чем обусловлена действенность самоанализа

3.11. физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни

3.11. физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); «помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

На II этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, месяцев. Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания, примерный вид которого представлен в табл. 3.2.

Личный план физического самовоспитания

Используемые средства и методы

Укрепление здоровья, закаливание организма,

Источник

Самоанализ педагогической деятельности: что это, зачем и кому пригодится, структура и порядок оформления?

Самоанализ и самооценка (при условии, если они объективны, адекватны и достоверны) играют немаловажную роль в развитии и становлении любого специалиста и личности. Именно эти критерии предопределяют сильные и слабые стороны человека, позволяя установить ориентиры для дальнейшего совершенствования.

чем обусловлена действенность самоанализа

Самоанализ и самооценка (при условии, если они объективны, адекватны и достоверны) играют немаловажную роль в развитии и становлении любого специалиста и личности. Именно эти критерии предопределяют сильные и слабые стороны человека, позволяя установить ориентиры для дальнейшего совершенствования.

В педагогической практике принято проводить самоанализ ежегодно или раз в течение нескольких лет (перед переаттестацией или прохождением курсов по повышению квалификации). Результаты аналитической мысли оформляют в виде специального документа, который в дальнейшем не лежит на полке педагога, а отправляется на оценку квалифицированным экспертам и рецензентам.

Миссия самоанализа педагогической деятельности

В процессе оценки проделанной работы и достигнутых результатов практикующий эксперт может определить собственные профессиональные достоинства и недостатки, диагностировать проблемы, с которыми он сталкивался в «трудовой жизни» и способы их решения. Грамотный анализ реализованных мероприятий и полученных итогов позволяет оценить степень соответствия дипломированного специалиста реалиям.

чем обусловлена действенность самоанализаЧто такое самоанализ в педагогике?

Самоанализ педагогической деятельности актуален именно на тот момент, когда производится оценка работы педагога. Формирование документа позволяет человеку увидеть себя со стороны, наблюдать за трансформациями и изменениями (личными, общественными, профессиональными и пр.). Анализ проделанной работы и полученных результатов призван показать достаточность знаний и навыков, эффективность применяемых методов, направления и способы для дальнейшего развития и повышения результативности.

Самоанализ необходим как преподавателю, так и аттестационной комиссии, администрации образовательного заведения (в котором он работает). Его важность и целесообразность проявляется в частых реформах системы образования, провоцирующих изменения в планировании, методах преподавания и прочих нюансах.

Самоанализ позволяет оценить соответствие имеющихся компетенций с намеченной целью, их достаточность, актуальность, умения педагога пользоваться собственными знаниями и делиться ими с учениками.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы выполнения самоанализа

Самоанализ – это специфическая работа и вид деятельности, который должен быть произведен с учетом конкретного плана действий. Его цель – оценить текущее состояние и достигнутые результаты, диагностировать причины и следствия, конкретизировать проблемные участки на профессиональном фронте и определить пути их решения, совершенствования и дальнейшего развития.

Самоанализ позволяет определить сильные и слабые стороны педагога. Притом эти постулаты можно интерпретировать по-разному: сильные стороны – при презентации или демонстрации профессионализма, а слабые – как пути самосовершенствования.

чем обусловлена действенность самоанализаПример анализа урока

Самоанализ практикуется не только в преподавательской среде. Он актуален и необходим фактически повсеместно, даже в быту. В целом последовательность действий будет примерно одной и той же (стандартной).

Для начала достаточно ответить на ряд вопросов:

Ответы на эти вопросы позволяют получить общее описание (характеристику) текущего положения дел, определить результативность, сильные и слабые стороны практикующего специалиста. Это, своего рода – анамнез, который станет толчком для более детального анализа.

Важно отметить, что самоанализ – это не статистический отчет, где обязательны расчеты, анализ конкретных показателей, результативности работы. В этом документе важно объективно оценить не только результат, но и непосредственно действия, методы работы, их своевременность и актуальность (что и как привело к результату).

Далее план действий для проведения качественного и полезного самоанализа будет следующим. Здесь целесообразно выделить следующие этапы:

На данной стадии важно конкретизировать, какую именно сторону профессиональной деятельности намерен исследовать педагог, зачем ему это необходимо. Важно грамотно обосновать актуальность и необходимость анализа, наметить задачи.

Здесь педагог должен проанализировать материально-техническую базу (помещение, оснащенность, комфорт, мебель и оборудование и пр.), информационную базу (достаточность и наличие учебных пособий, электронных учебников, инструкций и методичек для педагога и пр.), методическое обеспечение (оценка учебного плана, собственной программы обучения, план-конспектов занятий, отчетов, тестов и иных заданий за последние годы и пр.).

Данный аспект призван очертить проблемы, с которыми сталкивается преподаватель в профессиональной деятельности, способы ее решения, используемые им методы преподавания, определить степень их эффективности (они проявляются не только в успеваемости учеников, но и увлеченности предметами, активности на занятиях и пр.).

Этот этап предполагает анализ успеваемости учащихся и их достижений, определение динамики. Притом важно полагаться не только на текущие результаты, но и итоги различных проверок: самостоятельные и контрольные работы (внутренние), внешние экспертизы (плановые срезы, проверки, олимпиады и конкурсы, итоги поступления в ссузы и вуз и пр.), анализ динамики формирования социальных компетенций и психологического климата в классе и пр.

На этой стадии преподаватель должен отметить: какие новшества он использовал (по сравнению с самоанализом за предшествующий период), какие способы саморазвития использовал (курсы, литература и пр.), в каких конкурсах лично участвовал и каких результатов достиг, какой опыт получил и как им пользуется, какие перспективы видит, какие собственные разработки использует.

Самоанализ должен представить всестороннюю оценку практикующего специалиста с учетом внутренних и внешних факторов. Здесь обязательно подвергаются оценке отношения педагога с учениками, родителями, коллегами, личные мотивы и стремления к самосовершенствованию, профессиональная активность, умение привлекать личным примером учеников к научно-исследовательской деятельности и поглощению новых знаний и навыков, определять актуальные проблемы и своевременно решать их, ставить перед собой новые цели и добиваться новых высот и пр.

Структура документа (самоанализа)

С одной стороны, самоанализ педагогической деятельности носит неформальный характер, позволяя эксперту самостоятельно разобраться в результатах собственной работы, компетенций и возможностей, наметить новые ориентиры и пути их достижения. С другой, он представляет собой официальный документ, пригодный для объективной внешней оценки и обретения нового статуса, квалификации или признания со стороны. Поэтому результаты аналитической мысли лучше всего оформлять в виде соответствующего документа.

Требования к самоанализу педагогической деятельности могут разниться в зависимости от региона, образовательного заведения (места работы) и пр. Поэтому перед формированием этого файла важно уточнить основные параметры: структура и содержание, объем, правила оформления и пр.

чем обусловлена действенность самоанализаЧто входит в понятие «анализ педагогической деятельности»?

Стандартные требования к самоанализу выглядят следующим образом:

Обязательно наличие таких разделов, как титульный лист, оглавление, введение, основная часть (общая характеристика деятельности педагога (образование, опыт работы, краткий экскурс по профессиональной биографии) и учебного процесса: цель, методы и пр., оценка структуры урока, всестороння оценка условия работы и результативности, собственных достижений и перспектив развития), заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении важно показать актуальность и значимость самоанализа, наметить четкую цель и задачи, определить предмет и объект, что и как намерен анализировать автор. В заключении следует показать итоги самоанализа: конкретизировать результативность, сильные и слабые стороны, проблемы в профессиональной деятельности и перспективы.

В приложения важно прикрепить «доказательную базу», подчеркивающую уровень профессионализма: план-конспект занятий, учебную программу, собственные разработки и методики преподавания, результаты промежуточных/итоговых аттестаций учащихся, статистика поступления и пр.

Документ пишется в рамках академического письма. Обязательная проверка уникальности текста не проводится, но не стоит слепо копировать чужие наработки и труды. Самоанализ должен продемонстрировать итоги, качество именно Вашей деятельности.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Доклад на тему «Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни»

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, месяцев. Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель — формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Нужна помощь в написании доклада?

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания.

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени — несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом, психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени — день, неделю, несколько недель.

Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.

Источник

Памятка по подготовке анализа и самоанализа педагогической деятельности

В помощь педагогу дополнительного образования

Памятка по подготовке анализа и самоанализа педагогической деятельности

Анализ – необходимая часть работы педагога для отслеживания конкретных результатов на пути продвижения к цели, стоящей перед объединением. Анализировать и корректировать свою работу необходимо постоянно по мере выполнения задач, стоящих перед объединением. При этом анализ работы – это не просто перечень работы, сделанной за год. Педагог должен задать себе несколько вопросов и найти на них ответы. Какие это вопросы?

— Что было сделано за год?

— Что не получалось и почему?

— Как исправить положение дел в лучшую сторону?

Анализ позволяет выделить проблемы, которые необходимо решить. Проблема – это разница между намеченным и реальным положением дел. А разрешение любой проблемы заключается в том, чтобы существующее сегодня положение дел приблизить к идеальному, обозначенному в целях работы объединения.

Кроме того, при анализе работы для выявления проблем необходимо ориентироваться на рекомендации современной научно-методической литературы – проведение анализа по «шагам», «от конца к началу», то есть от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы, к недостаткам образовательного процесса, а затем – к недостаткам условий.

1-й шаг. Анализ результатов.

Необходимо проанализировать соответствие цели и задач, поставленных в программе, тому, что достигнуто в действительности. Для этого попробуйте ответить для себя на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы объединения?» Правильно ответить на этот вопрос можно тогда, когда требования и действительные результаты сформулированы в одних и тех же категориях:

содержание и уровень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся;

уровень воспитанности и развития обучающихся;

готовность к творчеству и др.

В результате сопоставления анализа требуемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяются проблемы, подлежащие решению.

2-й шаг. Анализ образовательного процесса.

Чтобы искать способы улучшения результатов, нужно определить причины выявленных проблем. Изменять результаты можно через изменения в содержании, технологии или организации образовательного процесса.

Поэтому, продолжая анализ каждой проблемы, необходимо дать не общие, а конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков образовательного процесса наблюдается разница в результатах, которые поставлены в задачах и которые есть в действительности?». Такими недостатками могут быть:

неоптимальный учебный план;

отсутствие или несовершенство программ, методических материалов по профилю объединения;

использование неэффективных технологий;

отсутствие необходимой дифференциации детей при организации образовательного процесса.

Недостатки образовательного процесса определяются также через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть. Затем выделяются основные причины этого несоответствия.

3-й шаг. Анализ условий.

Анализ условий предполагает ответ на вопрос: «Недостатки каких условий являются причинами дефектов образовательного процесса?» Такими недостатками могут быть:

недостаточная профессиональная подготовленность, квалификация педагога;

недостаточная заинтересованность педагога в результатах труда;

отсутствие научно-методического обеспечения;

неудовлетворительное материально-техническое обеспечение;

отсутствие финансового обеспечения.

Таким образом, определяются недостатки условий (через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть) и выделяются их основные причины.

Анализ проблем (то есть того, что требуется изменить) и возможностей этих изменений создаёт возможности для создания реалистичной программы работы.

Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,

в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,

в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,

в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),

в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,

в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся и собственное самообразование.

Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

Требования к самоанализу

Объем самоанализа – до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).

Оформление титульного листа :

вверху указывается полное название учреждения, где работает педагог, далее – ФИО, занимаемая должность.

в середине листа – название темы

в конце страницы – год подготовки работы.

На втором листе – оглавление с указанием страниц (страницы нумеруются), глав, разделов, параграфов.

определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.

Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.

Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.

Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности учащихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей учащихся, уровень их развития на начало работы.

Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся. Остановитесь на особенностях программы, особенностях реализации учебного плана. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.

Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.

Описание системы занятий, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.

Аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом.

Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

Самоанализ – это не статистический отчет, а аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития. Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *