чем опасны курды мужчины
Чем опасны курды мужчины
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КУРДА, ЕГО ХАРАКТЕР
3. Свидетельства иностранных авторов о характере курдов
Вот, например, что пишет Сон, который жил среди курдов и говорил по-курдски.
«Если мы хотим быть справедливыми, необходимо для сравнения поставить Курдистан рядом с Европой, какой она была шестьсот лет назад. И даже в наши дни сравнение европейца с курдом будет не в пользу европейца, если принять в качестве критерия нравственные идеалы и правила. Среди тысячи курдов независимо от того, где они обитают, вы найдете меньше позорных преступлений, нежели среди того же числа европейцев.
Разумеется, курдский характер представляет достаточную трудность для наблюдателя, поскольку черты отдельных племен столь различны, что нелегко дать оценку, общую для всей нации в целом [Сон подтверждает, таким образом, то, что говорит Кристов. — В. Н.].
У курдов очень развита феодальная иерархия. Путешественник начала XIX века Фразер отмечает близкое сходство между теперешними курдами и членами исландских кланов, жившими несколько веков назад.
Непоколебимость в делах чести, верность данному слову, благородная мягкость по отношению к близким родственникам, более человечное отношение к жене (среди южных и центральных курдов), нежели у других мусульманских народов, любовь к живому слову и к поэзии, готовность пожертвовать собой во имя племени и высоко развитое чувство гордости за свою страну и свой народ. С какой гордостью курд заявляет (на диалекте): «Az Kourmandj-em» — или: «Мyn Kourdym» — «Я курд».
Постоянная опасность сделала их легко возбудимыми, породила подозрительность, но и отвагу, чрезвычайное проворство, весьма развила наблюдательность и в то же время (среди южных курдов) чувство юмора. Они всегда готовы рассказывать о себе разные истории:
«Однажды хана из племени харки (Орамар) укусила муха. Он почесал укушенное место. Через пять минут начался зуд. Хан опять почесал. Тогда укус стал чувствоваться еще больше, и тут хан, вытащив свой револьвер, стал проклинать „отца мух»».
«Два курда спорили о том, с какой стороны неба покажется Сириус (что означает конец наиболее жаркого времени года). Разойдясь в мнениях на этот счет, они останавливаются на дороге и бросаются друг на друга. Один из них остается на дороге мертвым».
Приведем попутно высказывания одного французского путешественника (около 1887 г.).
«Курды наделены большим чувством собственного достоинства; они верны своему слову. Если курд пообещал доставить вас целым и невредимым в какое-либо место, вы можете спокойно ему довериться».
Биндер (op. cit., p. 109—110) повторяет легенду о том, что заблудившиеся крестоносцы смешались с курдами. Напомним, что такое же происхождение приписывают одному из племен Кавказа — хевсурам, которые до сих пор носят средневековые одежды. Языковое сходство, по Биндеру, между французским и курдским языками не имеет ничего общего с языком, на котором говорили крестоносцы, но объясняется тем, что оба языка принадлежат к одной и той же индоевропейской группе языков.
«Черты характера курдов, по-видимому, не изменились за период начиная с 1000 года до н. э. Они являют собой тип сильный и способный, со многих точек зрения привлекательный. Однако в силу ли характера родных гор или каких-либо других причин, которые не влияли па его формирование, курды представляют собой «тип неудачника». Они никогда не были способны перешагнуть через «племенную стадию» развития и находятся на этой стадии и по сей день». Наблюдения, сделанные Вайгрэмом, заслуживают, несомненно, нашего внимания; они соответствуют наблюдениям и Кристова, который полагает, что племя играет благотворную роль в политической и культурной жизни курдов. Если, однако, как замечает Вайгрэм, курд не перешагнул этой стадии, то это все же мешает ему перейти к более высокой стадии развития.
Чтобы сделать наш обзор различных высказывании о курдах более полным, приведем здесь заметки Лерха, который начинает их с характеристики, данной курдам армянином Абовяном:
«Курдов, — говорит Абовян, — можно было бы назвать рыцарями Востока в полном смысле этого слова, если бы они вели жизнь более оседлую. Воинственность, прямодушие, честность и беспредельная преданность к своим князьям, строгое исполнение данного слова и гостеприимство, месть за кровь и родовая вражда даже между ближайшими родственниками, безграничное уважение к женщинам — вот добродетели и качества, общие всему народу». Не знаю, имел ли Абовян случай познакомиться также и с восточными племенами курдов, именно с многочисленными лурскими племенами, но я нахожу эту характеристику моральных качеств курдов вполне соответствующей тому, что повествуют о них все прочие путешественники, и поэтому не замедлил их процитировать. О гостеприимстве курдов свидетельствуют все путешественники, проживавшие много и часто с ними: Рич, Энсворт, Роулинсон, Лейярд, Брент и другие. Дж. Рич, как видно из следующих слов, находит у курдов вообще много общественных добродетелей. Он говорит: «The Koords appear to me to be a remarkably cheerful social people, with no kind of pride or ceremony among them; and they are neither envious of one another, nor have I ever beared a Koord speak an ill natured word of another, however different they may be in party or in¬terest. » 1) *.
____________________________________
1) J. Rich, Notes on Kurdistan, London, 1836, I, p. 104.
* («Курды в моем представлении — весьма жизнерадостный и общительный народ, без какого-либо проявления гордости, чопорности или зависти в отношениях между собой; я никогда не слышал также, чтобы один курд дурно отзывался о другом, как бы они ни различались по своему положению или интересам. »).
4. Курды сами о себе
Теперь нам известно, что думают о курдах иностранцы. Посмотрим, что они рассказывают о себе сами. Начнем с небольшой истории, из которой следует, что курд превыше всего ценит личную храбрость.
Курд любит рассказывать также истории, героем которых является хитрый вор. Хитрость считается хорошим качеством. Я как-то рассказал историю Сулеймана, который украл ценности из мечети в Багдаде, проникнув туда под видом богомольца. Мелким воришкой был Кему из деревни Шагулурде в Гявере. Кему был известен как «медовый вор». Чтобы скрыть свои кражи, он поставил несколько ульев, спрятав туда украденные соты и ос. Однажды ночью его схватили на месте преступления; он бежал, заявив хозяину, что в Курдистане существует такой обычай: чтобы пчелы давали много меда, надо одну пчелу купить, вторую выпросить, а третью украсть. Дела Кему шли хорошо до тех пор, пока сборщик налогов с меда (mamouri mech hejmari) не пришел в его деревню. Если он заявит, что пчел у пего мало, то соседи скажут, откуда берется у него мед. А если сказать, что пчел у него много, сборщик проверит и увидит, что это не пчелы, а осы. Кончилось тем, что он сжег свои ульи.
Следовало бы рассказать также и о Хасан-бске, правителе Хаккяри, слава о мудрости которого была известна всему Курдистану. Каждое его слово звучало как совет и могло бы служить пословицей. Однажды зимним днем в его присутствии заговорили о верных и неверных друзьях, о цене верности и т.д. «Кто первый назовет мне нужную птицу, тот будет вознагражден»,— сказал Хасан-бек. Все решили, что речь идет о птицах, которые прилетают в самом начале весны. Хасан-беку называли скворца, аиста, журавля и других птиц, но он не наградил никого. Некто Мам Тал назвал сороку и получил награду. Мудрый Хасан-бек объяснил: «В то время, как все весенние птицы остаются с нами только на время хорошей погоды, сорока — наш верный друг во все времена года».
Нередко хитрость заменяет ум.
Трое людей с навьюченными животными — лошадью, мулом и ослом — решили отдохнуть в саду на краю дороги. Протесты садовника не возымели никакого действия. Тогда садовник решил натравить одного на другого. «Помогите мне отправить отсюда этого погонщика осла,— прошептал он погонщику мула и владельцу коня,— я бы за это хорошо вас угостил и еще дал бы в придачу каждому по монете». И погонщику осла пришлось убраться. Хитрый садовник принялся затем за владельца коня, сделав вид, будто признал в нем сына одной из своих хороших знакомых. Вместе они выпроводили погонщика мула. Когда же остался один только мнимый приятель, садовник не преминул расправиться и с ним. Диалог между садовником и тремя незнакомцами по-курдски сочен и колоритен.
Воспроизведем также несколько юмористических рассказов; курды знают их множество и охотно их передают.
Мелкий торговец из Аккры решил, что в курдских деревнях можно хорошо заработать. Набрав тканей, он отправился в путь. Он знал, что деревня Келе в уезде Гирди слывет самой нищей деревней, и отправился прямым путем туда, помня о курдской пословице: «Купля и продажа хороша для того, кто в ней нуждается». Прибыв в деревню, он увидел женщину, которая, стоя подле своего дома, сбивала в бурдюке масло. На ней не было почти ничего, кроме набедренной повязки, завязанной на пояснице. При каждом толчке бурдюка открывалась ее нагота. Торговец обрадовался: «Не напрасно я сюда пришел. Если в этой деревне все так нуждаются, то я им вмиг распродам свой товар, его возьмут нарасхват».
Женщина его увидела: «Кто ты? Откуда и куда идешь?» Купец ответил: «Я торговец из Аккры, у меня много разной материн, покупай». Услышав его ответ, женщина отвернулась от него и с силой затрясла бурдюк: «Убирайся отсюда! У нас дома, хвала аллаху, есть все, что нужно, а что до других, то это их дело!» Бедный торговец растерялся: «Подумать только! Если у этих есть все и они ни в чем не нуждаются, то как же выглядят люди, которым что-нибудь нужно?» И поскорее повернул осла прочь из деревни. «Ну и ошибся я! Теперь уж никогда не полезу в такие дыры». Кое-как, за полцены, сбыл он свой товар и возвратился в Аккру.
Наряду с юмористическими побасенками существует также целая серия рассказов о некоторых деревнях и даже племенах.
Обитатели деревни Тель (между Зибаром н Рекани) из племени мизури всегда служат предметом насмешек.
Однажды они пришли к деревенскому мудрецу Как Шасувару и стали жаловаться, что у них плохи дела с солью. «Нужно отправить караваны за солью в Урмию и Мосул. Животные переутомлены, не держатся на ногах и ничего не стоят в работе, — говорили они Шасувару, — Посоветуй, что нам делать», —«Ладно,это дело не сложное,— ответил им Как Шасувар,— нужно, чтобы этой весной каждый из вас посеял по крайней мере хоть один «фитре» (мера веса) соли». Жители деревни и посеяли всю имеющуюся соль. Спустя какое-то время один из них отправился взглянуть, не взошла ли соль. Ничего не увидев па поверхности, он слегка разрыхлил землю в надежде что-нибудь увидеть. И действительно, показался какой-то росточек (то было жало скорпиона). «Вот наверняка росток. Надо попробовать». Он лизнул языком росток, и скорпион ужалил его. Бедняга подскочил, побежал домой, крича по дороге: «Как здорово прорастает! А это еще только росток!» Дома он рассказал всем, что увидел. Язык его распух, но он все равно радовался. Захватив овцу и ягненка, он понес их Как Шасувару, чтобы отблагодарить его.
Эти несколько рассказов, взятые наугад из собранных мною, позволили, я надеюсь, читателю уловить некоторые черты курдского характера: в курде сочетаются резкость, храбрость, наивность, великодушие, он не лишен рассудительности н врожденного ума. Не пытаясь приукрасить курда, мне приходится несколько смягчать эти выразительные рассказы. Народный язык не всегда изыскан. В главе, посвященной курдской литературе, читатель убедится, что в своих лирических и эпических произведениях курд иногда пользуется такими выражениями, которые оставляют желать лучшего; в них проскальзывает и сентиментальность, которой как будто трудно ожидать от народа, веками ведущего суровую жизнь и отнюдь не пользовавшегося заботами просвещенного правительства.
Поскольку моим постоянным желанием является при малейшей возможности рассказывать о курдах словами самих курдов, то, мне кажется, будет уместным здесь привести беседу, которая имела место несколько лет назад в Париже с моим другом, принцем Сурея Бек Бадрханом из знатного дома Азизан из Бохтана, который правил некогда частью Курдистана в Джизре-ибн-Омаре па Тигре. Мне запомнилась часть этой беседы. Эмир Сурея подчеркивал, что бандиты сурово наказывались в Курдистане. Если они совершали убийства, то их приговаривали к сожжению. В этой связи он и рассказал следующий случай:
Все, кто оказывался жертвами разбойников, получали возмещение.
Рассказывают, что однажды перед эмиром Джизре предстал пастух и сказал ему:
— Вчера вечером я перешел границу твоего княжества. Зная о твоей справедливости и безопасности на твоих землях, я прилег отдохнуть около своего стада. Проснувшись, я увидел, что волк унес пять моих баранов. У меня остались только их шкуры. Я прошу у тебя справедливости и возмещения.
Эмир попросил пастуха прийти на следующий день. Пастух был точен. Когда он пришел к эмиру, на земле лежали пять убитых волков, а около них — пять баранов. Эмир сказал пастуху:
— Вот пять баранов, чтобы возместить тебе понесенный тобой ущерб. Что касается волков, которые задрали твоих баранов, то они наказаны».
____________________________________
1) См. P. Beidar, Grammaire kurde, Paris, 1925, p. 18—19.
Расколотый народ Почему не все курды хотят жить в одном государстве
Фото: Sertac Kayar / Reuters
О курдах регулярно упоминают в новостях с Ближнего Востока. О них говорят как о силе, эффективно противостоящей боевикам «Исламского государства» в Сирии и Ираке, и как о радикальной оппозиции режиму Эрдогана в Турции. А то, что речь идет о совершенно разных структурах и фактически курдский этнос поделен на несколько частей, чьи интересы не совпадают, обычно не уточняется. Далеко не все курды хотят жить в едином Курдистане.
Кто такие эти курды
Курды — это самый большой этнос без собственной государственности. По разным оценкам, всего курдов насчитывается от 20 до 50 миллионов. Турецкое государство — один из главных врагов курдского самоопределения — старается занизить цифры. Курдские националисты, разумеется, их значительно завышают. Мне доводилось общаться в Турции с курдами, полностью ассимилированными в турецкую нацию. Они знают о своих этнических корнях, но языком предков владеют не очень хорошо, никаких культурных традиций не сохранили, работают в государственных органах и считают себя турецкими патриотами. Кем их считать — курдами или турками?
В общем, выяснить реальную численность курдов в мире практически невозможно. Наиболее корректная формулировка такова: курдов не менее 20 миллионов.
Территории их компактного проживания — Турецкий, Иракский, Иранский и Сирийский Курдистаны (турецкий — самый большой по площади и количеству курдов, далее в порядке убывания). Все эти регионы граничат между собой; когда говорят просто «Курдистан», имеют в виду сразу все.
Есть значительные курдские диаспоры на постсоветском пространстве — в Армении и Грузии, на российском Северном Кавказе. В 1930-х курды появились в республиках Средней Азии, куда их выслали из Закавказья. Самая большая диаспора — в Германии, около миллиона человек. Ее неформальной столицей считается Дюссельдорф. В Германии и внушительная турецкая диаспора — около четырех миллионов. Поэтому немецкие города периодически становятся ареной столкновений между курдами и турками, а причины этих конфликтов имеют очень мало общего с реалиями и традициями ФРГ.
Прокурдская демонстрация в Ганновере. В руках участницы карикатура, изображающая Эрдогана и Меркель, а также портрет лидера РПК Оджалана. 19 марта 2016 года
Фото: Fabian Bimmer / Reuters
Курдистан в нынешних границах сложился не так давно — около ста лет назад. Важную роль сыграло то, что курдские формирования вместе с турецкой армией участвовали в геноциде христианских меньшинств. Например, курды поселились в районах, откуда были изгнаны армяне, в провинциях Шанлыурфа и Ван. Сегодня эти провинции — часть Турецкого Курдистана. С осени прошлого года там периодически происходят столкновения турецкой армии и Рабочей партии Курдистана (РПК). Та же история с ассирийцами — курды, наряду с турками, изгоняли и убивали их в 1914-1918 годах на территории нынешних провинций Мардин, Хаккари и Сиирт. В настоящее время в этих провинциях партизаны РПК регулярно атакуют правительственные силы.
Курды в Ираке
Курды делятся на два больших субэтноса — курманджи (живут в Турции, Сирии и северных районах Иракского Курдистана) и сорани (Ирак и Иран). Есть и более малочисленные субэтносы, но они особой роли в политике Ближнего Востока не играют.
В Ираке де-факто уже сформировано независимое курдское государство — Регион Курдистан республики Ирак. Состоит из четырех провинций: Эрбиль, Сулеймания, Халабджа и Дохук. Под контролем курдов находится город Киркук и прилегающие к нему нефтеносные поля (наряду с Басрой, Киркук — крупнейшее нефтяное месторождение Ирака). Население этого города смешанное — там живут и курды, и арабы. Поэтому исторически Киркук был спорной территорией. Но после того как иракская армия бежала оттуда в июне 2014-го, спасаясь от наступающих отрядов ИГ, курдские военные формирования пешмерга быстро взяли город и окрестности под свой контроль. Отбив атаки исламистов, курды получили возможность распоряжаться киркукским черным золотом по своему усмотрению.
За исключением Киркука, территория Иракского Курдистана — моноэтническая, населенная почти исключительно курдами. Между регионом и территориями Ирака, подконтрольными багдадскому правительству, — районы, контролируемые ИГ. На самом северо-востоке имеется отрезок, где курдские районы соприкасаются с теми, что подконтрольны Багдаду. Хотя вооруженные столкновения между проправительственными (арабскими) силами и пешмерга в этих районах случались (были и убитые, и раненые с обеих сторон), говорить о каком-либо серьезном конфликте нельзя — иракские власти слишком заняты сейчас борьбой с ИГ.
Бойцы пешмерга возле Киркука. 3 декабря 2012 года
Фото: Ako Rasheed / Reuters
Иракский Курдистан связан, по сути, с Багдадом лишь единой валютой — динаром, эмиссионный центр которого находится на арабской территории. Поэтому обещание формально объявить о суверенитете автономии периодически становится предметом торга во внутрииракской политике.
Внутри региона нет политического единства — Дохук и Эрбиль контролирует либерально-националистическая Демократическая партия Курдистана (ДПК) нынешнего президента Масуда Барзани, в Сулеймании и Халабдже власть принадлежит социал-демократическому Патриотическому союзу Курдистана (ПСК). Партии враждуют. В 1990-х между ними шла война, которую удалось закончить при посредничестве США. ДПК поддерживается Турцией, ПСК — Ираном. Ни та, ни другая речи об объединении с другими «Курдистанами» не ведет.
Курды в Турции и Сирии
В Иране курдский сепаратизм носит маргинальный характер. Дело не только в том, что местные спецслужбы работают эффективно. Гораздо важнее то, что правительство создало действительно комфортные условия для здешних сорани. У них есть и своя провинция с названием Курдистан.
Иная история с курманджи в Турции и Сирии. При создании французского протектората пограничную линию провели прямо по курдским территориям. Граница разделила множество семей. Я встречал в сирийском Камышлы семью, которая не ездила к родственникам около 10 лет, хотя их деревня видна невооруженным глазом — по ту сторону пограничных столбов и колючей проволоки.
Прокурдская демонстрация в Стамбуле
Фото: Osman Orsal / Reuters
Курманджи — социальная база социалистической РПК. Изначально РПК позиционировалась как повстанческая организация сталинистов. Ее задачей было провозглашено построение социализма «в отдельно взятом едином и независимом Курдистане». После того как в 1999-м лидер РПК Абдулла Оджалан был отправлен отбывать пожизненное заключение в турецкую тюрьму, он сам и его последователи взялись за пересмотр идеологии партии.
Под влиянием идей анархистов (в том числе Михаила Бакунина и Петра Кропоткина), а также с учетом опыта Иракского Курдистана, где так и не было построено социально и политически справедливое общество, в РПК решили отказаться от планов создания национального государства. В своих книгах, написанных в тюрьме, Оджалан утверждает, что национальное государство сегодня — один из главных столпов капитализма. В 2013-м РПК даже прекратила в одностороннем порядке боевые действия в Турции и вывела отряды в горы Кандиль в Иракском Курдистане, заявив, что ее главная цель отныне — борьба за широкую автономию, за право на культурную и национальную самоидентификацию в районах компактного проживания курдов, за самоуправление в соответствии со своими принципами и организацию собственных сил самообороны.
Сирийские курды, представители того же субэтноса, в массе своей — сторонники либо активисты РПК. Поэтому, когда в 2011-м в Сирии развернулись боевые действия, бойцы РПК пришли на помощь местным курдским силам самообороны — YPG и YPJ. Идеология сирийских курдов полностью идентична РПК, хотя главная политическая партия носит название «Демократический союз». Портреты Оджалана — обязательный атрибут в зданиях, занимаемых бойцами YPG и YPJ. Сирийские курды не планируют отделяться от Сирии, хотя арабские и ассирийские формирования, поддерживающие президента Башара Асада, вступали в локальные бои с курдскими ополченцами. Курды лишь добиваются, чтобы Асад признал их широкую автономию. Поэтому весной 2016-го они провозгласили Федерацию Северная Сирия в составе Сирийской Арабской Республики. Сирийские курды признают право Дамаска на эмиссию денег, формирование внешнеполитического курса, экспорт добываемой в курдских районах нефти и так далее.
Разделенный народ
Сложнее складываются отношения РПК и сторонников президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. Прямых конфликтов между ними не было, но Барзани дал молчаливое согласие на бомбардировки турецкими ВВС гор Кандиль и проведение операций турецкого спецназа против РПК в пограничной провинции Дохук. Если в провинциях, подконтрольных Демократической партии Курдистана, запрещена деятельность организаций, поддерживающих Оджалана, то в Сулеймании, наоборот, открыто официальное представительство партии «Демократический союз», бесплатно раздающей книги отбывающего наказание лидера РПК. В крупнейшем городе на севере Сирии Камышлы, где проживают курды, арабы и ассирийцы, большинство курдских районов поддерживает «Демократический союз». И есть районы, где живут сторонники ДПК, — на улицах висят флаги Иракского Курдистана. В обороне и освобождении Синджара принимали активное участие бойцы РПК и сирийских курдов. Местные езиды проводили собрания, чтобы присоединиться к сирийской автономии своих соплеменников, живущих в Ираке. ДПК резко негативно реагировала на подобные инициативы. В настоящее время эта тема не поднимается, но, надо полагать, она возникнет снова, как только закончатся боевые действия против ИГ.
Фактор общего врага пока позволяет курдам, по крайней мере, не устраивать разборок между собой. Но они неизбежны. Фактически сегодня курды — это два разных народа, с двумя разными политическими идеологиями и разными союзниками. Поэтому в случае победы над «Исламским государством» между курдами обязательно начнется гражданская война. Если не будет активных врагов среди соседей — арабов, турок или иранцев.
Чем опасны курды мужчины
КУРДЫ: Менталитет & Традиции
В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».
Традиции и культура.
Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). Традиционная одежда мужчин — широкие штаны, куртка, головной платок и широкий пояс с заткнутым за него большим кинжалом.
Курдский фольклор отличается оригинальностью, богатством и разнообразием. Сказки, песни, легенды, свадебные и погребальные обряды — таков далеко не полный список представленных в нём жанров.
Первые памятники курдской письменности датируются VII в. Самобытная литература развивается уже с XI в., достигая своей вершины в творчестве целой плеяды курдских поэтов XIV—XVIII веков (Факи Тейран, Мелае Бате, Ахмед Хани, Харис Битлиси и другие).