чем натирают смычок для скрипки
Канифоль
Канифоль
(эта страница будет улучшаться и дополняться)
Канифоль — это кусочек смолы, которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.
Тем не менее в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.
Канифоль получают из смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева, и без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).
Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.
Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами. Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.
Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.
Скрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что в тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.
Среди производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.
См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)
Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.
P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).
*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.
Чем натирают смычок для скрипки
Подальше от источников тепла, прямых солнечных лучей, влажности, детей, кошек, собак, крыс, мышей, грызунов вообще, жучков-короедов, бомжей, неучей, любопытствующих, бешеного мужа.
Между подставкой и грифом протирать мягкой (фланелевой) тряпочкой, шобы не белело от канифоли.
Смычок постоянно чересчур натянутым не держать, расслаблять немного, когда убираете надолго
Канифоль хорошую раздобыть. Иначе будет либо царапанье волоса смычка (а бывали случаи, когда при натирке волосья рвались, чесна-чесна), либо вообще не натрёте.
Колки крутить осторооооооожненько. Сверх меры в дырочки не впихивать. Шобы не разболтались.
Ногти обстричь, не царапать гриф!
Инструмент об стену не швырять, лак в задумчивости не соскабливать, головкой пустые такты по пюпитру не отсчитывать.
Сквозь эфы любовные записочки не совать, не достанете потом всё равно.
Подбородник протирать от кожного жира. И вообще всё протирать, чтобы нигде никакая грязь никуда не забивалась. Мягкой тряпочкой. Без фанатизма.
Футляр проветривать, протирать, пылесосить, водку/закуску в нём не хранить.
На инструмент по рассеянности не садиться.
Уход за инструментом, смычком, струнами
Берегите свой инструмент, любите, жалейте его, щадите. Чем ценнее ваш инструмент,тем большую ответственность вы несете за его сохранность. Многие музыканты наивно полагают, что если они заплатили деньги и купили инструмент, то это теперь их полная собственность и они могут поступать с ней как угодно.
К сожалению, человеческая жизнь слишком коротка. А профессиональная еще короче. Инструмент редко находится больше 20-30 лет в одних и тех же руках. А теперь представьте, сколько владельцев поменял инструмент, если ему, к примеру, 300 лет?
Сколько музыкантов уже использовали счастливый шанс играть на вашем превосходном инструменте? И сколько еще будет играть после вас? Такова жизнь, нужно представить себе эту нескончаемую череду поколений и свое место в ней. Наверное, отношение к такой собственности, как раритетная скрипка, имеет смысл пересмотреть таким образом: Вы взяли этот инструмент в аренду у Истории и обязательно его вернете. Будьте, пожалуйста, достойны своего инструмента, помня об ответственности перед будущими поколениями. Но это лирическое отступление, а на самом деле уход очень прост.
СОДЕРЖИТЕ ВАШ ИНСТРУМЕНТ В ПОРЯДКЕ
Это значит: он чистый. Канифоль не въелась в лак, потому что Вы после каждой игры тщательно протираете инструмент.
А ее не должно быть. На инструменте нет мест, где лак полностью стерся и обнажилось открытое дерево. Открытое дерево впитывает пот и жир с ваших рук, дека перестает правильно резонировать и инструмент гибнет. Если вы все-таки обнаружили такие места, немедленно попросите мастера закрыть их лаком.
Будет хорошо, если вы сошьете шелковый мешочек для своего инструмента или, на худой конец, просто будете убирать свой инструмент в пластиковый пакет, закрывая наглухо. Это необходимо при морозах, резких перепадах температуры.
СЛЕДИТЕ ЗА КОЛКАМИ!
Волос в свободном состоянии не должен провисать. Если у вас действительно дорогой смычок, стоит подумать о замене оригинальной колодки на копию. Делают похожую колодку по форме и весу, и с ней работают. А оригинальную просто хранят. То же самое с концом смычка, там, где мы его держим. Клеймо, да и сам смычок, стираются п
Чем натирают смычок для скрипки
В непростом деле обучения детей искусству скрипичной игры не последнее место занимают сугубо технические вопросы обеспечения ученика должным инструментарием, поддержанием этого инструментария в исправном состоянии, уходом за ним.
Скрипка и так очень сложный инструмент с точки зрения звукоизвлечения и поэтому важно не создавать дополнительные проблемы со стороны инструментария. Не зря известный педагог Галина Степановна Турчанинова говорит, что каждый педагог должен знать все технические нюансы строения скрипки не хуже скрипичного мастера.
Данная методическая разработка не претендует на всеохватывающее освещение данного вопроса, в ней отражен лишь личный опыт автора, на протяжении многих лет интересовавшегося этой областью скрипичного искусства.
Смычок и уход за ним
Стандартный 4/4 смычок имеет длину около 72 см и вес в пределах 55-65 г. Субъективное ощущение веса смычка зависит во многом от расположения его центра тяжести: чем дальше он от колодки, тем смычок кажется тяжелее. При недостаточной массе смычка возможно её увеличение путем более толстой длинной обмотки, а также утяжеления колодки.
Длина детских смычков соответствует размеру скрипки (1/8, 1/4, 1/2, 3/4). При игре правая рука в положении смычка у конца должна быть немного согнута в локтевом суставе. При недостаточной длине рук учащегося рекомендуется не доводить смычок до конца или использовать смычок меньшего размера.
После каждой игры необходимо смахивать канифоль с трости мягкой ворсовой тряпочкой, чтобы избежать её налипания. При загрязнении смычка, слои налипшей канифоли можно удалить ваткой с раствором уайт-спирита или ацетона. Это вполне безопасно, так как большинство смычков не покрывается лаком, а если лак и присутствует, то он не взаимодействует с вышеперечисленными растворителями.
Трость нужно беречь от прямых солнечных лучей, высокой влажности и жары, так как это может привести к её искривлению. Не менее важно следить за количеством волоса: если с одной стороны его меньше, чем с другой, трость может повести в сторону. Почти любые искривления поддаются исправлению у смычкового мастера.
Износ трости может осуществляться в трех местах: под мизинцем, под большим и указательным пальцами. Следует время от времени проверять, нет ли протертостей в этих местах, следить за состоянием обмотки и кожицы, играть только с хорошо постриженными ногтями.
Существует огромное количество сортов конского волоса, использующихся для вставки в смычок. Они отличаются по толщине, цвету, эластичности, поверхностной структуре. Хороший по игровым качествам волос должен быть крепкий, эластичный, при этом достаточно тонкий, легко канифолиться, благодаря большому количеству чешуек на своей поверхности. При игре он не должен давать никаких призвуков с первой минуты использования.
Довольно распространен взгляд, что чем больше волоса вставлено в смычок, тем лучше. Однако, большое количество волоса забирает звук у струны, глушит её – ведь игра происходит только самым нижним слоем, а остальной волос висит мертвым грузом. Также вставка большого пучка вредит колодочке, которая рассчитана на определенное количество волоса. Зачастую мастеру приходится её подтачивать, утонщать.
Качественная вставка волоса характеризуется следующими критериями:
2. Равномерность, гладкость ленты, без просветов, висящих волосков.
3. Оптимальное выбранное количество волоса, в зависимости от упругости трости, колодочки, толщины самого волоса;
4. Параллельность волос друг другу по всей длине смычка.
Из проблем с волосом чаще всего встречаются такие:
1. Загрязнение волоса;
2. Вылетание верхнего деревянного клина на конце смычка;
3. Вытягивание клинышка из металлического кольца колодочки;
4. Растяжение волоса и, как следствие, невозможность его нормального натяжения, или же наоборот слишком короткий пучок, не дающий возможности полноценного снятия напряжения с трости.
5. Недостаточное количество волоса или его неравномерное распределение;
6. Перекручивание волосяной ленты;
7. Присутствие не до конца вырванных порвавшихся волосков.
Загрязненный жирный волос, который уже не держит канифоль можно очистить несколькими способами. Например, хозяйственным мылом. Еще легче сделать это любым растворителем: этиловым спиртом, ацетоном, уайт-спиритом и т.п. При использовании мыла, после мытья необходимо расчесать волосяную ленту и оставить смычок на несколько часов для просушки. После этого еще раз расчесать, чтобы волоски шли параллельно друг другу, и наканифолить. При чистке растворителем нужно учесть, что под его воздействием канифоль размягчается и волоски на смычке слипаются в сплошную ленту. Поэтому важно дождаться испарения растворителя (10-15 минут), после чего тщательно расчесать волос.
Продлить нормальную работу смычка при растяжении волоса можно, добавив под ленту одну или несколько спичек, сломанных по ширине ленты. Это временная мера, для полного решения проблемы следует обратиться к мастеру.
Случаи перекрутившейся волосяной ленты бывают разного порядка. Самый простой вариант, когда после выкручивания винта и отсоединения колодочки, последняя была поставлена с оборотом по часовой или против часовой стрелки. Другие случаи связаны с закручиванием колодочки внутрь волоса и исправляются намного сложнее.
Удаление порвавшегося волоска лучше осуществлять острым канцелярским ножом или же выдернуть его резким движением по направлению вдоль трости смычка.
Из наиболее часто встречающихся проблем здесь стоит отметить износ резьбы гайки, разбалтывание гайки в колодке и вытягивание винтового стержня из бочоночка.
В первом случае достаточно просто закрутить новую гайку, которые стандартные для всех смычков и продаются в музыкальных магазинах.
Во втором случае, при расширении отверстия в колодочке и, в следствии чего, некрепком закреплении гайки, лучше обратиться к мастеру.
Третья проблема чаще всего возникает при попытке натянуть волос, который растянулся в следствии увеличения влажности или просто от времени. Поэтому обычно необходимо укорачивание или замена всей волосяной ленты. Если же волос нормальной длины, то соединить винтовой стержень с бочоночком можно так: капнуть немного секундного клея в дырочку на бочоночке, вставить стержень, облокотить его на твердую поверхность и сильно, до упора надавить на бочоночек.
Зачастую скрипачи относятся к кожице на смычке исключительно как к средству удобства. Однако на самом деле первостепенная роль кожицы – защитить трость от протирания большим пальцем. Поэтому своевременная её замена является необходимым условием сохранения смычка.
Иногда бывает, что при растяжении волоса в следствие повышения влажности (например, при весеннем отключении отопления) требуется закрутить винт сильнее, из-за чего длины кожицы не хватает, и большой палец упирается в трость. В этом случае нужно срочно заменить кожицу или укоротить волос. При правильно установленной кожице, край колодочки упирается в нее при спущенном волосе и не сильно отходит от нее при натянутом.
При недостаточно прочно лежащей обмотке или её разматывании можно воспользоваться секундным клеем или скотчем.
Эта часть смычка нужна для защиты эсика смычка от слома, а также для более равномерного распределения нагрузки, создаваемой натянутой волосяной лентой. Используется как натуральная кость мамонта, так и пластик различных оттенков. Выбор пластиковой косточки во многом предпочтительнее: она не трескается от удара, стоит дешевле, а на вид почти не отличима от натуральной. К тому же изделия из слоновой кости запрещены для перевозки через границу.
При откалывании или отклеивании косточки можно самостоятельно приклеить её секундным клеем.
К числу чисто декоративных смычковых элементов относятся:
1. различные необычные виды колодочек (из кости, рога, змеиного дерева), применение в них серебра и золота, переливающийся перламутр на задвижке.
3. кожица, изготовленная из кожи различных рептилий;
4. резные орнаменты на косточке, кольце;
5. различные инкрустации бочоночка винта.
В заключении перечислим работы со смычком, которые вполне могут самостоятельно сделать педагог или родители ученика, не обращаясь к смычковому мастеру:
1. замена гайки в колодочке;
2. чистка трости и волоса;
3. временное обеспечение нормальной натяжки растянувшегося волоса;
4. подклейка отклеивающейся косточки;
5. устранение люфтов между колодочкой и тростью путем закручивания/выкручивания гайки;
6. вправка винтового стержня в бочоночек;
7. вправка деревянного клинышка при его вылезании из металлического кольца колодочки;
8. устранение перекрученности волосяной ленты.
Скрипка и уход за ней
При подборе размера скрипки руководствуются следующим правилом: в игровом положении ученик должен свободно обхватывать головку инструмента левой рукой.
Мензура — это длина колеблющейся части струны. Обычно она пропорциональна длине корпуса инструмента, но встречаются скрипки с неправильной мензурой.
Существует такой способ проверки правильности мензуры. Если на струне Ми в третьей позиции до-диез находится точно над обечайкой — мензура правильная. Если до-диез берется до корпуса скрипки — шейка длиннее нужной. Если до-диез берется уже над усом или даже глубже — шейка короче нужной.
Подставка и порожек
Очень большое значение для удобства игры имеет правильно подобранное расстояние между струнами на порожке и подставке, их высота над грифом. Скрипачам с узкими пальцами необходимо уменьшать расстояние между струнами, чтобы можно было свободно брать квинту одним пальцем на двух струнах. Высота струн не должна вызывать необходимость лишнего усилия при падении пальцев. Это очень актуально в начальный период обучения скрипача, когда пальцы еще не окрепли и чрезмерное усилие для продавливания струны негативно сказывается на общей свободе левой руки.
Со стороны подгрифника подставка должна быть перпендикулярна корпусу инструмента. При настройке часто происходит изменение этого угла наклона, что чревато деформированием подставки, повреждением деки, наконец — ухудшением звучания.
Каемки под струны должны быть строго полукруглой формы, не слишком глубокие – струна должна утопать в них наполовину. Часто наблюдаемое прорезание каемок струной внутрь подставки и её более глубокое погружение приводит к приглушению струны, появлению призвуков в звучании. В этом случае, для поднятия струны на нормальную высоту можно подложить под нее кусочек плотной кожи.
Колки и колковая коробка
Правильно установленные, хорошие колки характеризуются следующими качествами:
1) устойчивое держание натяжения струны и при этом легкая его корректировка;
2) отсутствие потрескивания при кручении;
3) точная передача вращательного движения от ушка на стержень, без перекручивания древесины.
4) не слишком сильно выступающий конец колка, особенно у струны Соль, так как он может создавать неудобство для деятельности левой руки в полупозиции.
5) удобно выбранный поворот ушка колка для настройки в игровом положении левой рукой.
При плохом сцеплении, прокручивании не следует стараться сильно вдавить колок в колковую коробку. Это может привести к расширению отверстий или появлению трещин. Рекомендуется натереть поверхность колка мелом или использовать специализированные пасты.
Подгрифник и машинки
Эти части скрипки играют не последнюю роль в процессе звукообразования. Подгрифник обычно лучше максимально оттянуть к пуговке, сделать жилку короче. Для формирования навыков самостоятельной настройки ученику необходимо иметь все четыре машинки, поэтому целесообразно устанавливать подгрифник со встроенными машинками. Это уменьшит вес скрипки, избавит от призвуков при игре. Профессиональные скрипачи чаще всего устанавливают одну или две машинки, настраивая колками остальные струны. Это делается для того, чтобы максимально облегчить инструмент, избавить его от лишней звукопоглощающей массы.
При закручивании машинки иногда возникает ситуация, когда нижняя её часть касается деки скрипки и начинает продавливать её. Для предупреждения таких случаев нужно время от времени проверять состояние машинок, вовремя раскручивать их.
При плохом кручении машинки можно рекомендовать смазать резьбу сухим мылом или специальными твердыми смазками.
После каждой игры необходимо смахивать канифоль с верхней деки, со струн и грифа мягкой ворсовой тряпочкой. Застарелую налипшую канифоль и грязь на грифе можно протереть любыми спиртовыми растворами, растворителями, предварительно подложив под гриф тряпочку во избежание случайного попадания этих растворов на деку скрипки. Теми же растворами нужно иногда протирать струны от слоев налипшей канифоли, которая дает призвуки при игре.
Для очистки корпуса можно применять специализированные чистящие средства. Однако, при сильном загрязнении они, чаще всего, не дают положительных результатов. В этом случае можно воспользоваться раствором уайт-спирита или скипидара с небольшим количеством вазелинового или льняного масла. Лак абсолютного большинства инструментов не реагирует с этими веществами, которые прекрасно растворяют канифоль и грязь. На всякий случай, перед началом чистки можно попробовать нанести небольшое количество раствора на ватку и слегка потереть корпус в самом незаметном месте. Если ватка не прилипает и на ней не остается желтых или красноватых следов лака, то всё в порядке – можно смело чистить весь инструмент.
Изнутри в корпусе скрипки также постепенно накапливается пыль, шерсть и прочая грязь, которая негативно сказывается на звуке инструмента. Для того чтобы избавиться от неё рекомендуют следующий способ. В скрипку через эфы засыпается некоторое количество рисовой крупы, затем скрипку нужно хорошенько потрясти по всех направлениях, после чего наклонить эфами вниз и высыпать крупу.
Эта часть скрипки весьма важна для удобства игры. Принципиальное значение имеет её толщина: при маленьких руках шейку желательно сделать уже. Также следует обращать внимание на ровность, гладкость древесины: особенно при обильном потоотделении древесина размягчается, поверхность становится шершавой, что создает нежелательное трение руки при переходах. Исправить это достаточно просто, пошкурив шейку шкуркой с маленьким размером зерна.
На данный момент существует три основных вида струн, различающихся по материалу сердечника: металлические, синтетические и жильные.
Металлические струны (Thomastik Superflexible, Spirocore, Pirastro Chromcor и др.) наиболее долговечны, стабильно строят между собой, легко закручиваются под смычком. Однако, их звучание достаточно резкое, порой придавленное, не объемное.
Преимущества синтетических струн (Pirastro Obligato, Evah Pirazzi, Toniсa, Thomastik Dominant, Vision Solo и др.) в гораздо более приятном звучании, дающем больше обертонов, объема. Под пальцами синтетические струны ощущаются мягче за счет их большей толщины. К сожалению, срок службы этого вида струн существенно ниже, при интенсивных занятиях они начинают расстраиваться уже через несколько месяцев.
Жильные струны (Pirasto Oliv, Passione, Eudoxa и др.) отличаются наиболее благозвучным звучанием, но недолгий срок службы, вместе с дорогой ценой делает их скорее прерогативой солистов.
Чтобы проверить, строят ли струны между собой можно попробовать брать разные квинты одним пальцем на соседних струнах. Они должны браться легко, без выкручиваний пальца. Если квинта грязная, то это означает, что пора менять комплект струн.
Новые струны нужно устанавливать по одной, снимая старую и натягивая новую, чтобы избежать возможного падения душки при уменьшении давления на подставку. Перед установкой необходимо жирно смазать каемки на подставке и порожке грифельным карандашом на всю их глубину. Это значительно продлит жизнь новых струн, не давая обмотке зацепляться и растягиваться.
Струны поддаются частичному ремонту. При отрыве шарика можно рекомендовать сделать одинарный узелок на конце струны, что вполне возвращает струне её функциональность. Порвавшуюся обмотку починить уже не удастся, можно только затормозить процесс её дальнейшего раскручивания. Для этого можно воспользоваться суперклеем или небольшим кусочком скотча.
Перечислим некоторые причины появления призвуков:
1. изменение климатических условий (температура, влажность);
2. отклейка верхней или нижней деки от обечаек;
3. микротрещины на корпусе инструмента;
5. неплотное прилегание душки к декам или же её дефекты;
6. обрыв обмотки струны;
7. касание подбородником подгрифника или его креплением выступающих частей дек;
8. касание машинками деки или же их неплотное прилегание к подгрифнику;
9. неплотное касание лапок мостика обечаек;
10. наличие дефектов на подбороднике, мостике.
11. касание инструмента пуговицами одежды, нашейными цепочками.
Хранение и транспортировка
Оптимальной для инструмента является комнатная температура, а влажность в пределах 40-60%. Нежелательно оставлять инструмент в автомобиле на продолжительное время, поскольку чрезвычайно низкая или высокая температура в зимний или летний период могут повредить ваш инструмент. Для локальной коррекции влажности в футляре используют специальные увлажнители и осушители. Необходимо избегать попадания на инструмент прямых солнечных лучей.
При транспортировке на дальние расстояния нужно тщательно и надежно упаковать инструмент. В футляре не должно быть пустот, скрипка должна плотно прилегать к футляру со всех сторон.
Перечислим работы со скрипкой, которые могут осуществлять педагог или родители ученика, не обращаясь к скрипичному мастеру:
2. возвращение подставки в перпендикулярное корпусу инструмента положение;
3. поднятие струн на подставке путем подкладки прокладки из кожи;
4. смазка колков, машинок;
7. временный ремонт струн;
8. поиск и устранение причин и призвуков.
Автор: Акуратнов А.В.