали от береговых аэродромов воздушным преимуществом, но и окружённая настоящим частоколом из надводных и подводных кораблей.

Почему – «Цирконы»?

Например, точность – никакой пользы от ракеты, если она взорвётся в миле от цели. Сила самого заряда. Неуязвимость – заряд должен быть доставлен до цели, несмотря на огневое и радиоэлектронное противодействие.

Как раз добиться удачного сочетания этих факторов – и есть самая сложная задача ракетчиков. Ракета «Циркон» очень серьёзно засекречена. Но из того, что публиковалось в открытой печати, можно сделать следующие выводы о её конструкции и возможностях.

Испытательный пуск гиперзвуковой ракеты «Циркон» с АПЛ «Северодвинск» /vk.com

Это, разумеется, не исключает «внешнего» прицеливания. В этом смысле, насколько можно судить, «Цирконы» работают в плотной связке с системой космической радиоэлектронной разведки «Лиана». Опираясь на новейшие разведывательные спутники «Пион-НКС» и «Лотос-С», эта система обеспечивает глобальное отслеживание военной активности, наблюдение за передвижением морских и сухопутных соединений и даже отдельных танков и машин. А также целеуказание для высокоточных систем вооружения.

Поэтому, в частности, нынешние испытания «Цирконов» – задача комплексная. Это не просто – капитану подлодки сыграть ноктюрн на пультах, зажечь твёрдотопливные ускорители и отправить ракету в полёт. Такую ракету надо ещё соединить со всем комплексом изделий и возможностей, что обеспечивают её полёт и наведение на цель. Включая, кстати, средства противодействия вражеской радиоэлектронной разведке и подавления, а также средства перехвата переговоров противника и вообще его информации.

Для целеуказания эта система формирует соответствующие радиотехнические образы вражеской техники, определяет и передаёт её координаты, скорость и направление передвижения, характеристики. После чего стая «Цирконов» гарантированно уничтожает АУГ противника, включая главную цель авианосец.

Впрочем, как явствует из некоторых публикаций, к «обслуживанию» «Цирконов» вполне может быть подключена загоризонтная РЛС «Контейнер». Та вообще видит всё, в том числе самолёты-«невидимки», так что авианосная группировка ей вообще на один зубок. Тем более что «Контейнер» как раз недавно испытывали именно в Баренцевом море на отслеживание кораблей и наведение на них носителей со средствами поражения.

Что с того?

Как видим, совсем не надо ставить подлодку вертикально, чтобы запустить в супостата ядерную торпеду. С нынешним уровнем развития вооружений ракета выпускается из стандартного «стакана» ЗС-14, универсализированного под противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» и «Калибр». Затем она летит, сопровождаемая заботой автоматизированной системы управления, той самой, что недавно была испытана в ходе учений Северного флота.

Противодействовать этому оружию американцам просто нечем. Царьград как-то приводил расчёты известного военного учёного и аналитика Константина Сивкова. Согласно им, даже одна ПКР «Циркон» преодолевает все средства ПВО аж двух современных американских кораблей с вероятностью 77–84 %. А уж рой таких ракет из 8 изделий, ведомый сменяющимся (на случай сбития или повреждения) «вожаком», гарантированно разгромит любую АУГ противника.

Американцы грустно констатируют в The National Interest:

Эти ракеты могут превратить суперкорабли Америки в многомиллиардные кладбища для тысяч моряков.

И они полностью правы.

А значит, кончилась проекция силы, ради которой США создали аж 11 авианосных соединений. С чем мы нас всех можем и поздравить.

Источник

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

На авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», находящемся на ремонте на заводе «Звездочка» в Мурманской области, произошел крупный пожар. История и тактико-технические характеристики корабля — в материале “Ъ”.

адмирал кузнецов в майнкрафт адмирал кузнецов в майнкрафт

Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5 был заложен на Черноморском судостроительном заводе (Николаев, Украина) в сентябре 1982 года. Прежние названия — «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». Спущен на воду 4 декабря 1985 года. 20 января 1991 года вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Крупнейший корабль и единственный авианосец военно-морского флота России.

Наибольшая длина палубы — 306 м, наибольшая ширина — 72 м, высота — 64,5 м. Полное водоизмещение — 59 100 тонн, скорость полного хода — 29 узлов, дальность плавания при скорости 14 узлов — 8417 миль. Автономность плавания — до 45 суток. Экипаж — 1960 человек, в том числе 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка корабля включает четыре паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов мощностью по 1500 кВт каждый.

Вооружение корабля: 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-700 «Гранит», 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» (боезапас — 192 ракеты), восемь модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», шесть артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов), реактивный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1».

Корабль может нести 26 самолетов и 24 вертолета. В ноябре 2016 года — январе 2017 года «Адмирал Кузнецов» впервые принял участие в боевых действиях. Палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре боевиков в Сирии. Всего за время похода в Средиземное море летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов. Два самолета были потеряны. 14 ноября 2016 года во время захода на посадку на борт корабля потерпел крушение истребитель МиГ-29К, 5 декабря того же года при посадке на корабль из-за обрыва троса аэрофинишера был потерян Су-33.

В 2001–2004, 2008 и 2015 годах корабль проходил ремонты. Последние работы по ремонту и модернизации корабля начались в 2017 году и должны были завершиться к 2021 году.

Источник

Он вам не Кузя!

У России есть только два союзника: армия и военно-морской флот.

Владимир Путин
Александр III
Владимир Путин

«Кузя», «Советский Союз», «Коптилка», «Рига», «Тбилиси», «плавучий Дагестан», «Леонид Брежнев», «Скрепоносец» – лишь малая часть имён и прозвищ тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Чаще всего этот корабль называют ласково-презрительно «Кузя». «Адмирал Кузнецов» вот уже три десятка лет является гордостью позором печалью российского ВМФ. Корабль со сложной судьбой, который создавался в совсем другом государстве, с совсем другими планами и задачами. Сегодня упоротый редкий патриот гордится этим кораблём, от которого больше проблем, чем пользы. Но, несмотря на всю неоднозначность своего существования, «Кузя» – легенда. С ним связано много смешных и грустных историй, которые официальная пропаганда предпочитает обходить стороной.

Рождался «Адмирал Кузнецов» в тех же муках, в которых и живёт. Споры на тему, нужны ли России авианосцы сегодня очень популярны на военно-политических форумах. Тема не оригинальная – эти споры ведутся ответственными товарищами в военных ведомствах с середины XX века. Например, товарищу Сталину нравились линкоры, и поэтому до самой его смерти дискуссии на тему авианосцев почти не велись. Лишь адмирал Николай Герасимович Кузнецов был горячим сторонником строительства авианосного флота. Но товарищу Сталину нравились линкоры.

И только в конце 60-х годов с приходом Леонида Ильича Брежнева в СССР началась масштабная программа строительства авианесущих кораблей. У американцев в это же время стартовала программа строительства авианосцев класса «Нимиц», которые и по сей день являют собой эталон авианосца.

СССР не сразу стал пробовать строить полноценные авианосцы. Первые попытки сделать большой корабль с авиакрылом относятся ещё к концу 50-х, когда были построены два авианесущих противолодочных крейсера проекта 1123 («Кондор»). «Кондоры» несли до 14 вертолётов и имели довольно большую полётную палубу. Развитием «Кондоров» стало появившееся в конце 60-х семейство тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143 («Кречет»). Почему у русских авианесущие крейсеры, а не авианосцы? Потому что по конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы в Чёрное море не могут заходить авианосцы, а вот авианесущие крейсера в документе не указаны.

«Кречет» 1143.6 На сегодняшний день в составе китайского ВМФ под именем «Ляонин».

Говоря о проекте 1143 «Кречет», надо отметить, что это семь кораблей, которые довольно сильно отличаются друг от друга. 1143.5 «Адмирал Кузнецов» – пятый корабль в семействе. Первые четыре «Кречета» имели не очень большую полётную палубу, и на них могли базироваться только вертолёты и самолёты вертикального взлёта и посадки Як-38 (не отличавшиеся высокой надёжностью и боевыми возможностями). Пятый и шестой «Кречеты» были переходными кораблями, на которых уже могли базироваться реактивные самолёты с трамплинным взлётом и посадкой посредством аэрофинишёров. Седьмой «Кречет», «Ульяновск», должен был стать первым советским полноценным авианосцем с ядерной силовой установкой и катапультами для взлёта самолётов.

Военно-морское творчество об особенностях эксплуатации Як-38

«Кречет» 1143.4. На сегодняшний день в составе индийского ВМФ под именем «Викрамадитья».

Судьба «Кречетов» после развала СССР оказалась затейливой и необычной. Первый, головной крейсер «Киев», в начале девяностых был продан неизвестным бизнесменам за полтора миллиона долларов. Те перепродали его в Китай за 8 миллионов. Сейчас он стоит в в порту Тяньцзинь и используется как развлекательный комплекс с отелем. Второй «Кречет», «Минск» – тоже в Китае, тоже в качестве развлекательного аттракциона. Четвёртый, «Баку» – был перестроен и сейчас находится в составе индийского флота под названием «Викрамадитья». Шестой, «Варяг» – после СССР отошёл Украине и был продан за 25 миллионов долларов в Китай, где стал плавучим казино. Однако после покупки китайцы передумали и ввели его в строй. В настоящий момент он несёт боевую службу в ВМС НОАК под именем «Ляонин». У седьмого «Кречета», «Ульяновска», был полностью собран корпус, но после развала СССР его разрезали в доке.

«Кречет» 1143.5. «Адмирал Кузнецов».

И только один тяжёлый авианесущий крейсер этого семейства остался в России и пытается нести здесь боевую службу под именем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Это пятое по счёту официальное название корабля. На стадии проекта он назывался «Советский Союз», при закладке «Рига», спускался на воду как «Леонид Брежнев», испытывался как «Тбилиси». В 1990 году получил очередное название «Адмирал Кузнецов», и пока оно остаётся неизменным.

Итак, что же из себя представляет «Кузя»? Наглядно сравнить его с американскими эталонными авианосцами «Нимиц». У «Кузи» сопоставимые размеры и похожая конфигурация полётной палубы. «Кузнецов» немного меньше по физическим размерам. Но если вы не в теме, вы легко можете спутать эти два типа авианесущих кораблей. Большинство людей слышат фразу «наш авианосец» и искренне считают, что «Адмирал Кузнецов» сопоставим с американскими собратьями. Это, конечно, полное заблуждение. У кораблей разные силовые установки. На «Нимицах» 4 ядерных реактора – у «Кузнецова» котло-турбинная силовая установка. У «Нимицев» взлёт посредством четырёх паровых катапульт – у «Кузнецова» трамплин в носовой части. У «Нимицев» авиакрыло из 60-90 самолётов и вертолётов – «Кузнецов» несёт до 50 аппаратов, но на деле значительно меньше. Зато у «Кузнецова» номинально мощное ПВО и 12 тяжёлых крылатых ракет «Гранит». У «Нимицев» вообще нет собственного ударного вооружения и гораздо более скромное собственное ПВО. У «Кузнецова» около 2000 членов экипажа. У «Нимицев» более 5000. Но это номинальные отличия. Голое сравнение ТТХ, показывает, что «Кузнецов» сильно не дотягивает до «Нимицев».

Самое интересное начинается, когда начинаешь детально изучать, что же из себя представляет «Адмирал Кузнецов». Над «Кузнецовым» принято издеваться из-за обильного дыма, который он производит при попытках двигаться. Движение вообще слабое место «Кузи», поэтому службу он предпочитает нести у причалов.

Энергию кораблю должны давать 8 высоконапорных котлов типа КВГ-4. Почти такая же силовая установка из восьми котлов была на предыдущих «Кречетах», масса которых была в полтора раза меньше чем у «Кузнецова». В итоге силовая установка «Кузнецова» получилась перегруженной от рождения. Но родовая травма могла быть компенсирована хорошим уходом при жизни, чего не произошло. Котлы «Кузи» постоянно выводились из строя кривыми руками обслуживающих их моряков. Свою максимальную скорость в 29 узлов «Кузя» в последний раз развивал в 1990 году. Количество рабочих котлов – военная тайна. Их постоянно пытаются чинить, они постоянно выходят из строя. Обычно работает лишь половина. Бывает, что один из восьми. Бывает, что и ни одного. Тогда на помощь «Кузе» приходит буксир, которые всегда сопровождают его в открытом море. Военной тайной является и состояние валов (винтов). Официально всё хорошо. Неофициально часто встречается информация от заслуживающих доверия источников, что рабочих валов только три.

Старый котёл авианосца «Адмирал Кузнецов».

Вечные проблемы с силовой установкой серьёзно ограничивают эксплуатацию авиакрыла. У американцев давным-давно используются паровые катапульты, которые буквально выстреливают самолёт с корабля, разгоняя его до 250-300 км/ч всего за 2 секунды. У «Кузи» для взлёта самолётов предназначен трамплин. Самолёт за счёт тяги собственных двигателей разбегается по палубе и «подбрасывается» трамплином в воздух, после чего продолжает разгон самостоятельно. При трамплинном взлёте самолёты гораздо больше зависят от скорости корабля и встречного ветра. Разгоняясь, корабль может помочь самолётам. «Кузя» разогнаться не может. Поэтому самолёты не могут взлетать с серьёзным вооружением и полным запасом топлива. Боевые возможности «кузиного» авиакрыла очень скромны и не представляют серьёзной угрозы.

Врождённый минус трамплинного взлёта – использование только самолётов с мощными двигателями. Американцы своими катапультами могут запускать самолёты дальнего радиолокационного обнаружения типа E-2 Hawkeye. Это глаза авианосной ударной группировки, которые дают полную картину происходящего на расстоянии в сотни километров. На «Кузю» пытались посадить вертолёты радиолокационного дозора Ка-31. Но, во-первых, вертолёты изначально имеют ограничения перед самолётами, во-вторых, ничего хорошего с Ка-31 не получилось. У вертолёта тоже тяжёлая судьба.

Однако недостатки авиакрыла «Кузнецов» компенсирует собственным вооружением. Во всяком случае пытается. Для авианосца у него довольно мощное ПВО: почти 450 ракет малой дальности, скорострельные пушки, постановка помех. Но по поводу работоспособности всего этого хозяйства ходят не очень хорошие слухи. По отзывам, у «Кузи» очень плохо обстоят дела с системами наведения, и ракеты летят мимо цели. В любом случае ПВО у «Кузи» старое, образца 80-х. И даже если оно полностью работает, реальные его возможности уже не велики.

Редчайшие кадры, стрельба из ПКРК «Гранит»:

Боевая служба корабля соответствует эпохе. По судьбе «Адмирала Кузнецова» хорошо видно, что происходит со страной.

На момент развала СССР корабль находился в Севастополе. Построенный на Николаевской верфи он продолжал проходить испытания и доводку в Чёрном море. В Крыму был тренировочный комплекс подготовки лётчиков палубной авиации – знаменитая «Нитка». Однако с кончиной Союза вся эта связанная с авианосцами инфраструктура отошла Украине. Украинские власти попытались оставить себе и «Кузнецова», но 30 ноября 1991 года командир корабля «угнал» крейсер на Северный флот, оставив на берегу часть экипажа и авиакрыло. Одна часть лётного состава на Су-33 позже перелетела к новому месту базирования, а другая – осталась на Украине. На севере экипаж и лётное крыло ждали все спорные «удовольствия» Северного флота и разруха девяностых.

Первые годы на Северном флоте шли доводка и испытания корабля. В девяностые и нулевые годы «Кузнецов» совершил несколько походов в Атлантику и Средиземное море. Но большую часть времени он проводил на длящихся по несколько лет ремонтах и у причальной стенки. Во время нечастых выходов в море было потеряно самолётов из-за неисправностей посадочной системы. Надо отметить, что у американцев тоже случаются потери самолётов из-за обрывов тросов аэрофинишёров, однако полёты у американцев происходят гораздо чаще и представляют из себя куда более грандиозное и сложное мероприятие.

Но всё это сухая статистика, которая даёт слабое представление о том, что происходило с «Кузей» в проклятые девяностые, и откуда у него плохая репутация. Ниже отрывки из одной из самых знаменитых статей, описывающих боевую службу единственного российского почти авианосца.

На трапе упираемся в «блок-пост». Такого вида вахты нет ни на одном другом корабле. «Блок-пост» — это матрос срочной службы, который выполняет роль сторожа определенного участка (палуба, трап и т. д.). Сторожит он вовсе не секретные объекты, а электрические лампочки, пожарные рукава, огнетушители, стенды, колокола громкого боя и т. д. А поскольку матрос может уснуть, уйти, наконец, у него могут ночью отнять это богатство, делается еще и подстраховка. Так, огнетушители и пожарные рукава можно вообще не выставлять — и действительно, вы нигде не найдете их на корабле. Исключение составляют только время «высочайших» смотров. Тогда выставляется все, что есть, а «блок-посты» обязательно удваиваются. Пытливый читатель может спросить: «А как же лампочки? Ведь их не снимешь, иначе как ходить в полной темноте?» Спешу успокоить: эта проблема давно уже решена на высоком идейно-техническом уровне. Лампочки: а) приклеивают эпоксидной смолой; б) приматывают проволокой — желательно колючей; в) подводят ток к проволоке или плафону. Все это применяется, как правило, в комбинации. И все равно, эти чертовы лампочки воруют.

Здесь мы станем свидетелями очередного авианосного чуда, делающего этот корабль непохожим ни на один другой. Вы можете идти по залитой светом чистой 3-й палубе, но стоит только спуститься ниже, как вы попадаете в «катакомбы» — с развороченными постами, брошенными каютами, все это — без света и очень часто затоплено (иногда сточными водами, так что запах «высококачественный»). Ниже — то же самое. Конечно, такое не везде (не более 60% сходов ниже 3-й палубы).

Спускаемся еще ниже, в трюма. Там все в мазуте и воде, там и тут — кучи мусора (нести его на причал далеко, да туда и пускают только в определенное время, а приборка на корабле делается всегда, вот и кидают мусор в трюм).

Первое, что надо отметить, так это отсутствие на корабле отопления, что, согласитесь, для Севера немаловажно. Экипаж даже в ангаре строится в шинелях. Если в кубрике или каюте +5°С, то это уже хорошо, а если +12-15° — это уже, простите, барство! В такой обстановке спасают только электрогрелки. Поскольку покупать их дорого, а достать корабельную сложно, «лепят» их, кто во что горазд. Начальство же изымает «нештатное электрооборудование», при этом его хозяева получают «награды».

Тяжело на корабле и с гальюнами. Всего их более полусотни, но добрая половина не работает.

«Кузнецов» пользуется дурной славой. Начальство везде так и пугает: «Будешь себя плохо вести — пошлем на «Кузнецов»». Ну, а тем, кому «повезло» попасть служить на «Кузнецов», служить там не очень хочется. Отсюда и большая текучесть кадров. Каждые 4-5 лет (по истечению контракта) младший офицерский состав — а это главный костяк корабля — меняется на 80%. Уходят опытные, а на их место приходят «зеленые». То же касается и мичманов. Все это явно не способствует улучшению эксплуатации техники.

Что касается личного состава, т. е. матросов, то глядя на них, веришь, что СССР жив, живет и жить будет. Каких только национальностей здесь нет! Русских — не больше 60%. Деревня, поселок, колхоз, но нет среди молодых матросов ни москвичей, ни питерцев. Другое дело — Северный Кавказ. Там считается, что настоящий мужчина должен пройти армейскую школу, а попасть на флот они считают за счастье. Поэтому на корабль приходят не худшие представители Северного Кавказа. Разумеется, они быстро осваиваются с обстановкой, организовывая местечковые группировки и захватывая власть в матросской среде. От греха подальше весь этот контингент даже не пускают в увольнение (дабы ничего не учудили в Мурманске). Так и сидят они 2 года на «железе». Главной воспитательной мерой по отношению к матросам теперь стала «плетка» («пряник» отсутствует), т. е. карцер, куда иногда попадают даже мичманы. От такой жизни матросы любят «теряться», благо корабль большой. Происходит это по 3-4 раза в месяц. Тогда всех офицеров и мичманов расписывают по сходам, и мы ищем спрятавшегося матроса. Поиски длятся обычно 1-2 дня (если не находят в первый день, а это 50% вероятности, то матрос, как правило, через 2-3 дня выходит сам), но были и рекордсмены. Так, одного матросика в Средиземном море искали неделю.

Воруют все и у всех. Как то украли 200 пар (у нас все по-крупному) офицерских ботинок, а потом почти в открытую ими по 50 рублей за пару торговали на корабле. А командир все кричал, что всех посадит.

Самой плодотворной нивой здесь, конечно, являются камбузы. С них тащат все, кому не лень, а не лень тут всем. Что не уносится, то съедается, и по ночам на всех камбузах пахнет жареной картошкой.

Один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают — из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75 %. Но это в теории, а на практике — и того меньше.

Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит, как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже «еле дышат», да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно — не более 10-12 узлов.

«Хорошо» обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор «сядет», а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут — не авианосец, а «летучий голландец».

А вот отрывок из воспоминаний командующего Средиземноморской 5-й оперативной эскадры адмирала Валентина Селиванова.

Во время похода 1996 года у меня часто работало всего два котла, а сколько раз было, когда оставались вообще на одном котле, а это скорость не больше 4 узлов. При такой скорости авианосец не слушается руля, его ветром сносит.

В 1996 году флот был уже в жутком состоянии. Но надо было как-то достойно отметить трехсотлетие российского флота. Решили в ознаменование годовщины совершить поход на «Кузнецове» в Средиземное море и обратно. Обыденное дело для советских времен теперь было чрезвычайно сложным и опасным мероприятием.

Выходили в море на честном слове. Дело в том, что во время предыдущего выхода в море «Кузнецов» попал в шторм, подзасолил трубки, потерял ход, и чуть не был выброшен на берег Новой Земли. Кораблю был нужен серьезный ремонт, но адмирал Ерофеев доложил мне, что авианосец к походу готов. И мы вышли в море. Уже там выяснилось, что два котла вообще замазучены — полуобученные матросы принимали в котлы вместо дистиллята простую забортную воду. Но так или иначе мы в январе вышли в море, понаприглашали иностранных военно-морских атташе из всех средиземноморских стран, Англии и Германии.

К началу февраля выяснилось окончательно, что положение с котлами складывается критическое. Несколько раз мы стояли перед выбором: продолжать опасный поход, или возвращать неисправный корабль домой. Решили идти дальше, вернуться — означало бы опозорить всю трехсотлетнюю историю российского флота. О престиже России думали. Хотя, теперь я понимаю, что если бы мы потерпели катастрофу, то это был бы позор еще больший и великая трагедия. Ближе всего к трагедии мы были, встав с официальным визитом на Мальте.

Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел!» Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса триста четыре метра, до скал двести пятьдесят метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы. Я прервал переговоры с министром, на машине помчался на вертолетную площадку. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня на палубу «Кузнецова». Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это увидел бы по телевизору весь мир.

Корму несло на скалы, а мы с матюками и молитвами работали с котлом. В итоге один котел запустили. Он дает мощи на полтора узла хода. Этого мало, но наше приближение к скалам хотя бы замедлилось. Наконец ввели в строй еще один котел. Слава Богу и матросам из БЧ-5, катастрофа не состоялась. Я не знаю, как бы я потом жил, если б угробил «Кузнецова», после такого лучше вообще не жить. С грехом пополам на двух котлах медленно потащились в Северодвинск. Я привел корабль домой, вернулся в Москву, и написал рапорт на увольнение.

Обычно русские патриоты характеризуют подобное применение авианосцев как «бомбить папуасов». Потому что в сирийском небе летают в соответствии с кучей договоров и разграничений, практически полностью исключающих вероятность боевого столкновения. А у сирийских террористов нет подходящих средств ПВО, чтобы оказывать существенное сопротивление. Условия практически полигонные.

С самого начала поход сопровождался огромным количеством насмешек из-за обильного дыма. «Кузя» дымил не меньше, чем в предыдущие двадцать лет. Проблемы с силовой установкой никуда не делись.

И вот в Сирии начались боевые полёты. Согласно официальным заявлениям Министерства Обороны РФ, лётчики палубной авиации за два месяца выполнили 420 боевых вылетов и уничтожили 1252 объекта международного терроризма. А американцы выложили свой отчёт о действиях «Кузнецова». Результативность бомбёжок злобного песка они не прокомментировали, зато назвали количество вылетов с «Кузнецова». В общей сложности российская палубная авиация сделала 154 вылета с корабля. Остальные выполнялись из Хмеймима, куда перебазировалась часть авиакрыла «Кузнецова». Американцы отмечают, что и при взлёте с авианесущего крейсера, российские истребители часто совершали промежуточную посадку на аэродромы в Сирии, после чего возвращались на корабль.

Несмотря на не очень высокую интенсивность вылетов, «Кузнецов» утопил два истребителя. 14 ноября 2016 года три Миг-29К возвращались с малым остатком топлива. По неофициальным описаниям первый самолёт сел с трудностями. Второй при посадке порвал трос. Ему повезло не выкатиться с палубы, однако остатки троса запутались с соседним. Пока разбирались с посадочной системой, у третьего самолёта кончилось топливо, и его пришлось уронить в воду. Все лётчики остались живы. 5 декабря того же года Су-33 порвал трос аэрофинишёра и упал в воду. По неофициальной информации, при посадке был потерян ещё один Миг-29К, который из-за плохой работы посадочной системы превратился в металлолом.

Стоимость сирийского похода «Кузнецова» оценивается в 7,5–10 млрд. рублей.

Ремонт должен продолжаться до 2021 года. Но сколько он продлится теперь неизвестно. В ночь с 29 на 30 октября 2018 года «Кузнецова» спускали на воду из плавучего дока ПД-50. По неофициальным данным, в этот момент произошло отключение электросетей береговой инфраструктуры, от которой запитывался док. Собственные генераторы дока не были запущены – злые языки говорят, из-за экономии солярки. Док утонул. При этом один из башенных кранов упал на палубу «Кузнецова». Одни источники говорят о пробоине размером 4 на 5 метров, другие говорят, что палуба была частично разобрана, и кран повредил внутренние отсеки. В любом случае ремонт затягивается на неопределённый срок. В том числе из-за того, что непонятно в какой док теперь загонять «Кузнецова». На Северном флоте для него ничего подходящего нет. Для окончания ремонта рассматривается вопрос перегонки «Кузнецова» на Тихоокеанский флот.

Рухнувший при аварии плавучего дока ПД-50 на полётную палубу ТАВКР «Адмирал Кузнецов» доковый подъемный кран. Крейсер ошвартован у причала филиала «35 СРЗ» АО «Центр судоремонта «Звездочка» в Мурманске, ноябрь 2018 года:

Любопытно, что ещё в апреле вполне патриотические телеграм-каналы очень скептически оценивали перспективы ремонта «Кузи».

Тем временем с помощью министра обороны и какой то матери наши флотоводцы смогли поставить «Кузнецова» в ремонт.
Как и предвидел капитан В. осваивать бюджет ОСК предстоит в Мурманске, где в 82-м заводе пылится самый наш могучий плавдок ПД-50, который Карл 12 передал ещё Петру 1 по репарациям.
(Шутка. На самом деле его советской власти втридорога продали шведы при Улофе Пальме).
Короче говоря, капитан В. предлагает помянуть наш любимый авианосец.
Это его последний «ремонт» из которого он если и выйдет, то только на разделку.
Ну а про то, что на «освоенный» бюджет можно было бы пару современных единичек океанской зоны построить, мы промолчим.

Если вы почему-то решили, что «Адмирал Кузнецов» какой-то уникальный корабль в российском флоте, вы ошибаетесь. Например, взять эсминцы проекта 956. С 1975 по 1992 год для отечественного ВМФ было построено 17 таких кораблей. На июль 2018 года на ходу осталось только два этих эсминца. Ещё пара штук в ремонте, а остальные скончались. У 956-х энергетическая установка представляет из себя практически такие же котлы, что и у «Кузнецова». Корабли были успешно выведены из строя неграмотной эксплуатацией.

Вообще надводных кораблей первого ранга в российском флоте уже меньше двух десятков. И все они родом из СССР. Примерно половина не может отойти от причалов своим ходом. Матчасть, электроника, вооружение, да практически всё – ещё советское. Новые строящиеся корабли – небольшие фрегаты, корветы и малые ракетные корабли. Пропаганда преподносит их как выдающихся носителей знаменитых крылатых ракет «Калибр», но на самом деле это корабли ближней морской зоны с низкой мореходностью, слабой электроникой и вооружением. Самые крупные надводные боевые корабли, построенные за последние два десятилетия, – это фрегаты типа «Адмирал Горшков» с водоизмещением около 5500 тонн. Яхты российских олигархов имеют водоизмещение до 16000 тонн. Немного лучше обстоят дела в подводном флоте. Но только если сравнивать с флотом надводным или с морской авиацией.

В последние годы стало нормально оправдывать огромные траты на армию и флот необходимостью защиты страны. Пропаганда старается сделать красивую картинку. В ходе сирийского похода «Адмирала Кузнецова» было снято несколько документальных фильмов и множество коротких роликов. Однако реальность отличается от пропагандистских потуг. Факты упрямо говорят, что сегодняшний «Кузя» не отличается от «Кузи» девяностых. Он продолжает топить самолёты, коптить, а на флоте остаётся бардак. Очень дорогой бардак. Увы, но большинство людей не просто устраивает сложившееся положение дел – они ещё и гордятся им. А флот тем временем всё ближе к берегам.

Нужны ли вообще России авианосцы? Вопрос открытый. Современный авианосец – это универсальный плавучий аэродром, который в первую очередь защищает свои атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами. Сможет ли «Адмирал Кузнецов» защитить хотя бы самого себя – большой вопрос. Зачем же его держат? Наверное, для престижа. Чтобы Российская Федерация входила в число стран, имеющих собственные авианосцы. Но «Кузя» сжирает прорву денег и даёт взамен только грустное осознание того, что с флотом дела обстоят так же как и с космонавтикой, медициной, образованием, наукой и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *