чем отличается паленый алкоголь
Поддельный алкоголь
Как не испортить праздник
Ежегодно в России из-за случайного отравления алкоголем умирает 6—7 тысяч человек.
Причиной стала не только водка на техническом спирте, но еще и виски из порошка, подкрашенный опилками коньяк и вино из яблочного сока со спиртом.
Выяснить качество алкоголя до того, как вас увезли на скорой, довольно проблематично. Чтобы сохранить здоровье, разберемся, как определить подделку.
Внешний вид бутылки
Прежде чем покупать дорогой алкоголь, откройте официальный сайт производителя — там достаточно фотографий, на которых видна форма бутылки, особенности этикеток, детали гравировок. Подделать все детали и маркировки бутылки сложно. Вот на что обратите внимание:
К сожалению, даже оригинальная бутылка не гарантирует качество содержимого. На «Ибэе» продаются пустые б/у бутылки от известных напитков. А поддельный напиток можно приготовить из концентрата и спирта:
Р за концентрат, 587 Р за четыре пустых бутылки, 1500 Р за пятилитровую бутыль спирта» loading=»lazy» >
Акцизная и федеральная специальная марки
На каждой бутылке отечественного алкоголя должна стоять федеральная специальная марка. На импортный алкоголь до 1 января 2021 года наклеивали акцизные марки, а в 2021 году его маркируют акцизными или федеральными специальными марками. С 1 января 2022 года будут только специальные федеральные марки. Федеральные специальные марки выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка — ФС РАР, или Росалкогольрегулирование.
Напитки классифицируют по крепости и составу, маркировки для каждого класса различаются по цвету. ФС РАР даже выпустила брошюру с описанием каждой марки.
Брошюра ФС РАР с описанием акцизных марокPDF, 14,6 МБ
На акцизной марке стоят надписи: «Российская Федерация», «Акцизная марка» и вид алкогольного напитка. Также на ней находится уникальный номер и графический код
Наличие марки не гарантия легальности производства бутылки с алкогольной продукцией. Росалкогольрегулирование регулярно выявляет алкоголь с поддельными марками. Поэтому перед покупкой их лучше проверять.
Проще проверить марку с помощью приложения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка — «АнтиКонтрафакт Алко». Оно есть для Айфонов и смартфонов на Андроиде.
Если не хотите устанавливать приложение, проверить марку можно на сайте Росалкогольрегулирования. Здесь понадобится ввести номер марки. По нему вы получите ту же информацию, что и в приложении.
Если нет интернета, проверяйте, чтобы на марке была голограмма и графический код, цвет был не сплошным, а название совпадало с заявленным на этикетке содержимым. Марка должна плотно сидеть на бутылке, ее делают на клеевой основе. Если марка чуть отклеилась — лучше не брать напиток.
Чек в магазине
В России действует Единая государственная автоматизированная информационная система — ЕГАИС. ЕГАИС позволяет контролировать законность сбыта алкогольной продукции.
С 1 июля 2016 использование ЕГАИС стало обязательным для всех продавцов алкоголя на территории России.
Продавцы, которые работают по правилам, выдают специальный чек с QR-кодом.
Чек ЕГАИС не выдадут:
Прежде чем покупать алкоголь, поинтересуйтесь у продавца, работают ли они в ЕГАИС. Если не работают — уходите. Если в магазине алкоголь продают без ЕГАИС, скорее всего, поставщик тоже не внес его в систему. За качество «невидимого» алкоголя вряд ли кто-то ответит.
Если магазин работает по правилам, продавец сначала сканирует штрихкод, затем марку на акцизе, а после этого выдает специальный чек с QR-кодом.
Ссылка, зашифрованная в QR-коде, продублирована сразу под ним. Она уводит на страницу сайта Федеральной налоговой службы, где указана информация о производителе, импортере, продавце.
Чтобы считать QR-код, на смартфон нужно установить программу — упомянутую «АнтиКонтрафакт Алко» ФС РАР или обычный сканер. Я использую приложение «Лаборатории Касперского», но инструмент тут не важен. Если вы не хотите ничего устанавливать или QR не считывается — такое тоже бывает, — набирайте ссылку с чека прямо в строке браузера.
По ссылке откроется сайт ФНС. Обратите внимание на дату и время продажи — она не должна отличаться от реальной. Информация в блоке «Серия и номера марок» должна совпадать с надписью на этикетке и с данными на акцизной марке.
Всё сложнее, если ссылка не открылась или информация вызывает вопросы: другой адрес магазина, отличается дата продажи, указано, что вы купили «винный напиток», хотя марка на бутылке — «вино виноградное».
Как распознать «левый» алкоголь?
К Новому году готовимся не только мы, но и те, кто разливает и распространяет фальшивую алкогольную продукцию. Мы узнали, как распознать опасную фальшивку.
О продаже «элитных алкогольных напитков» по ценам, которые в несколько раз меньше магазинных, мы писали два года назад. Сейчас эта тема стала очень актуальна, потому что такой алкоголь стал смертельно опасен. Вот печальная статистика ноября 2015 года:
Как заявляла недавно Валентина Матвиенко, 60% алкоголя в стране — контрафакт. А еще пять лет назад его было не более 15%. Подделывают все известные марки элитного алкоголя — джины, виски, коньяки, ром, водку… Например, в марте этого года при проведении рейда Тульской таможни и УЭБиПК УМВД России по Тульской области было изъято 144030 бутылок алкогольной продукции с этикетками Hennessy, Red Label, Chivas Regal, Jack Daniel′s, Olmeca
Денис Никонов, гендиректор компании «Дионис»:
Мы взяли открытые данные по Туле и Тульской области. Только за октябрь 2015 года в регионе изъято более 700 тысяч бутылок контрафактного алкоголя. Для сравнения, по данным статистики, всего в регионе в торговой сети продается 700 тысяч бутылок водки в месяц. То есть только изъятый объем контрафактного алкоголя равен месячному обороту. А сколько еще осталось в тени?!
Из чего делают всю эту элитную «вкусняшку»? Как показывают результаты экспертиз, обычно спирт низкого качества (самый дешевый, неочищенный, возможно, даже и метиловый) и порошки-добавки (как раньше разводили «юппи»). После приема таких жидкостей можно просто не проснуться.
Каналы распространения фальсифицированного алкоголя широкие — интернет-магазины, таксисты, гаражи — их еще называют в народе «гаражный дьюти фри». Да и мелкие магазины, особенно торгующие из-под полы ночью, не гнушаются такой продукции.
Многие не задумываются над тем, что качественный алкоголь известных брендов не может стоить
300−500 рублей.
И никакие оправдания типа «это конфискат с таможни» не должны вас убедить рискнуть здоровьем и жизнью. Просто потому что тульская таможня ничего алкогольного не растамаживает. А конфискованный в подпольных цехах алкоголь полиция уничтожает.
Еще один «аргумент» у поклонников «гаражного дьюти-фри»: ну до этого всегда покупали, пили — и ничего! И поставить на стол ром или виски престижнее, чем обычную водку. Кстати, мы спросили (понятно, что инкогнито), у преподавателей университетов — что им обычно дарят студенты? Самый распространенный вариант — пол-литровый коньяк Hennessy XO в коробке. И не догадываются уважаемые преподаватели, что напиток может быть куплен через интернет за 500 рублей. Настоящий Hennessy XO стоит как минимум на порядок дороже! Да и не бывает такой коньяк в пол-литровой таре.
Или другая ситуация. Когда заказывают в ресторанах и кафе корпоративные банкеты или свадьбы, договариваются, что алкоголь привезут отдельно. И если раньше это была обычная водка и вино, то теперь для престижа ставят элитные виски и коньяки. Из гаражного дьюти-фри. Заведения, дорожащие своей репутацией, обычно отказывают в такой услуге.
Еще пример. Гости к вам заглянули на огонек в пятницу вечером. С престижной бутылочкой рома или вискаря. Вы будете разглядывать акцизную марку и пытать товарища, где и почем он купил алкоголь, требовать чек из магазина? Ну, честно признайтесь, что нет. А зря.
— Покупать любой алкоголь можно только в торговых точках, имеющих лицензию, — поясняет Денис Никонов. — Там возможность купить поделку минимальна. Лицензированные магазины с 1 января 2016 года должны быть оборудованы системой ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для госконтроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). А с 1 июля 2016 года продажа должна осуществляться при помощи специальных сканеров, которые считывают алкогольную марку. По ней система определяет, что за напиток, где и когда произведен. И если что-то не совпадает, касса блокируется. Также покупатель получит еще и специальный чек с QR-кодом. ЕГАИС — единственная система, которая гарантирует, что алкоголь не поддельный.
Один из самых известных в России сомелье Эркин Тузмухамедов утверждает, что внешне отличить подделки от легальной продукции сейчас сложно даже представителям торговых компаний.
Эркин Тузмухамедов
Эркин Тузмухамедов советует по возможности изучать гарантированно легальные образцы — чтобы уметь отличать подделки.
Мы решили провести мастер-класс по распознаванию подделок. Пригласили экспертов из компании, которая специализируется на продаже алкоголя. Они привезли настоящие экземпляры элитной алкогольной и их поддельные копии (в компании они служат тренажерами — их используют для обучения персонала распознавать «левую продукцию»).
На каждую бутылку качественного алкоголя приходится копия-суррогат. И это только часть айсберга теневого алкогольного рынка
А дальше была игра «угадай, какая бутылка настоящая». Признаемся честно, что когда держишь в руках оригинал и его копию, все гораздо проще. Вряд ли мы так же легко отличили подделку, не будь рядом оригинала.
Труднее всего, оказалось, распознать российские продукты — помогло знание полиграфии, на «левых» образцах этикетки вызвали подозрение.
С импортным алкоголем все было еще интереснее. Итак, запоминаем.
1. В емкости 0,5 л дорогой алкоголь не разливают. Например, Hennessy XO может быть либо 0,35 л, либо 0,7 л. А виски Johnnie Walker Blue Label разливают только в 0,7 л.
Справа — настоящий коньяк. Он налит в 0,3-литровую
бутылку (вариант — 0,7). На этикетке буквы выпуклые.
Слева — подделка в пол-литровой упаковке.
Внимание на крышечки: справа — настоящая бутылка, слева — подделка.
2. Подделка алкоголя в таких масштабах была бы невозможна, если бы теневым производителям негде было бы купить бутылки нужной формы и размера.
— Вот тут нам пока везет, — считает Денис Никонов, — отличить оригинал от местной подделки можно легко, взглянув на донышко. В России на большинстве производственных линиях у бутылки ориентатор — специальное углубление на донышке (специальная выемка или выпуклость на таре, чтобы ровно наклеивать этикетки относительно других элементов) — на донышке. А оригинальные иностранные линии центрируют бутылку по специальным фаскам или углублениям на цилиндрической части. Поэтому ориентатор на донышке бутылке якобы импортного производства — это на 99% контрафактная бутылка.
Справа — настоящий виски, слева — подделка. Разбираемся в деталях
Слева: ориентатор на донышке — значит, бутылка сделана на российской линии. Это точно «левый» виски. Но бывает, что на бутылке есть и донный, и боковой ориентатор. Это тоже контрафакт!
На импортном алкоголе должна быть акцизная марка. Если приклеена федеральная специальная марка, значит, продукция произведена в России. Виски с федеральной специальной маркой на бутылке явно гаражного производства. Не пейте — можете не проснуться.
У настоящего «Джека» острые рёбра бутылки,
крышка под полиэтиленом и выбитая надпись на горлышке
У «левого Джека» на донышке бутылки надпись на русском языке — 1 л.
3. На фальсифицированных бутылках алкогольные марки (акцизные или специальные) поддельные. Только подделки могут быть разного уровня исполнения. Ведь сама марка — это, по сути, денежный знак, та же бумага с водяными знаками, голограммы и прочие степени защиты. Алкогольная марка размытая, без голограммы — это контрафакт. Часто на «левую» элитную продукцию клеят не акцизную марку, а федеральную специальную марку, часто с неправильным указанием литража.
Алкогольные марки с литровых бутылок рома. Правильная — верхняя
Шампанское правильное — справа, а подделка — слева.
Как говорится, без комментариев.
А есть ли опасность, что в баре или ночном клубе, ресторане или кафе, нальют «левый алкоголь»? Артем Григорьев, сомелье, тренер школы вина считает, что если вы на 100 процентов уверены в репутации заведения и конкретном официанте или бармене, то можно заказывать напитки бокалами. Но лучше все-таки брать нераспечатанную бутылку — чтобы после выпитых 200 граммов виски не гадать, что это было, и где я провел следующие три дня?
Артём Григорьев
По словам Артема, подделывают все известные напитки, из вин чаще всего — грузинские. И водку тоже подделывают. Например, наверняка видели возле магазинов шаговой доступности упаковочные коробки из-под водки «Царская охота». Но такого бренда легального в природе не существует!
Сергей Прокопец, известный бармен, член ассоциации барменов России, считает, что опасность получить рюмку «левого» алкоголя в общепите есть.
Всё дело в человеческом факторе. Даже управляющий может не догадываться, чем подрабатывает бармен. И камеры видеофиксации в барной зоне тут не помогают. Есть случаи, мы их разбираем на ассоциации, когда в приличных клубах вместо абсента, например, наливают винный сироп. Эти все моменты — на совести бармена. Поэтому если вы уверены в нём, знаете его лично — один вопрос. Но я советую проявлять бдительность и внимательно смотреть, из чего вам наливают напитки. Подозрение должна вызвать бутылка 0,5 л. Рестораны и клубы закупают бОльшие объемы с заводскими дозаторами.
А еще, по словам Сергея Прокопца, настоящий продукт стоит денег, потому что над ним веками трудились, составляя букет и разрабатывая технологию производства. И не надо обманывать самого себя, покупая элитный брендовый напиток по дешевой цене.
Небольшое руководство как отличить паленый алкоголь
«Золотая мануфактура РосАлкоголь» или как опальный чиновник «залил» Россию поддельной водкой
Сегодня поговорим про то, как нелегальный рынок алкоголя занял 64% всего рынка, а государство ежегодно теряло 290 миллиардов рублей, как поддельный алкоголь попадал в официальные сети, кому это было выгодно и как с этим связаны люди, что должны были бороться с подделками!?
Это вторая статья из серии «История алкоголя, или как спивается Россия», первую часть можно прочитать здесь или в телеграм.
В декабре 2018 года Басманный райсуд объявил в розыск и заочно арестовал бывшего главу Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна. Именно так начала раскручиваться история крупнейшей алкогольной империи России.
Но, прежде чем пройтись по заслугам опального чиновника, поговорим про конкретные схемы ухода от налогов, производство «левого» алкоголя и как это все попадало к нам на стол. Понимая конкретные схемы бутлегеров будет гораздо интереснее и удивительнее читать про заслуги и действия бывшего главы Росалкогольрегулирования.
Итак, на данный момент известно о двух основных схемах мошенничества:
1) Уход от налогов путем занижения данных о реальных объемах производства.
2) Производство откровенного фальсификата из спирта, соков и красителей, с последующей продажей под видом настоящего фруктового вина.
Давайте разберемся в этом подробнее.
Схема №1 «Укради у ближнего»
Дерзость и простота этой схемы просто поражает. Вы думаете, что нельзя взять и открыть производство «левого» алкоголя под легальными этикетками и спокойно этим торговать? Оказывается можно. И жертвой при любых проверках будут не бутлегеры, а реальные производители алкоголя.
Итак, схематично производство выглядело следующим образом:
И ничего удивительного в этом нет, если знать, что в южных районах страны орудует несколько точек по производству спиртных напитков из абсолютно левого сырья. Не беспокоясь о качестве продукции и ее свойствах. Интерес был только один— максимально низкая цена.
А как иначе? Спирт левый, без акцизов и налогов, упаковку и этикетки поставляет реальный производитель, а тебе, по факту, остается только разлить продукцию и отправить ее дистрибьютору.
Именно по такой схеме работали Пензенский ООО «Дал» и Кабардинский ООО «Минерал-А». Последний, не имея никакой инфраструктуры, складов или техники, прокачивал через себя огромные объемы, якобы настоящей, продукции. По предварительным оценкам ущерб от незаконных действий составляет более 2 миллиардов рублей только за 2014 год.
Как думаете, кто в итоге оказался виноват? Правильно ООО «Дал» в частности и весь холдинг «Объединенные Пензенские Водочные Заводы» в общем. Общая сумма претензий от налоговой составила около 10 миллиардов рублей на момент 2020 года.
А что стало с ООО «Минерал»? Абсолютно ничего. Компания ликвидирована вообще без последствий.
Наглость и объемы поражают, как и то, что в итоге ничего не изменилось. Поменялись только названия компаний.
Какая первая ассоциация у вас при слове «портвейн»? Дешевый шмурдяк «Три топора» и прочие фруктовые вина в коробках? Если да, то вы правильно поняли о чем сейчас пойдет речь.
Максимально точно данную схему описали товарищи из газеты «Наша версия»( подробно можно ознакомиться здесь). Я не буду пытаться превзойти их, а просто приведу основные тезисы, чтобы вам была максимально понятна схема работы с «Портвейнами».
Как вам такое? Мне кажется, что очень увлекательно и познавательно. А если учесть, что объем продаж таких напитков составляет более 50% от продаж крепкого алкоголя и вина, то становится еще и интересно.
Говорить про огромные суммы прибыли, я думаю, смысла нет. Это и так понятно.
Непонятно другое, как получилось организовать такой огромный и максимально наглый бизнес? Для этого нужен крупный покровитель на самом верху! Такой человек, что смог бы подмять под себя все сферы рынка, от производства до продаж и проверок.
Вот теперь самое время вернуться к фигуре Игоря Чуяна, человеку, что смог!
Триумфальное шествие по алкогольному рынку Чуян начал еще в 2002 году с должности в «Росспиртпром». Уже к 2006 году он возглавил организацию и начал экспансию своих интересов.
По словам Владимира Скидана(в то время глава Ярославского ЛВЗ) Чуян, придя к власти, сразу же начинает устанавливать свои правила на производствах и жестко требует исполнения всех задач. Неисполнение или неверность грозила немедленным увольнением.
Именно тогда и закладывается фундамент будущей империи.
Как вы думаете, водка какого производителя составляла большую часть марок «ЗМ»? Подсказка, правильный ответ содержит слова «Спирт» и «Пром».
И это на фоне почти 10% снижения официального производства водки в стране. С другой стороны наличие серых схем и уход от налогов позволял держать цены ниже рынка и отбирать кусок у честных производителей.
Стоит отметить, что уже в это время начали появляться первые данные об аффилированности Чуяна к бутлегерам.
По словам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, ими была выявлена схема махинаций с акцизными марками. Утверждалось, что РАР продает акцизные марки через подставные фирмы-однодневки.
Естественно, конечными адресатами являлись подчиненные Чуяну компании. Общая сумма ущерба оценивалась в 80 миллиардов рублей.
Так же интересно, что во время захвата рынка «Золотой Мануфактурой» в России вовсю шла «зачистка» неугодных предприятий. Сотни производителей и дистрибьюторов закрылось, в том числе крупнейшие производители «Южная Столица» и «Исток».
Фактически, построенная в 2011 году, империя просуществует до 2018 года, когда Чуян покинет пост главы «РАР» и скроется за границей.
Да, будут меняться названия компаний и заводы производители и подставные компании, но суть останется неизменной. Как и результат — с 2008 года рынок «поддельного» алкоголя занимает более 60% от всего произведенного алкоголя в стране. И самое ужасное, что ни ЕГАИС, ни проверка акцизной марки, ни покупка в крупном магазине не дает 100% гарантий.
Что поменялось после отставки?
Ничего. Совсем. Вся команда опального чиновника осталась на своих креслах, как и ближайшие «решалы-теневики», что контролируют бизнес до сегодняшних дней.
О них и о многом другом читайте в третьей части серии «История алкоголя, или как спивается Россия». Следить можно здесь или в моем телеграм канале «Пивоварим».
Поставщик метила, убившего 34 человека, не считает себя виновным
Ежедневно в городе проходят судебные заседания по делу о массовом отравлении людей. Уже возбуждены 14 уголовных дел. По делу задержаны 15 человек, 8 из которых арестованы.
Во время обысков у одного из организаторов подпольного бизнеса нашли около 2 миллионов рублей. Однако 36-летний уроженец Азербайджана Роял Гулиев не признает свою вину. При этом именно в его автомобиле оперативники обнаружили накладные на технический спирт, который он привозил из Уфы в Орск.
Злоумышленник утверждает, что спирт он доставлял для производства «незамерзайки», и об этом он якобы предупредил заказчика поставки Шарлана Бабазадэ, который сейчас находится в СИЗО.
Число фигурантов уголовного дела продолжает расти, как и число выявляемых точек, где продолжают продавать контрафактный алкоголь.
Напомним, СК Оренбургской области проводит расследование уголовного дела после смертельного отравления жителей региона. Территориально ЧП охватывает четыре населенных пункта в четырех муниципальных образованиях Восточного Оренбуржья.
О массовом отравлении алкоголем стало известно 7 октября. Всего пострадали 64 человека, 34 человека умерли. Анализы показали наличие в организме погибших чистого метанола.
Сделано к Китае
Мошенники СССР. Часть 2. Алкогольный фальсификат
После афророссиянина Пушкина, именно «водка» претендует на второе место в списке «Наше всё!». И в царской России и в СССР – стоил сей народный напиток относительно дешево и, по степени доступности, был на третьем месте, после хлеба и картошки. Продажа алкоголя веками оставалась важнейшей статьей дохода государственной казны.
На заметку любителям ЗОЖ: Водка – это чистая энергия и пустые калории, без жиров и углеводов. А если закусить лимончиком – так еще и витамины.
Получается, что в 1980 году, во время Олимпиады в Москве, человек со средней зарплатой 120-150 рублей мог приобрести 28 – 30 поллитровок.
Есть информация, что себестоимость бутылки казенки была в пределах 20 копеек, а в винно-водочных магазинах и гастрономах она продавалась по фиксированной цене. Несложный подсчет показывает: «маржа» составляла 4 – 5 деревянных с бутылки. Вы только вдумайтесь – 400% прибыли! Мимо такой «золотой жилы» ни один нормальный аферист спокойно пройти не сможет. Появление алкогольных мошенников, производящих суррогат, было лишь вопросом времени.
В конце 70-х монополия государства пошатнулась – в Осетии и Абхазии расцвел нелегальный бизнес по производству самопального алкоголя. Подпольные цеха располагались непосредственно в частных домах или гаражах.
Кавказкая технология оказалась предельно простой и быстрой: в обычной эмалированной ванне смешивали три ведра самого дешевого картофельного спирта с пятью ведрами воды из-под крана. Добавляли совок сахара и совок соды, тщательно перемешивали и разливали в бутылки. Выход продукта составлял примерно 200 бутылок 35–37 градусного пойла. За вычетом себестоимости спирта, взяток и транспортных затрат – это 500 – 600 рублей чистого навара с партии. За сутки работы можно было набодяжить «водки» на целые «Жигули» (6800 руб.).
Этикетки заказывали в типографиях (нелегально) или же воровали на государственных винзаводах. Клеили их вручную. Закаточные машинки изготавливали местные умельцы, а алюминиевую фольгу для крышек можно было свободно купить в магазине «Юный техник». Объемы «палёнки» оказались настолько большими, что нелегальным производителям пришлось столкнуться с дефицитом пустой тары. Выход был найден! По Краснодарскому краю и Ростовской области шныряли грузовики с водителями-кавказцами, которые перекупали пустые бутылки в приемных пунктах госпредприятия «Стеклотара». Для советских людей сдавать пустую стеклянную бутылку считалось обычным делом – за неё давали 12 копеек. Кавказские бутлегеры предлагали приемщикам тары оптом забирать бутылки по 17 копеек. От такой выгоды, обычно, никто не отказывался.
В СССР отсутствовал строгий стандарт для бутылок, в которые можно было разливать вино и ликероводочную продукцию. Даже казенные предприятия зачастую фасовали «огненную воду» в тару из-под пива или лимонада. Товар-то был суперликвидным и покупатель не заморачивался насчет этикетки и формы бутылки. Этот факт также «играл на руку» мошенникам – они фасовали водяру в любую стеклянную тару. Был случай, когда в сельмаги Волгоградской области поступила партия водки в трехлитровых банках. По накладным она якобы была разлита на местном ликероводочном предприятии, но ОБХСС провело расследование, которое показало: водка поддельная и документы липовые. Впрочем, такие казусы случались крайне редко. По факту, ни один крупный мошенник-бутлегер арестован не был. Видимо милиции, для отчетности, хватало бабушек-самогонщиц.
Можно ли быстро, «на глаз» определить, что у вас в руках – казенная водка или абхазский самопал? Конечно можно и, причем, элементарно!
Во-первых – у контрафактного пойла на алюминиевой крышке отсутствовал штамп завода-изготовителя.
Во-вторых – если взять бутылку настоящей водки провести донышком по белому листу бумаги, то оставался заметный черный след. Дело в том, что тара движется по заводскому конвейеру, ролики которого смазывают графитовой смазкой. Небольшая часть этой смазки всегда попадает на дно бутылки и будет мазаться.
В-третьих – этикетки на самодельной водке ляпали в клей и криво лепили вручную, а вот на заводской продукции её клеил автомат. И если посмотреть на настоящую этикетку с обратной стороны, то будут заметны четыре аккуратных полоски клея.
Кроме собственно подпольного производства, водочная мафия наладила целую систему сбыта. Считается, что порядка 80% всей подпольной водки уходило в курортный сезон, через систему ресторанов, баров и кафе Черноморского побережья Кавказа, Крыма и Рижского взморья.