чем обычно характеризуется второй этап адаптации ребенка в приемной семье
Период адаптации ребёнка в приёмной семье.
Период адаптации ребёнка в приёмной семье.
Социально-психологическая адаптация ребёнка в новой семье – приспособление ребёнка к нормам семьи и системе внутрисемейных взаимоотношений. Адаптация является как активным процессом, так и результатом приспособленности ребёнка к жизнедеятельности семьи.
Существует два основных типа адаптационного процесса. Первый характеризуется тем, что ребёнок пытается активно изменить ситуацию «под себя», например, занять лидирующую роль в отношении кровных детей приёмного воспитателя. При втором типе, ребёнок старается быстро усвоить нормы и ценности семьи, соответствовать пожеланиям воспитателей.
В процессе адаптации ребёнка в семье можно выделить несколько этапов.
Этап первый – «знакомство» или «идеализированные ожидания».
В начале первого этапа обычно дети испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, обилие незнакомых предметов, отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. В результате ребёнок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространённы в первые два-четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашёл себе маму и папу, делает его радостно возбуждённым.
Дети постарше также испытывают тревожность, но могут её контролировать.
При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, всем интересуются, разговаривают, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить.
В этот период дети часто могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти или уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи»…
Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис : привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока не сформировалась, в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребёнка и семьи друг к другу.
Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых для обеих сторон равновесием. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга. Первый этап плавно переходит во второй.
Второй этап «вживание» или же больше подходит как «проверка для приёмных воспитателей» на устоявшуюся систему. Дети уже знакомы с правилами семьи и требованиями, поэтому несколько освоившись начинают вести себя как обычно вели себя в своей биологической семье. Это один из самых трудных этапов в становлении приёмной семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период – агрессивные выпады. Ребёнок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятья реагировать укусами щипками, плеваться. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своём, даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяют ему уменьшить всё ещё имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.
Сон детей в этот период ещё тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуют дурные привычки, приобретённые в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.
Этап третий – «псевдоадаптация»
Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети начинают быть более спокойными и уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается регресс в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены:»одень меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках»…
Часто спрашивают, любят ли их родители и сильно тревожатся, если расстаются с родителями на какое-то время. Дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.
Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребёнка к жизни семьи.
Этап четвёртый – «привыкание».
У ребёнка практически исчезла тревожность, напряжённость, дурные привычки. Ребёнок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идёт на уступки приёмным воспитателям, доверяет им, обращается за помощью.
Здесь уже ребёнок можно сказать не чем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя уверенно, спокойно, живёт этой семьёй. Между ребёнком и приёмными воспитателями устанавливается взаимная привязанность. Ребёнок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за неё.
Адаптационный период у большинства детей в основном проходит в течении года.
Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение приёмных воспитателей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребёнку.
Психологические стадии принятия ребенка в семью
Как долго адаптируется приемный ребенок в семье?
С момента, когда приемный ребенок в первый раз видит свою новую семью, и до того, как он начинает чувствовать себя ее полноценным членом, проходит обычно немало времени. Это достаточно сложный период: адаптация иногда занимает около года. Рассмотрим поочередно все ее этапы, первый из которых назовем «Медовый месяц».
«Медовый месяц»: первый этап после усыновления
Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью — во время его первых визитов в гости. Такая промежуточная стадия удобна для развития отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. На данном этапе все обычно идет просто замечательно: родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, а ребенок, в свою очередь, изо всех сил пытается понравиться.
Во время «Медового месяца» приемные родители должны относиться бережно к чувствам ребенка: не стоит называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство, стараться побыстрее сблизиться. Также не надо загружать ребенка новыми впечатлениями — его психика может не справиться с большим объемом свежей информации.
Бывает, что новые переживания негативно отражаются на ребенке. В результате он начинает испытывать тревогу, плохо спать, подвергаться перепадам настроения. В такой ситуации надо быть максимально внимательным к малышу.
Еще один важный момент, который необходимо учитывать: с точки зрения ребенка он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детское учреждение, а когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает вину, чувствует себя предателем. В любом случае ему необходима поддержка его новых родителей.
«Уже не гость»: адаптация к жизни в семье
Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью?
Здесь нужно отметить, что подобные ситуации — закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно. Рассмотрим основные причины кризиса.
Рассказывает приемная мама шестилетней Ани: «Первый месяц Анечка была просто золотым ребенком, мы не могли нарадоваться на нее — добрая, ласковая. И вдруг случилось странное. Как-то утром я зашла к ней в комнату и обнаружила, что она сидит и сосредоточенно отламывает руку кукле. На полу валялись еще две куклы, уже без рук и ног. Странно, мне никогда бы в голову не пришло, что у этой девочки могут быть такие агрессивные порывы»
Вполне возможно, что таким образом девочка пыталась показать жестокое обращение с детьми, принятое в ее кровной семье. Не стоит пугаться таких проявлений. Нужно вместе с ребенком пожалеть куклу, говоря при этом: «Как же так? Может быть, можно ее полечить? Давай больше не будем обижать куклу». Однако, если это повторяется, лучше обратиться за советом к детскому психологу.
Почему кризис необходим приемной семье?
Слово приемным родителям:
«Вживание»
На этом этапе приемная семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, так же могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако проблемы с приемным ребенком помогут родителям лучше понять и проблемы кровных детей.
Но, тем не менее, на этом этапе, как правило, и приемные родители и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, сложившиеся в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе.
И все же следует помнить, что любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие.
«Стабилизация отношений»
На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все удовлетворены состоянием своей семьи. Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы.
Адаптация приемных родителей
«Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства!» — напоминает психолог организации «Врачи детям», Абросова Л. М. Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и приемные родители должны к ней привыкнуть.
Нужно помнить, что как бы то ни было, быть приемным родителем — это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха.
Слово приемным родителям:
Статья «Основные стадии адаптации приемного ребенка в семье»
Основные стадии адаптации приемного ребенка в семье.
1. «Медовый месяц». Этот этап начинается еще до окончательного прихода ребенка в семью: во время его первых визитов в гости. Такая промежуточная стадия удобна для развития отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все обычно идет просто замечательно: родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, а ребенок, в свою очередь, изо всех сил пытается понравиться.
Во время «медового месяца» приемные родители должны относиться бережно к чувствам ребенка: не стоит называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство, стараться побыстрее сблизиться. Также не надо загружать ребенка новыми впечатлениями — его психика может не справиться с большим объемом свежей информации. Бывает, что новые переживания негативно отражаются на ребенке. В результате он начинает испытывать тревогу, плохо спать, подвергаться перепадам настроения. В такой ситуации надо быть максимально внимательным к ребёнку.
2. «Уже не гость». Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку? Правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью? Здесь нужно отметить, что подобные ситуации — закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно.
Основные причины кризиса:
1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Как бы странно это ни звучало, но ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Дело в том, что ребенок очень старался понравиться взрослым в течение всего периода, который мы условно назвали «медовый месяц». Однако долго сдерживать себя невозможно — и в какой-то момент ребенок «отпускает» эмоциональную напряженность, начинает реагировать на стрессовые ситуации обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны — это и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что его «уже не прогонят».
2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.
Ухудшению поведения ребенка могут способствовать ошибки его приемных родителей. Не стоит требовать благодарности от ребенка — он, конечно же, благодарен, но пока не знает, как выразить свои чувства.
Также не надо приписывать ребенку больше знаний и умений, чем у него есть. Нельзя забывать о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными и интеллектуальными проблемами.
3. Нарастание детской тревоги из-за неполного понимания своего места и своей роли в принимающей семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде чем заводить такой разговор, необходимо согласовать этот вопрос с социальным работником.
4. Предыдущий травмирующий жизненный опыт ребенка.
Когда ребенок доверяет семье, он начинает символически рассказывать о своих внутрисемейных отношениях в «прежней» жизни. Ему просто необходимо с помощью эмоций и действий пережить свой прошлый опыт, чтобы нормально развиваться дальше.
Почему кризис необходим приемной семье?
Кризис помогает родителям обнаружить проблемы ребенка. Невозможно перейти на следующий этап адаптации в приемной семье, минуя кризисный период. Нерешенные эмоциональные проблемы будут вновь и вновь напоминать о себе и тянуть семью назад.
Пройдя через кризис, приемные родители приобретают необходимую уверенность, становятся воспитателями более высокой квалификации, что, несомненно, помогает им добиться больших успехов в укреплении семьи.
Ребенок тоже начинает чувствовать себя в семье более уверенно: он точно знает, что его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно.
При успешном прохождении кризиса у ребенка снижается уровень тревожности и повышается самооценка, что позволяет ему строить более гармоничные отношения с членами семьи.
В конце концов, ничто не сплачивает семью лучше, чем совместное преодоление трудностей!
3. «Вживание». На этом этапе приемная семья тоже может испытывать некоторые проблемы. Часто случается так, что родители уделяют недостаточно внимания кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, так же могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако проблемы с приемным ребенком помогут родителям лучше понять и проблемы кровных детей. Но, тем не менее, на этом этапе, как правило, и приемные родители, и ребенок вздыхают свободно. Ребенок начинает чувствовать себя действительно как дома, принимает правила поведения, сложившиеся в семье. Изменяется и внешность ребенка: он прибавляет в весе, улучшается состояние его кожи и волос, прекращаются аллергические реакции. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным в себе. И все же следует помнить, что любое изменение, происходящее в семье, может оказать на только-только начинающего привыкать ребенка травмирующее воздействие.
4. «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все удовлетворены состоянием своей семьи. Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, он спокоен за себя и за свое будущее, хотя его может тревожить судьба кровных родителей и другие проблемы.
Адаптация приемных родителей. Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства. Ведь адаптация в новой семье происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и приемные родители должны к ней привыкнуть.
Нужно помнить, что как бы то ни было быть приемным родителем — это работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. И, как и любая другая работа, она требует отдыха.
Трудности адаптации приёмного ребенка
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как избежать трудностей адаптации приемного ребенка. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём. Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей. В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.
Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.
Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.
Адаптация в новых условиях
Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.
Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:
Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Особенности поведения
При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.
Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».
Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:
В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.
Этапы адаптации приёмного ребенка
Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе интеграции в новую семью у ребёнка неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:
Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.
Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.
Знакомство с семьёй
Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).
На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.
Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:
Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.
Реалии таковы, что знакомство с приёмной семьёй происходит задолго до того, как ребёнок начинает в ней жить фактически. Оно случается в детском доме, куда приходят будущие родители. Там они знакомятся с ребёнком, а он – с ними. Сейчас, как правило, в этом процессе присутствует ещё и Школа приёмных родителей, где с семьями работают психологи. Прорабатываются всевозможные варианты развития событий с учётом особенностей конкретных персоналий. Пройти такую школу более чем полезно, потому что без неё неожиданные трудности зачастую приводят к возврату ребёнка. А это травмирует и его, и несостоявшихся родителей.
Всеобщий восторг в первый месяц совместного проживания, описанный в статье, вовсе не гарантирован. Есть объективные причины, по которым именно начало такого проживания рождает первые проблемы.
Первые проблемы
На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:
Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.
В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.
Психологическая готовность пары принять ребёнка в семью формируется во время тех девяти месяцев, когда мама его вынашивает. Родители наблюдают за развитием, ищут пяточки на животе и смотрят УЗИ. Если же эта фаза отсутствует, то и готовности как таковой неоткуда взяться. Просто однажды появляется новый сосед со своими привычками и особенностями, в результате возникают первые неудобства. Даже если родители долго ходили в интернат, думали об этом и готовились, то для подсознания это все равно стресс. Причём и у ребёнка, и у взрослых. Первый ещё не полностью всем доверяет. А взрослым нужно привыкнуть к присутствию ребёнка. И для этого всем участникам понадобится время. Поэтому даже если первичная эйфория и присутствует, то проходит очень быстро.
В этом случае уместен общий совет: не должно быть места сомнениям в правильности принятого решения. Главное – сгибаться перед обстоятельствами и не ломаться. Уверенность прежде всего. Если у родителей всё происходит именно так, то на это будет опираться и ребёнок, чтобы со временем принять новую действительность. Нужна мягкая, но уверенная в себе мама, которая иногда может проявить и жёсткость.
Где может получить помощь приемная семья
Взять приемного ребенка – это большой шаг и ответственность. При этом стоит быть готовым к тому, что приемная семьи может столкнуться с разными проблемами. Адаптация ребенка в новых для него условиях проходит через труд и терпение.
Каждый год свыше 5 тысяч приемных детей-сирот в России возвращаются в детские дома. Это имеет серьезные психологические последствия для ребенка, а порой и для людей, не справившихся с ролью приемных родителей. Поэтому проблема работы с замещающими семьями стоит достаточно остро. Найти общий язык друг с другом и свести к минимуму риск возврата ребенка в детский дом помогают специальные общественные организации, фонды и союзы. Их список по данным Официального сайта Мэра Москвы представлен по следующей ссылке.
Не стоит бояться обращаться в такие организации. Это шаг к решению проблем, а не признание своей несостоятельности как родителя. Наоборот, вы стараетесь преодолеть кризисную ситуацию доступными способами.
Каждый может оказаться в непростой ситуации, когда появляются трудности в семье. Дети-сироты часто имеют тяжелый жизненный опыт, их травмирует потеря близких и события в детском доме. Безусловно, это влияет на их развитие и поведение. Поэтому часто найти подход к ним особенно сложно, и требуется помощь специалистов.