чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Мокрое и сухое шлифование

Мокрое шлифование

Мокрое шлифование представляет собой процесс полировки с помощью воды и специальными шлифовальными шкурками, которые предназначены для работы с водой. Другими словами, технология предполагает использование для шлифовки поверхности абразивного материала, который при контакте с жидкостью не размокает и не теряет свои свойства. Для мокрого метода шлифования применяют водостойкую шлифовальную бумагу.

Абразивное зерно у шкурки для мокрого типа шлифовки не выкрашивается. Если использовать такой шлифовальный материал без применения воды, то частицы абразива забиваются продуктами обрабатываемой поверхности, например краской, шпаклевкой, лаком и др.

Для мокрой шлифовки необходимо запастись несколькими экземплярами абразива с разным показателем зернистости. Начинать процесс шлифования поверхности следует с крупнозернистой абразивной бумаги. В средине мокрой обработки материал необходимо поменять на шлифовальную бумагу с меньшим зерном. Заключительный этап следует закончить безабразивной шкуркой, то есть мелкозернистым типом.

Сухое шлифование

Сухое шлифование предполагает собой операцию для обработки твердых и хрупких видов поверхностей, которая осуществляется абразивным материалом без применения воды. Для этого метода шлифовки применяется шлифовальная шкурка, которая не соответствует критериям водоустойчивости. В случае контакта абразивной бумаги с водой, ее зерно выкрашивается, и она теряет пригодность для основного предназначения – шлифования поверхности.

Метод сухой обработки может осуществляться вручную или механизировано. Для работы используют шлифовальную машинку или шлифовальную шкурку, если операция производится вручную. В процессе сухой полировки следует заменять абразивный материал по мере уменьшения размера зерна. Это способствует достижению чистоты и гладкости обрабатываемой поверхности.

В качестве инструмента для шлифования без воды применяют орбитально-шлифовальную машинку, которая подходит для полировки краски и лака. Она может качественно устранить на поверхности разного рода дефекты, например шагрень (апельсиновая корка), пузырьки, опус и другие неровности. Наличие такого приспособления для шлифовки обеспечивает наилучший результат для достижения высокого результата и скорости обработки.

Отличия мокрого метода от сухого

Разница между сухим и мокрым способом шлифования заключается в выборе абразивного материала. Чтобы правильно подобрать шлифовальную шкурку для обработки покрытий, следует обратить внимание на маркировку бумаги. Для мокрого способа подойдет шлифовальный материал с показателем водоустойчивости, для сухой – такой критерий будет отсутствовать.

Другим отличительным моментом между сухой и мокрой обработкой, является показатель зернистости абразива. Он обозначается на обратной стороне буквенно-цифровым кодом. Для обоих методов не подойдет шлифовальная бумага одного типа. Зависимость зерна для сухой и мокрой шлифовки различается приблизительно в два раза. Для обработки поверхности с применением воды следует использовать шлифовальную шкурку с маркировкой Р800-Р1000. Если необходимо отшлифовать поверхность сухим способом, то целесообразно будет выбрать абразивную бумагу Р320-Р500.

Достоинства и недостатки сухого и мокрого способа шлифовки

Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки, поэтому необходимо изучить все нюансы при выборе одного из них. Самым главным достоинством мокрого метода шлифовки является отсутствие пылеобразования. Среди недостатков использования этого способа шлифовки следует выделить:

Опытные специалисты отдают предпочтение методу сухой обработки, так как этот способ шлифования более практичен и обеспечивает высокую производительность. Несомненно, главным недостатком шлифовки без воды является огромное количество пыли, которая возникает из остатков обработки поверхности (краски, шпаклевки). Но этот нюанс можно исключить с помощью применения пылесоса или противопыльной маски для лица. Большинство производственных предприятий и автомастерских используют технологию шлифования с комбинированной конструкцией пылесосов и шлифмашинок, чтобы избежать образования и скопления пыли.

Преимуществами сухой шлифовки являются:

Рекомендации для сухой и мокрой шлифовки

При выборе мокрого способа шлифования следует смачивать поверхность водой или инертным растворителем. Шлифовальная шкурка также периодически должна смачиваться, чтобы смыть с абразивных зерен пыль. В результате таких действий, шлифшкурка используется намного дольше и улучшает качество обработки. Также следует позаботиться о наличии водостоков, по которым должна стекать используемая вода. Для шлифования этим методом подойдут типы поверхностей, которые водоустойчивы к воде: масляно-лаковые, эпоксидные, меламиноалкидные и нитро-целлюлозные.

Сухой тип обработки используется для твердых и хрупких видов поверхностей (лаки, краски и шпаклевка). Учитывая большое образование пыли, следует позаботиться о наличии защитных масок для лица или пылесосе. При работе со шлифмашинкой необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации приспособления. По окончании процесса следует произвести обдувку покрытия сжатым воздухом, чтобы убрать остатки пыли, и протереть поверхность ветошью.

Источник

Виды и зернистость наждачной бумаги или шкурки: правила шлифовки

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Шлифование — это один из базовых приёмов работы с широким рядом материалов. Обработка, будь она ручной или машинной, проводится абразивными шкурками. О многочисленных разновидностях наждачной бумаги и принципах её выбора мы расскажем вам в сегодняшнем обзоре.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Гриты и номера — как определить зернистость

Зернистость, она же шероховатость — ключевой параметр для любого типа наждачной бумаги. Зернистость всегда указывается на оборотной стороне шлифовальной шкурки после литеры Р или слова Grit, иногда используются сразу оба варианта обозначений. Зернистость определяется числом от 12 до 15000, иногда даже больше.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

В простейшем представлении эта цифра — число частичек абразива на квадратный дюйм, если их рассыпать сплошным равномерным слоем. В реальности это число определяется числом проволочек в квадратном дюйме сита, через которое абразив был просеян. Фактический же размер частичек колеблется от видимых невооруженным глазом (1–1,5мм) до совершенно микроскопических (целые и десятые микрона).

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Определим область применения наждачной бумаги в зависимости от размера зерна:

Подробнее о точном выборе наждачной бумаги для различных целей можно прочесть здесь.

Правило выбора наждачной бумаги по зернистости очень простое — чем она выше, тем более гладкой будет поверхность после обработки. Но при этом, чем мельче наждачная бумага, тем она и стачивается быстрее, и снимаемый слой материала становится меньше. Также надо учитывать, что чем больше твёрдость обрабатываемого материала, тем более грубую бумагу можно применять для чистовой обработки. В то же время на мягкой древесине даже при зернистости в Р220 могут оставаться вполне различимые царапины.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Шкурки по типу основы

Даже в небольшом городе, пройдясь по хозяйственным магазинам, можно найти несколько десятков разных образцов наждачной бумаги. Они будут отличаться не только по зернистости, но и по способу нанесения абразивного материала, типу насыпки и связующего, а также используемому абразивному материалу или смеси таковых. Однако на практике первоочередное значение имеет тип основы, на которую абразив нанесён.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

На бумажной основе изготавливается наиболее дешёвая и быстро расходуемая наждачная шкурка. Преимуществ у неё немного: помимо низкой цены бумага удобна, если нужно быстро оторвать свежий лоскуток для работы. Абразив с такой шкурки осыпается довольно быстро, особенно в местах излома, однако бумажная основа позволяет с большей лёгкостью обрабатывать рельефные поверхности.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Шкурка на тканевой основе имеет несколько более высокую стоимость, но гораздо долговечней. Во многих домашних хозяйствах можно найти с полдюжины завалявшихся лоскутков тканевой наждачки, которые успешно используются время от времени по нескольку лет и при этом не потеряли абразивные качества. Не обходится и без недостатков: ткань с эпоксидной пропиткой грубая, под ней хуже чувствуется обрабатываемая поверхность. Также тканевые шлифовальные ленты имеют свойство растягиваться, хотя это касается в основном лишь расходников для машинной обработки.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Наконец, имеется третий тип шлифовальной бумаги — на мягкой основе. Сюда относится поролоновая или полиуретановая шкурка, используемая для финальной обработки рельефных деревянных и гипсовых деталей, и фибровая наждачная бумага. Последняя, хотя и имеет схожие свойства в качестве прижатия к детали, используется для крепления на рабочий орган с липучкой, например на роторные шлифмашины.

Сухой и мокрый режим шлифования

В зависимости от абразивного материала и связующего его вещества наждачная бумага может отличаться допустимостью шлифовки с увлажнением поверхности. Помимо того, что бумага для мокрой шлифовки дороже обычной, есть ещё ряд причин, по которым это различие важно.

При снятии частиц с обрабатываемой поверхности силы трения в определённых точках могут быть настолько высоки, что вырабатываемой температуры достаточно для спекания металлической пыли. Это, в частности, справедливо для алюминия и большинства цветных металлов: если шкурку периодически не отряхивать, она быстро забьётся и придёт в негодность.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

В некоторых разновидностях бумаги эта проблема решается специальным абразивным материалом. Так, карбид кремния, особенно нанесённый электростатикой, способен крошиться, образуя новые режущие грани, поэтому такая бумага практически не забивается. Однако частиц снятого материала может быть действительно много, например, при обработке пластика, и тогда необходимо упредить их слипание, смочив наждачную бумагу водой.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокромуПолировка природного камня, мрамора или бетона так же не обходится без использвоания воды или специальных составов. Смачивание улучшает качество шлифовки и предотвращает распространение каменной пыли

Стойкость к намоканию определяется стандартом, который указывается в конце маркировки на тыльной стороне. Бумага по ГОСТ 13344–79 допускает работу в увлажнённой среде, а по ГОСТ 6456–82 не допускает. Есть и исключения, ведь водостойкость в целом определяется типом связующего вещества, то есть клея. Хотя тип связующего вещества обычно не указывается, для обработки мокрым методом пригодны абразивы, склеенные синтетическими веществами: битумными, полиэфирными смолами, фенольными лаками, т.п. Очень часто возможность использования бумаги для мокрых работ обозначается дополнительно литерой «В» или словом Waterproof.

Для ручной обработки

Часто домашнему мастеру приходится обрабатывать свои изделия вручную. Так качество шлифовки гораздо выше, остаётся меньше необработанных участков. Для ручной обработки бумага выпускается в формате листов, лент и рулонов.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Ходовыми типами по зернистости в хозяйстве оказываются тканевая бумага Р60, Р80 и Р120. Более мелкая шкурка обычно имеет бумажную основу. Рекомендуется всегда держать в запасе разные номера абразивной бумаги для тонкой шлифовки вплоть до Р400.

Шкурка на тканевой основе зернистостью выше Р300 выпускается, преимущественно, для машинной обработки, хотя ей можно с попеременным успехом работать и вручную. Основная трудность в том, что абразив залит солидным слоем связующего, и обработка такой лентой вручную проходит крайне медленно, особенно при высокой зернистости. Однако мокрую шлифовку такой бумагой проводить — одно удовольствие.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Также для ручной обработки будут весьма полезны полиуретановые шлифовальные губки, которыми очень удобно обрабатывать детали с мелким рельефом. Если увлекаетесь обработкой дерева — всегда имейте запас поролоновой шкурки, это самое эффективное средство для подготовки под окраску или вскрытие лаком.

Ленты и диски для машинной шлифовки

При покупке расходников для шлифовальных машин трудно ошибиться. Все они имеют конкретный тип и рабочие размеры — либо длину и ширину, либо размерный номер, либо диаметр.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Для ленточных шлифовальных машин и гриндеров используется бумага на тканевой основе, свёрнутая в кольцо. Длина и ширина в миллиметрах — основной параметр такой наждачки, определяемый пригодность для использования с тем или иным инструментом.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Если с шириной ещё можно «поиграть», используя более узкую ленту или оторвав излишек, то ленты произвольной длины можно использовать только на гриндерах с регулируемым натяжением. Также обратите внимание, что для кольцевой ленты действует только одно направление движения, указанное стрелкой на тыльной стороне.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

С абразивной бумагой для роторных и дельтовидных шлифмашин всё ещё проще. Они либо подходят по размеру, либо нет — размер подходящих расходных материалов однозначно указан в инструкции к оборудованию. При выборе нужно также обращать внимание на положение отверстий для отвода пыли. Поскольку речь идёт об электроинструменте, практически вся наждачная бумага в расходниках предназначена для сухого шлифования. Остаётся только правильно подобрать зернистость по типу материала и желаемому качеству поверхности, а затем поэтапно её снижать в процессе обработки.

Источник

Шлифование грунта-наполнителя под покраску

Наша деталь загрунтована и, на первый взгляд, теперь уж точно готова под покраску. Однако, присмотревшись, мы все-таки увидим на ней некоторые недочеты: неравномерности слоя грунта, области сухого опыла, шагрень. Чтобы окончательно выровнять поверхность и придать ей необходимую шероховатость, грунт перед покраской необходимо зашлифовать. Только тогда краска ляжет на поверхность ровным слоем, и, что не менее важно, будет хорошо держаться на поверхности грунта.

Способы шлифовки грунта-наполнителя. Плюсы и минусы

Существует два способа обработки грунта-наполнителя под покраску:

Оба способа имеют свои достоинства и недостатки.

«Мокрый» способ наиболее популярен в частных мастерских, причем до сих пор еще встречаются случаи обработки с водой не только грунтов, но и шпатлевки (привет будущей ржавчине и пузырям). Здесь многие мастера скептически относятся к самой возможности использования «сухой» технологии подготовки поверхностей под покраску.

Главная причина этого заключается в том, что в таких мастерских и шлифование, и покраска чаще всего ведутся в одном помещении, поэтому при использовании сухой технологии помещения сильно запыливаются, а удалять всю эту пыль проблематично. При мокрой же обработке выделение пыли минимально, а работы можно проводить в любом хорошо проветриваемом помещении.

Кроме того, при ручной обработке значительно меньше риск нарушения целостности слоя грунтовки, а сама шлифовальная бумага расходуется очень экономно и меньше «засаливается» даже при обработке мягких грунтов (мы сейчас говорим о преимуществах мокрой технологии исключительно для обработки грунтов, поскольку для обработки шпатлевки сухая технология — единственно правильный вариант).

Недостатков у этой технологии в основном всего два — низкая производительность труда и долгое время высыхания грунтов после шлифовки. Сухая технология этих недостатков лишена.

На западноевропейских станциях уже давно отказались от использования воды при подготовке поверхностей под покраску. Дело в том, что слив воды, загрязненной продуктами шлифования, в канализацию, опасен с точки зрения экологии. Кроме того, работа в сырости вредна для здоровья человека.

Но главный аргумент заключается в том, что процесс сухой шлифовки имеет значительно большую производительность по сравнению с мокрой. Эксцентриковая шлифмашинка с пылеотводом в несколько раз эффективнее рук со шлифовальным блоком и ведром воды. Да и доступ влаги к металлу и шпатлевкам полностью исключен, а значит сведена к минимуму и вероятность возникновения таких дефектов, как вспучивание, растрескивание слоя, и других.

К недостаткам сухого метода можно отнести разве что потребность в наличии дорогого оборудования для шлифования, хорошей вентиляции всего помещения, решетчатых полов.

Понятное дело, что достижимо это далеко не везде, поэтому допускается как «сухая», так и «мокрая» обработка грунтов. Какой способ выбрать — зависит от условий вашей мастерской и наличия оборудования с пылеотводом.

Шлифование по-сухому

Если мы являемся сторонниками прогрессивного сухого метода шлифования, большую часть работ мы сможем выполнить с помощью шлифмашинки. Однако полностью избежать «ручного труда» мы все равно не сможем.

Во-первых, на кузове автомобиля есть достаточно много зон, куда машинкой просто не подлезешь. Во-вторых, те участки грунта, которые нанесены на зашпатлеванные места, первым делом нужно обязательно прошлифовать от руки, чтобы «наметить» плоскость и выровнять неравномерности слоя. Для этого нам потребуется шлифовальный блок и абразивная полоска, например P320.

Если толщина слоя позволяет, можно взять абразив немного грубее, например 240 или P280, это позволяет в некоторых случаях более качественно «срезать» плоскость. Но шлифовать нужно аккуратно, чтобы не пробить наполнитель, и затем обязательно нужно перебить риску градацией P320 (делать это можно уже на машинке). Помните о правиле ста единиц!

Если грунт нанесен на ровную, нешпатлеванную поверхность, выравнивание на шлифке проводить не обязательно.

Для того, чтобы облегчить доводку поверхности, перед шлифованием на загрунтованный участок рекомендуется нанести проявочное покрытие. Можно применять как сухую, так и напыляемую проявку.

Если используете напыляемое проявочное покрытие (иногда для этого применяют остатки базовой эмали), то наносить его на поверхность можно только после полного высыхания грунта. В противном случае это может негативно повлиять на прочность грунта, он может стать более рыхлым и склонным к усадке, а при шлифовке будет сильно забивать бумагу.

Само шлифование необходимо выполнять диагональными движениями, чтобы неровности «спиливались» равномерно по всей площади.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокромуНаносим сухое проявочное покрытие чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокромуШлифуем поверхность ручным шлифком и абразивной полоской P320. Шлифовать следует диагональными движениями, чтобы неровности «срезались» равномерно по всей плоскости

После того, как выравнивание на шлифке выполнено, можно приступать к финишной обработке поверхности. С помощью этой операции мы удалим направленные риски, оставшиеся после ручной шлифовки и создадим на поверхности необходимую шероховатость для адгезии покровной эмали.

Для финишной обработки наполнителя нам понадобится шлифмашинка с небольшим ходом эксцентрика (оптимально 3 мм) и мягкой подошвой. Малый ход эксцентрика и мягкая подошва обусловлены тем, что поверхность под окраску требует более деликатной обработки, чтобы мы только повторяли общий контур детали, сбивая риску, но не нарушали форму и не прошлифовывали наполнитель.

Что касается выбора абразивных материалов для окончательной обработки:

При этом следует помнить, что шлифовальным материалом мельче P600 шлифовать грунт «на сухую» нельзя, так как оставленная им риска слишком мелкая и не в состоянии обеспечить достаточной адгезии с краской.

При шлифовании нужно следить, чтобы рабочая поверхность шлифмашинки полностью прилегала к обрабатываемой поверхности, а давление на подошву было равномерным. Многие не могут привыкнуть к этому — им так и хочется для «ускорения» процесса посильнее нажать на край подошвы. Некоторые так и делают, тем самым создавая неустранимые «ямы».

Перед шлифованием можно повторно нанести проявочное покрытие, чтобы легче было определять недостаточно обработанные участки.

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокромуПовторно наносим проявочное покрытие чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокромуПоследовательно понижаем риску кругами градации P400-P500

Обработка труднодоступных мест

Основная поверхность обработана. Но как быть с теми местами, где невозможно провести обработку машинкой или бруском в связи с риском испортить поверхность? Это могут быть ребра детали, изогнутые поверхности, различные труднодоступные места. Для обработки таких участков удобно применять специальные абразивные губки, выполненные на поролоновой основе — они эластичны и не нарезают резких углов.

Для обработки грунта подойдут губки градации P600-P800 (Superfine/Ultrafine), применяемые последовательно. Шлифовать нужно всей поверхностью ладони с равномерным нажимом и в одном направлении. Если шлифовать «пальцами», то можно наделать полос.

После шлифования деталь обдувается сжатым воздухом и обезжиривается. Готово!

Шлифование по-мокрому

Если желания или возможности (или того и другого) шлифовать по-сухому у вас нет, в этом случае можно прибегнуть к старому дедовскому методу: взять водичку и водостойкой шкуркой пройти всю поверхность. Сначала с бруском, а затем от руки (с равномерным нажимом, не налегая на пальцы).

чем отличается наждачная бумага по сухому и по мокрому

Только в этом случае нужно брать уже более мелкий абразив: P800-P1000. Предварительно сбить шагрень и спилить неровности можно и более грубой шкуркой, например P600, но затем все-равно нужно перебить риску абразивом помельче, учитывая шаг шлифования (после P600 он возрастает до 200 единиц).

Использовать абразив мельче P1000 при обработке грунта «по-мокрому» запрещено!

При шлифовании грунта важно следить за целостностью покрытия, особенно при работе по-мокрому — понятно, что вода может стать источником коррозии. Кроме того, может возникнуть такой неприятный дефект как «пузырение» и другие проблемы.

Как бы там ни было, после работы с водой деталь нужно хорошенько промыть, удалив остатки сошлифованного материала и тщательно просушить.

Если в процессе шлифовки обнаружились прошкуренные места, их нужно обезжирить и подгрунтовать. Для этих целей удобно использовать грунт в баллончике. После высыхания подгрунтованные участки обрабатываются мягкой абразивной губкой (ultra fine).

И последнее. Зашлифованная под покраску деталь должна стоять не более 24 часов. Если через сутки она не будет покрашена, ее нужно заново перешлифовать конечным абразивом.

Делать это необходимо по той причине, что риски на наполнителе (те которые не видны невооруженным глазом) в процессе высыхания начинают трескаться, втягивая влагу, пыль и грязь из окружающей среды. Достать их оттуда потом невозможно и они крайне негативно влияют на качество ЛКП.

Поэтому, если деталь простояла в ожидании покраски больше суток, старый потрескавшийся микро-слой надо обязательно сбить. Перед этим не забудьте обезжирить поверхность.

Если нужно дошпатлевать

Если при шлифовании обнаружились глубокие неровности, которые не компенсируются толщиной грунта, то вам не повезло — придется опять шпаклевать и выравнивать поверхность. Затем опять грунтуете, наносите проявку, и продолжаете доводку. Для новичка этот процесс может оказаться мучительно долгим, но поверьте, ваши усилия не пропадут почем зря.

Будет намного обиднее, если вы плюнете на все и начнете красить машину, не доведя поверхность до нужного качества. Вы пожалеете об этом в тот самый момент, когда после нанесения краски все ваши огрехи окажутся как на ладони. Поэтому нужно собраться с силами и довести работу до конца.

Наносить шпаклевку (особенно толстые слои) непосредственно на грунт-наполнитель в данном случае нежелательно. По технологии грунт с этих мест необходимо счистить, и только потом шпатлевать.

Хотя многие производители шпатлевок и допускают их нанесение на 2K акриловые грунты, но при этом ставится одно обязательное условие — полное отверждение грунта. Однако надо иметь ввиду, что полная полимеризация — процесс не такой быстрый, как кажется. Он совсем не заканчивается через условные 6 часов воздушной сушки, указанные в инструкции к грунту. А при нанесении шпатлевки на не полностью отвержденный грунт, проблемы с адгезией и оконтуриванием не заставят себя долго ждать.

Старайтесь убирать все дефекты на этапе шпатлевания, то есть до нанесения наполнителя. Выравнивайте поверхность до тех пор, пока на ней не останется ни единого дефекта — только тогда можно будет с чистой совестью нанести грунт-наполнитель, а затем краску.

Наша поверхность зачищена и уже практически готова под покраску. В следующей статье поговорим о последних приготовлениях, которые должны предшествовать нанесению эмали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *