чем обрабатывать тиковую палубу
Вся правда о тиковых палубах
За последние 15 лет я работал на столь огромном количестве тиковых палуб, что даже не вспомню, сколько их было. Думаю, я видел все проблемы с ними, какие только существуют. Для начала, вам нужно понять, что тиковая палуба требует за собой такого же ухода, как и все остальное оборудование на яхте. Если вы следите за ней, то она прослужит вам все 20 лет и более, а если нет, то вы будете в шоке от того, как ужасно выглядят доски уже после 5 лет службы. Из-за того, что на протяжении сотен лет тиковые палубы были общепринятой нормой на флоте, они заслужили хорошую репутацию благодаря своей долговечности. Сегодня же тиковая палуба — это совсем другая история.
Большинство палуб некачественно вымощены, доски тонкие, швы слишком узкие, а герметика в них недостаточно. Из-за того, что используется минимальное количество дерева, глубина пробки, закрывающей шпильку, к которой крепится палубный брусок, в лучшем случае достигает 3 миллиметров.
Герметик без достаточного размера сечения (ширины и глубины шва)может отклеиться из-за деформации древесины. Однако эти недостатки не проявят себя, если следить за тиком. Самый главный совет — мойте палубу каждую неделю. Мало кто может выделить на это время, а ведь все очень просто: если палубу не мыть, то очень скоро поверхность дерева станет серой и грязной.
Не надраивайте ее
Много раз я наблюдал такое: владелец стоит на карачках в подкатанных штанах, колени красные. И правда, его палуба выглядит отлично, но только с причала. А если приглядеться, то можно увидеть борозды там, где более мягкие участки древесины были просто-напросто истерты. Представьте, что у вас есть прекрасная гладкая поверхность, как у CD, например. После того, как вы вдоволь поорудовали щеткой, вместо CD вы получили в лучшем случае виниловую пластинку. А теперь представьте, как быстро начнут стираться все выступающие неровности на мягкой доске под вашими ногами.
Если регулярно проводить чистку, вы не сотрете палубу и в тоже время не дадите грязи въесться в дерево. Грязь только способствует истиранию досок. Если такой вариант не дает желанный результат, тогда попробуйте помыть палубу раствором щавелевой кислоты. Растворите немного кристаллов в теплой воде, но не вдыхайте пары и обязательно оденьте перчатки. После нанесения нужно смыть ее большим количеством воды. Кислота не навредит ничему на лодке, кроме вашей кожи.
Если даже кислота не помогла вернуть цвет, тогда остается только один способ придать желанный вид палубе, это зачистить ее. Но если хотите услышать мой совет, — продолжайте просто мыть ее губкой регулярно и не обращайте внимания на блеклый внешний вид.
По каким-то причинам никто не прислушивается ко мне. Я с радостью консультирую людей о том, как ухаживать за тиковым настилом бесплатно, учитывая то, что из-за этого у меня не будет работы. Но я все еще вижу, как вопреки всем доводам, люди надраивают свои палубы. Всегда спрашиваю у них, разве я не объяснил, что получится в итоге?
Если, ходя по палубе, вы не притрете ногами все борозды и канавки, грязь набьется в них, и выглядеть это будет еще хуже. Отчистить грязь можно будет только одним способом — снова начать ее отскребать, только на этот раз вам придется действовать еще энергичнее, чтобы увидеть результат. И знаете, что потом? Вам покажется, что поверхность слишком шероховатая и вы решите, что ее нужно отшлифовать.
Отшлифуй меня полностью
Верфи с удовольствием сделают для вас эту работу, почему бы и нет? Вы увидите желанный результат, а они точно знают, что вы вернетесь.
Вставить заглушку на место не составит труда, но их сотни. Гораздо сложнее придется с герметиком. Часть выпадет сама, но не думайте, что так будет везде, местами он останется надежно приклеен. Вы можете сделать специальный крюк, чтобы срезать его, но в процессе он обязательно соскользнет и повредит доску, и что еще хуже — расширит паз.
Возможно, вам повезет и у вас получится обработать около 35% палубы фрезерной машинкой или многофункциональным виброинструментом со специальной насадкой-крюком, но с этим инструментом еще нужно уметь работать, так как легко допустить ошибку. Даже небольшое расширение шва будет выглядеть ужасно. Кроме этого, вам нужен будет шаблон для каждого участка, чтобы направить фрезер. Вся работа и подготовка к ней занимает уйму времени.
Специальный инструмент существует, но стоит ужасно много. Его могут себе позволить только специализирующиеся на тиковых палубах бригады. К сожалению владельцев, расчет оплаты специалистам переводится в часы, а на любой палубе будет уйма работы.
Что будет происходить дальше, когда вы поймете, что покрытие пришло в негодность? Вы не можете просто его снять, потому что под ним все еще хуже. Если доски были уложены изначально правильно, это означает, что их вымостили на клейкой основе и чтобы ее снять, придется поработать зачистной машинкой.
Я надеюсь, вы поняли, почему я так пропагандирую уход и предупреждение проблем для ваших тиковых палуб. Оставить их без ухода — это напрасная трата драгоценного ресурса.
Стоимость тика составляет примерно £3000 за кубометр. Но вам понадобится больше, чем вы думаете. Расход значительно увеличивается из-за подрезки досок под нужный размер. Можете посчитать, сколько вам нужно досок и смело умножать на 4. Вам придется сделать фото и эскиз существующей палубы, чтобы подгонять под них доски, зачистить поверхность под настилом, и, наконец, заменить тик.
Чтобы работать было удобнее, вам придется снять вант-путенсы и следовательно мачту, а после всего установить ее назад и настроить. В целом, практически все палубное оборудование, к которому не прикасались годами, придется демонтировать. Не удивляйтесь, если большая часть крепежа не будет двигаться с места или сломается во время попытки выкрутить. Возможно, некоторые из крепежных деталей были специально выточены или вовсе были покрыты эпоксидной смолой. Вам придется делать это не под открытым небом. Даже если есть возможность сделать неплохой навес, это все равно еще одна статья расходов. Как альтернатива, можно завести яхту в эллинг, но все стоит денег.
Еще несколько моментов, которые вам нужно знать перед тем, как вы решитесь на тиковую палубу. Вес у тиковой палубы немалый, герметик, на который укладывают настил, как ни удивительно, тоже имеет немалый вес. Это не считая дерева и тысяч винтов. Но хотел бы особенно обратить ваше внимание, что на яхтах из стеклопластика, вам придется на идеально защищенной от проникновения воды поверхности сделать тысячи отверстий, чтобы закрепить тик. В основном палуба на пластиковых яхтах усилена бальзой, то есть между двумя слоями пластика проложен слой дерева. Бальза не прослужит долго, если под пластик проникнет влага, я бы сильно задумался на этот счет. Если поразмыслить, то вероятность того, что все 2 тысячи отверстий, которые вы проделаете в палубе, останутся полностью герметичными на протяжении многих лет, крайне мала.
Что случится, когда бальза все-таки сгниет? Я не думаю, что сверлить тысячи отверстий в палубе — это умное решение. Можно сделать настил без винтов, но это занимает больше времени и следовательно затраты будут больше.
Давайте подведем черту
С одной стороны я благодарен владельцам яхт с тиковыми палубами и самим палубам, так как это мой хлеб.
Но с другой стороны, меня разочаровывает напрасная трата времени и сил. Люди могли бы сэкономить уйму времени, избавить себя от неудобств и траты денег, если бы следили за тиком.
Да, он стоит дорого, но окупит себя с лихвой. Не только потому, что вам не придется заново укладывать палубу, но и потому, что вы сможете продать яхту дороже. Будет видно, что яхту поддерживают в надлежащем состоянии. Тик не будет подвержен влиянию солнца, воды и ветра, а гелькоут, палубное оборудование и иллюминаторы прослужат дольше. Гранд-каньон был создан такой же эрозией. Если мыслить в таком ключе, вы поймете, почему я даю этот совет.
Я не могу сделать многого, изменить мир или моду, но надеюсь, что могу уменьшить ущерб, говоря правду. Сейчас вы знаете больше.
И помните, никаких жестких щеток!
Как поддерживать тик в надлежащем состоянии
Делать:
— Тщательно мыть раз в неделю;
— Использовать только губку или мягкую щетку;
— Въевшиеся пятна выводить щавелевой кислотой;
— Натянуть тент над всей лодкой;
— Восстанавливать поврежденный герметик и заглушки как можно скорее
Не делать:
— Чистить жесткой щеткой;
— Ждать, пока палуба загрязнится;
— Шкурить, как только увидите грязь.
Статья была впервые издана в июле 2007 журналом PBO.
Уход за тиковой палубой
Рулевой 2-го класса
Рулевой 2-го класса
Я пропитывал тик раз в год, предварительно тщательно вычистив его спец жидкостью и спец. губкой (как для сковородок, типа метал. стружки). Просушив, пропитывал маслом на два раза. Мыть рекомендую «КЕРШЕРОМ». И чисто и выглядит хорошо. Тереть тик тряпками, губками и шкурками не стоит. Да и поливать его не надо.
Так ведь после года обработки такой теркой и Керхером тик станет драным, чтобы его выровнять понадобится опять его шкурить. Я сейчас его нашлифовал вплоть до №120, он теперь ровненький, почти блестит. Неохота его даже жесткой щеткой его трогать.
Рулевой 3-го класса
Есть две школы: или все время регулярно ухаживать за покрытием, поддерживать натуральное содержание маслянистых фракций в дереве, или оставить его в покое и любоваться натуральным серым цветом, который он приобретает со временем.
Рулевой 2-го класса
Не слишком ли много возни с этим тиком? Мало того, что надо выложить кругленькую сумму за покрытие, так потом ещё и носиться с ним, как с писанной торбой. И чем окупается этот гимор.
хранящий лодку в гараже
Не слишком ли много возни с этим тиком? Мало того, что надо выложить кругленькую сумму за покрытие, так потом ещё и носиться с ним, как с писанной торбой. И чем окупается этот гимор.
ИМХО не так и много возни. Тик прекрасно самоочищается, особенно помощью морской воды. Шкурить нельзя ни в коем случае!
Шведы из NAJAD-а меня учили просто проливать тик морской водой.
А финны просто взяли и умудрились в маленький кокпит Баварии втереть литр тикового масла (алаверды типа, пустил их на яхте пожить). Теперь все пачкается и засаливается, хотя первый месяц выглядело обалденно.
С уважением. Андрей.
Рулевой 2-го класса
Так ведь после года обработки такой теркой и Керхером тик станет драным, чтобы его выровнять понадобится опять его шкурить.
И еще. Я делал купальную платформу, так из за дороговизны тика, заменил его ИРОКО. отлично получилось. Больше никакие, даже архангельские елки на яхту не идут. Не выносят морской воды.
хранящий лодку в гараже
даже архангельские елки на яхту не идут. Не выносят морской воды.
Рулевой 2-го класса
Много ты понимаешь в Архангельской елке.
хранящий лодку в гараже
Венеция на Архангельской листвиннице стоит не падает, а там не токо морская вода, у них каналы не только транспорт но и
■ лиственница легко трескается, её не согнёшь фигурно, как тик.
■ морёная лиственница имеет довольно тёмный цвет, а палуба должна быть светлой, чтоб пятки не поджарить.
Рулевой 2-го класса
Соломбальские мужички они в Соломбале.
Уход за тиковой палубой
выковыривать и заменять.
проще и дешевле забить
Рулевой 3-го класса
Вот и главный вопрос- чем его сцуко выковыревать так сто бы рейки не тронуть? И еще, бока еще как то более менее, вот как быть с основанием? Полюбому остается..
Рулевой 1-го класса
Вот и главный вопрос- чем его сцуко выковыревать так сто бы рейки не тронуть? И еще, бока еще как то более менее, вот как быть с основанием? Полюбому остается..
Хорошо удаляется обычным паяльником. Нужно только переточить жало в виде долота по ширине паза. Поиграйте температурой, навык приходит быстро. Скорость удаления старого герметика примерно метр в минуту.
Рулевой 3-го класса
Слышал про новое средство по уходу за тиком каое то.Кто знает?
Рулевой 2-го класса
C керхером осторжнее. тика на долго не хватит.
C керхером осторжнее. тика на долго не хватит.
Рулевой 2-го класса
Вместе с грязью струей воды «выбивается» верхний потемневший слой тика. Оно, конечно красиво. как новенький, но если присмотретья заметите поднятый «ворс» древесины. Который в свою очередь быстро разрушается.
Прикрепленные изображения
Вместе с грязью струей воды «выбивается» верхний потемневший слой тика. Оно, конечно красиво. как новенький, но если присмотретья заметите поднятый «ворс» древесины. Который в свою очередь быстро разрушается.
Спасибо! Обращу внимание на этот факт.
Рулевой 1-го класса
Выбивает мягкие волокна, древесина становится очень неровной и пористой. Быстрее забивается грязью и плохо моется.
Рулевой 3-го класса
Рулевой 3-го класса
Рулевой 1-го класса
Такое бывает, когда производитель заливает пазы тем же клеем герметиком на который клеится палуба. Со временем солнышко разрушает клей. Герметик для пазов содержит уф фильтр.
Если тиковая палуба заложена в проект, то там просто гладкий пластик с гелем.
Рулевой 3-го класса
Уход за тиковой палубой
Всем привет, а если покрыть тиковую палубу янтарным лаком?
Всем привет, а если покрыть тиковую палубу янтарным лаком?
Тик долговечен пока имеет доступ к воздуху, то есть дышит. Под лаком тик сгниет за пару лет.
Посоветуйте, друзья! У меня эти черные резинки, сикафлекс, или как там его выше деревяшки миллиметра на два три. Что с ним делать? Строительным скальпелем срезать? Или всю палубу шлифовать? Спасибо.
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
а как тик закреплен на палубе? мне надо поднять в паре мест, а после установить обратно.
чем он там держится?
Рулевой 3-го класса
Там где делали умельцы из толстой рейки, под этими пробками скорее всего шурупы.
Рулевой 3-го класса
И это категорически неправильно, и шурупы нужно удалять, а места их вкрутки сначала заливать смолой с наполнителем, ну а сверху сикафлексом.
И это категорически неправильно, и шурупы нужно удалять, а места их вкрутки сначала заливать смолой с наполнителем, ну а сверху сикафлексом.
Я на ПЛАСТИКОВЫЕ шурупы прикрутил к железу березовую фанеру.Пустоты залил герметиком.
А на фанеру по правильной технологии приклеил тик. Ну пока третий года стоит без проблем.
а как тик закреплен на палубе? мне надо поднять в паре мест, а после установить обратно.
чем он там держится?
Я в курсе про Ваш опыт.
И так называемое «заводское» исполнение встречал, в котором шурупы были.
На сегодняшний день, 19 лет практики, ни одной рекламации или претензии.
И считаю, что протечки вызваны другими причинами. (некачественную работу не обсуждаем, хотя она частенько встречается )
75-тый Доминатор меняет хозяина.
Попадают в сильный шторм. В волну зарываются по рубку.
Но внутри следы потопа.
Воевать с их приверженцами не собираюсь, но сам категорически против.
Потому и такое высказывание.
Рулевой 1-го класса
Маслом пропитывать все же правильнее на мой взгляд чем лаком. Масла это естественные консерванты. А лак перекрывает доступ воздуха и под ним начинается процесс гниения. Или мыть просто регулярно и правильно. Мягкой щеткой поперёк волокон. Никаких керхеров. Имхо
. читал даже что подходит простое льняное.
С маслом осторожнее, то что в хозмагах не берите. Покупайте льняное масло в художественных лавках.
Рулевой 1-го класса
В Литве наверно выбор побольше, подделок поменьше чем у нас. Европа все же. У нас и в хозмаг на масло типа тиковое ценник конский
В Литве наверно выбор побольше, подделок поменьше чем у нас.
Пока лучший выход вижу пропитывать палубу маслом,читал даже что подходит простое льняное.
Собираюсь менять герметик на тиковой палубе.
Подскажите,как лучше убрать старый герметик?
Да,что по поводу тика и лака!
Этой весной полностью очистил палубу и покрыл лаком,два слоя(знаю это очень мало),но так вышло.
Если Вам палуба нужна для красоты, то покрывать лаком можно, но это будет просто полированный скользкий рояль.
Над каждой царапинкой которого Вы будете трястись. И перелачивать раз в два три года.
Кроме того под лак используются другие материалы в качестве шовного герметика, ибо на обычном лак просто потрескается на швах.
Если палуба нужна для функционала, то два пути, или просто мыть, или покрывать или маслом или спецпропитками типа Teack Wonder
П.С-как вставить фото в свой коментарий?
Есть мнение Судостроение Уход за тиком и тиковой палубой
Уход за тиком и тиковой палубой
Очистка палуб на основе тика входит в ежегодный сезонный лист профилактических работ. Тик моется мягким мылом (предпочтительно жидким)с использованием в качестве скраба мягкой нейлоновой губки, либо мягкой щетки для того чтобы поднять осевшую и впитавшуюся грязь. Мыло следует втирать несильными поступательными движениями поперек волокон круговыми либо восмеркообразными движениями. Движений вдоль волокон следует настоятельно избегать, т.к. это приводит к выскабливанию мягких слоев древесины. После чего палуба споласкивается пресной либо морской водой.
После такой очистки тик остается серым, но он чист. Тиковую палубу следует мыть регулярно в течение летнего периода времени, желательно с мылом.
Для получения насыщенного оттенка, либо оттенка свежего тика, следует применять ежегодное ошкуривание поверхности с применением абразивных бумаг с мелкой зернистостью. Таким образом достигается удаление выцветшего слоя тика. К сожалению это является трудоемким процессом. Но это лучший способ так как использование водных струй под давлением для мытья, равно как и пропитки маслами для тика НЕДОПУСТИМЫ, и приводят к преждевременному износу тиковой палубы.
По материалам компании TEAK MARINE.
Москва, ул. Софьи Ковалевской 14а
тел./факс:
+7 (495) 229-41-87
germostroy@rambler.ru
Клеевой отдел: +7 (495) 543-26-65
Герметики · Мастики · Клеи · Гидрофобизаторы · Очистители · ЛКМ · Наливные покрытия · Утеплители · Гидроизоляция · Огнебиозащита · Пены полиуретановые · Инструменты · Антикоррозийные покрытия · Сухие смеси · Составы для бетона
Панельное домостроение · Монолитное и кирпичное домостроение · Деревянное домостроение · Производство стеклопакетов, монтаж окон
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей
2012sillybilly
«Всякий раз, когда ты находишь ответ, вопрос перестает казаться сложным» (Силли-Билли).
Так вот, если в таких условиях тик не защищать, то долго он не прослужит. при защите тика есть много хитростей и тонкостей. сам только недавно допер до этого.
Про то, как полностью растрескалась палуба большого моторного катера (9.5м, 350т.баксов) ни РАЗУ не выезжавшего за пределы выставочного зала фирмы «Сильвер» я уже рассказывал, им пришлось заново разделать швы, заполнить их сикафлексом и полностью все отшкурить- так потеряли 2. 3 мм от тика толщиной всего-то изначально 7. 8мм, да работ и затрат было море.
Ниже фото палубы прекрасной яхты, название не скажу, и так догадаетесь))). так этот параход на месте не стоит, а бороздит окияны и попадает в районы с различным климатом. . фото№3
. это он еще до Аляски не доехал. только собирается, а там морозы случаются почти как у меня на Ладоге)))).
. присмотритесь внимательно. тут еще плохо видно, что от декларируемой глупости- «тик защищать не надо», отслоился (отклеися) герметик в продольных пазах от самой кромки тика.
. фото№4
. от многократного подсыхания/намокания палубы тик естественно стал лопаться и растрескиваться.
. фото№5
. этой яхте всего 4 года, а тик сношен уже на 35. 45%.
**************************************** *******************************
. фото№6
. фото сделал сегодня, этот участок палубы зашкурен «в черновую» (темны места это остатки несошкуренного герметика). Ночью шел мокрый снег и днем растаял, а ночью скорее всего заморозки. Обратите внимание на фото, что в тех местах где обычно влажно, уплотнитель на стыке реек чуть выпуклый.
Общая оценка состояния тиковых палуб на настоящий момент удовлетворительная.
Во внутренних помещениях (туалеты), тик вообще был только зашкурен, но не обработан маслом, никакого набухания поверхностей за зиму не произошло. Повторюсь, о набухании тика можно судить по вспучиванию(за счет сжатия) герметика в пазах.
PS. спецом прошел везде с белой тряпочкой пытаясь удостовериться, что швы запоненные сикафлексом не «пачкаются черным», этого эффекта как и ожидал вообще не наблюдается.
*******************
PS. похоже нафиг это кому нужно. на этом и закончу.
.