чем отличаются дети на грудном и искусственном вскармливании
Грудное или искусственное вскармливание — что предпочесть?
Веками складывающийся образ материнства — румяная красавица, кормящая грудью младенца — в последнее время стирается из нашей памяти. Современные мамы стремятся как можно быстрей вернуться к активному образу жизни, в который не слишком вписывается грудное вскармливание. Специальные смеси, заменяющие малышу молоко, появились около 20 лет назад, и с тех пор ожесточенные споры, как же лучше кормить ребенка, не утихают. Так как же быть? Попробуем разобраться.
Грудное вскармливание
Все преимущества грудного вскармливания очевидны даже для не посвященных в эту тему людей. Врачи — как гинекологи, так и педиатры — давно и прочно доказали, как важен для ребенка и мамы именно такой способ кормления. К груди новорожденного прикладывают сразу, рекомендовано до 6 месяцев не давать ему ничего, кроме материнского молока, которое содержит все необходимые для полноценного развития и роста витамины. При кормлении между ребенком и матерью возникает совершенно особая духовная связь, это высшее проявление любви. Однако грудное вскармливание имеет и свои недостатки, из-за которых многие женщины, даже если они имеют возможность кормить таким способом, отказываются от него. Это:
Аргументы за грудное вскармливание:
Искусственное вскармливание
Первоначально такие смеси применялись только в тех случаях, когда мама не могла кормить грудью по объективным причинам — вирусные заболевания, медикаментозная терапия, тяжелая послеродовая депрессия, сердечная или почечная недостаточность, отсутствие молока и т. д. Однако сегодня многие женщины осознанно выбирают смеси, и вот почему:
У искусственного вскармливания есть несколько недостатков:
В педиатрии существует еще так называемое смешанное кормление — когда ребенок на грудном вскармливании имеет недостаточную массу тела, доктор может назначить ему смеси. Молодые мамы легко поддаются панике и буквально бросаются пичкать недостаточно упитанного малыша, но реальная необходимость в этом есть очень редко. Если врач настаивает на докорме, покажите ребенка еще нескольким специалистам и убедитесь в его нужности наверняка.
Каждая женщина решает самостоятельно, что лучше для нее и ее малыша — грудное или искусственное вскармливание. Если вы категорически не хотите кормить грудью и может себе позволить хорошие смеси, не нужно испытывать чувство вины или заставлять себя под давлением родственников — ситуация будет только хуже. Наслаждайтесь бесценными моментами материнства и будьте здоровы!
Вся информация носит ознакомительный характер. Если у вас возникли проблемы со здоровьем, то необходима консультация специалиста.
Разница между грудным и искусственным вскармливанием
21 января 2013 г. База данных постоянно пополняется.
Содержание
I. Как искусственное вскармливание влияет на ребенка
A. Инфекции
Гастроэнтерит
Многофакторный анализ данных из Баварии, Германии показал, что по сравнению с детьми, которых не кормили грудью или кормили грудью меньше 4 месяцев, кормление детей ислючительно грудью в течение 6 месяцев и дольше значительно уменьшило риск одного и более эпизодов желудочно-кишечных инфекций у детей в возрасте 1-9 месяцев. (ОШ: 0.60; 95% ДИ: 0.44-0.82).
Rebhan B, Kohlhuber M, Schwegler U, Fromme H, Abou-Dakn M, Koletzko BV. “Breastfeeding duration and exclusivity
associated with infants’ health and growth: data from a prospective cohort study in Bavaria, Germany.” Acta Paediatr. 2009
Jun;98(6):974-80.
Диарея
Ученые исследовали 192 ребенка в возрасте 0-23 месяцев, которые были госпитализированы с острой диареей и обезвоживанием средней или тяжелой степени. Контрольная группа состояла из 192 детей такого же возраста и места проживания, у которых не было поноса в предыдущую неделю.
Результаты исследования показали, что среди детей младше двенадцати месяцев риск обезвоживающей диареи был существнно выше в первые девять месяцев жизни (P doi: 10.1542/peds.2012-0045
Развитие мозга
Ученые исследовали связано ли кормление грудью в течение первых двух месяцев жизни со структурными маркерами развития мозга по сравнению с младенцами в общей популяции. Это исследование было частью исследовния поколения R. Детям в возрасте примерно 7 недель сделали ультразвуковые исследования головы и замеряли диаметр ганглио-таламического овоида (расстрояние между базальными ганглиями и таламусом), длину мозолистого тела, вентрикулярный обхем и обхват головы. Данные о кормлении грудью были получены со слов матерей в 2 месяца спустя родов. Ученые исследовали связи между параметрами головы и текущим кормлением грудью (исключительно грудное вскармливание n = 318, кормление грудью и смесью n = 119 и кормление смесью n = 243). В анализе были сделаны поправки на размер головы и уместные коварианты. Вторичный анализ провели с учетом истории кормления грудью (исключительно грудное вскармливание n = 318, кормление грудью и смесью n = 281 и кормление исключительно смесью n = 81). Исключительно грудное вскармливание было связано с более оптимальным развитием мозга по сравнению с детьми, кого кормили грудью и смесью и детьми, которых никогда не кормили грудью. Результаты были наиболее взаимосвязаны для диаметра ганглио-таламического овоида. У детей, которых кормили исключительно грудью, диаметр ганглио-таламического овоида был больше, чем у детей, которых кормили только смесью и никогда не кормили грудью [разинца между средними показателями (доверительный интервал 95%) = 0.21(0.02, 0.39), P = 0.02]. У детей на исключительно грудном вскармливании так же был меньше вентрикулярный обхем и больший обхват головы. Значительной связи между грудным вскармливанием и длиной мозолистого тела не обнаружено. Кормление грудью (данные со слов матерей) связаны с более зрелым развитием мозга у детей в возрасте 2 месяцев. Результаты наиболее закономерны для диаметра ганглио-таламического овоида, подкорковой части мозга, богатой докозагексаеновой кислотой.
Herba CM, Roza S, Govaert P et al. Breastfeeding and early brain development: the Generation R study. Matern Child Nutr. 2012 Nov 20. doi: 10.1111/mcn.12015.
Развитие сердечно-сосудистой системы
У детей, которых кормят питанием без ДГК, наблюдается повышенная частота сердечных сокращений и сниженная вариабельность частоты сердечных сокращений, что указывает на пониженный парасимпатический тонус. Этот эффект появился в четыре месяца и удерживался до конца исследования. Это подтверждает предположения о том, что 3-5-месячный постнатальный интервал может влияет на развитие сердечно-сосудистой регуляции.
Pivik RT, Dykman RA. Early infant diet and the omega 3 fatty acid DHA: effects on resting cardiovascular activity and behavioral development during the first half-year of life. Dev Neuropsychol. 2009;34(2):139-58.
Саморегуляция
Цель исследования: одна из гипотез о том, как именно грудное вскармливание влияет на детское ожирение, предполагает, что грудные дети саморегулируют сколько молока они высасывают. В этом исследовании мы рассматривали влияет ли метод кормления (бутылка или грудь), а также вид молока в бутылке (смесь или сцеженное грудное молоко) на способность саморегулировать количество высосанного молока.Участники и методы исследования: участники Опроса о практике кормления младенцев II 2005-2007 гг. отвечали на ежемесячные опросники в течение первого года жизни ребенка. В ходе этого опроса у нас были собраны о 1250 младенцах. Мы исследовали влияние способа кормления и вид молока в бутылке на способность к саморегуляции в еде в позднем младенчестве. Результаты исследования: Всего лишь 27% младенцев, которых кормили исключительно грудью в раннем младенчестве, опустошали бутылку или чашку в позднем младенчестве. 54% младенцев, которых кормили и грудью, и из бутылки опустошали бутылку. Если младенцев кормили только из бутылки, то 68% из них опустошали бутылку. Многомерный регрессионный анализ показал, что дети, которых в раннем детстве чаще кормили из бутылки, были склонны опустошать бутылку в два раза чаще или на 71% больше, чем дети, которых кормили из бутылки реже ((1/3)-(2/3) or (2/3) кормлений из бутылки против th Scientific Sessions. 2009.
Мигрень
Ученые исследовали течение мигреней в послеродовой период среди женщин в послеродовом отделении. Опрос женщин провели в первую неделю после родов, а также 1, 3, 6 и 12 месяцев после родов. Женщинам раздали дневник для записей, относящихся к головной боли, а именно о приеме лекарств от головной боли, частоте приступов мигрени, интенсивности боли (оценка по шкале интенсивности болевых ощущений по выражению лица) и ее продолжительности. Результаты. Уровень ремиссии составлял 63%, 83% и 85% в соответственно первый, второй и третий семестры. Среди женщин, которые кормили грудью, мигрени возобновились у 50%, 65,8%, 71,1% и 91,7%, а у тех, кто кормил смесями – 86,4%, 90,9%, 95,5% и 81,3% в 1, 3, 6 и 12 месяцев после родов. В течение полугода после родов кормление грудью связано с более низкими показателями возобновления мигреней по сравнению с кормлением смесями.
Hoshiyama E, Tatsumoto M, Iwanami H, et al. Postpartum Migraines: A Long-term Prospective Study. Intern Med. 2012;51 (22):3119-23.
Психическое здоровье
Кормление смесями сопряжено со значительным повышением риска послеродовой депрессии 2.04 (P
Что такое естественное, смешанное и искусственное вскармливание?
Время на чтение: 2 мин
Вскармливанием называют процесс питания новорождённого. Все малыши нуждаются в особом питании: в первые годы жизни происходит активный рост, закладывается иммунитет. Поэтому важно, чтобы детский организм получал нужное количество жидкости, минералов, витаминов и других питательных веществ.
В первые месяцы жизни ребёнок получает грудное молоко или детскую молочную смесь. В зависимости от того, какой из этих молочных продуктов преобладает в рационе ребёнка, различают естественное, смешанное и искусственное вскармливание. Что кроется за каждым?
Естественное вскармливание
Ответ спрятан в самом названии: малыш питается грудным молоком. Специалисты едины во мнении: грудное молоко — лучшее питание для малыша, а сохранять его обязательно хотя бы до 12 месяцев. В грудном молоке содержится огромное количество питательных и полезных веществ, необходимых для ребёнка. Кроме того, грудное молоко каждой женщины уникально и подходит — как ключ к замку — именно для её ребенка.
Существует несколько видов естественного вскармливания:
Как наладить естественное вскармливание
Несмотря на то, что грудное вскармливание — это природный процесс, он нуждается в «настройке». В первые полчаса после рождения кроху прикладывают к груди, где он выпьет всего 3–5 миллилитров молозива — концентрированного секрета молочных желез, который вырабатывается с конца беременности и в первые дни после родов. Молозиво достаточно насыщено питательными веществами, иммунными и другими полезными факторами, чтобы удовлетворить потребности новорождённого малыша.
В следующие несколько дней малыш будет есть молозиво, и только примерно к концу первой недели после родов у мамы появится переходное, а затем зрелое молоко, которое и станет основой рациона новорождённого ребёнка и малыша первых месяцев жизни.
В первое время будет лучше придерживаться свободного вскармливания, прикладывая ребёнка к груди по его требованию, примерно каждые 2-3 часа днём и через 3-4 часа ночью. Методику прикладывания к груди, особенности техники грудного вскармливания необходимо обсудить с педиатром.
По рекомендации педиатра, который наблюдает малыша, между 4 и 6 месяцами жизни ребёнка на фоне грудного вскармливания начинают вводиться продукты прикорма. Прикорм — это все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребёнка.
Сроки, схему, а также первые продукты для прикорма малыша определит ваш педиатр. У детского питания «ФрутоНяня» есть специальная линейка продуктов, которая подходит для первого прикорма. Она называется «ПЕРВЫЙ ВЫБОР».
Искусственное вскармливание
Искусственное кормление, или вскармливание, — кормление ребёнка только детскими молочными смесями. Здесь показания к переходу на искусственное вскармливание определяет педиатр и подбирает ребёнку подходящую смесь. Существует множество видов детских молочных смесей: ребёнок на искусственном вскармливании может употреблять смесь для здоровых деток, а также специализированную или лечебную, если у него есть какие-то трудности со здоровьем.
Смешанное питание новорождённого
Смешанное вскармливание — это кормление ребёнка грудным молоком, в том числе материнским сцеженным или донорским, в любом сочетании с адаптированной молочной смесью. Как правильно организовать смешанное вскармливание, подскажет педиатр. Обычно это делается по показаниям. К такому вскармливанию прибегают, когда недостаточно грудного молока. Недостаточность питания, необходимость и объём докорма смесью определяет доктор при осмотре малыша.
Есть несколько рекомендаций для мам малышей, которые находятся на естественном или смешанном кормлении:
Искусственное вскармливание: «Многие мифы — вовсе не мифы». Интервью с гинекологом-репродуктологом
Тема искусственного вскармливания порождает споры на форумах, уйму статей в интернете и переходящие из материала в материал «страшилки». Что правда, а что мифы, как себя вести, если вы вынуждены кормить ребеночка смесями — об этом в сегодняшнем интервью.
5 основных мифов об искусственном вскармливании
1.Дети, которые были на искусственном вскармливании, чаще болеют.
— Это не миф. Никакая искусственная смесь не заменит грудное молоко, потому как в ней нет иммуноглобулинов, укрепляющих иммунитет ребенка.
2.Дети, которые были на искусственном вскармливании, чаще подвержены аллергиям.
— И это тоже не миф. Аллергия бывает из-за того, что в организм попадает что-то чужеродное — срабатывает иммунная защита, вырабатываются антитела. У ребенка же иммунная система только формируется, поэтому так часты аллергические реакции (диатезы).
Сказать, что вот эта смесь аллергенная, а вот эта – нет, к сожалению, нельзя. Подобрать подходящую можно лишь методом проб и ошибок. Реакция ребенка на ту или иную смесь зависит от индивидуальных особенностей организма малыша.
3.Дети на искусственном вскармливании страдают от запоров.
— Это зависит от смеси. Есть смеси кисломолочные, адаптивные, есть на козьем, коровьем и соевом молоке. Какая смесь подойдет конкретному ребенку, сказать, повторюсь, сложно. Однако если от смеси у ребенка запоры, педиатры рекомендуют перейти на кисломолочные смеси.
4.Дети, которые были на искусственном вскармливании, имеют менее прочную эмоциональную связь с мамой.
— И это тоже не миф. Когда женщина прикладывает ребенка к груди, то лишь первые 10-15 минут — это кормление. Все остальное время — это время с мамой. Ее эмоции, сердцебиение, контакт — все это необходимо малышу.
5.Искусственное вскармливание в дальнейшем провоцирует риск развития серьезных заболеваний.
— Все будет зависеть от состава смеси. В некоторых смесях содержится пальмовое масло (благо, на рынке их все меньше). Пальмовое масло токсично для нервной системы человека. Также есть смеси с большим содержанием сахара — естественно, такие смеси будут провоцировать развитие сахарного диабета и метаболических нарушений. Родителям нужно внимательно изучать состав смеси и советоваться с педиатрами.
— Есть ли показания, по которым врачи могут запретить женщине кормить ребенка грудью?
— Это весьма ограниченное количество показаний, к ним относятся
Отдельно хотелось бы сказать про мастит (воспаление ткани молочной железы, вызванное бактериальной инфекцией). Грубо говоря, это гной, который по млечным протокам при кормлении может попадать ребенку, и ребенок будет инфицирован. Поэтому грудное вскармливание при мастите третьей стадии (когда формируется абсцесс) также противопоказано.
— А какие причины мастита?
— Есть основная причина – это попадание инфекции через трещины, которые образуются в соске.
Дело в том, что 10-15 минут достаточно для того, чтобы покормить ребеночка в первые дни его жизни. Однако некоторые мамы держат малыша у груди гораздо дольше: он уже не кушает, а просто удовлетворяет свой сосательный рефлекс. Из-за постоянного раздражения соска и образуются трещины.
Также если в организме женщины есть хронический очаг какого-то воспалительного процесса, у нее возрастает риск развития мастита. Например, женщина имеет хронический тонзиллит. Помимо этого, причиной мастита может быть банальное несоблюдение гигиены.
— Предположим, что у молодой мамы либо недостаточно молока, либо врачи запретили ей кормить ребенка грудью. Она начиталась обо всех минусах искусственного вскармливания, и ей стало страшно. Что посоветуете?
— Посоветую начинать с адаптационных смесей. Ни в коем случае не превышать дозировку, четко следовать инструкции — никакой самодеятельности в этом деле быть не должно. Внимательно следите за реакцией ребенка на смесь. Если что-то не так — меняйте ее.
Хотелось бы отметить, что цена смеси и ее состав никак не связаны. Говорить, что вот эта смесь дорогая – она хорошая, а вот эта дешевая – она не очень, нельзя.
От себя хотелось бы сказать, что если женщина настроена на грудное вскармливание, она будет кормить ребенка как можно дольше. Психологический настрой оказывает очень большое влияние на этот процесс.
Во время второй мировой войны были случаи, когда родственницы умерших матерей забирали себе их грудных деток. Чтобы накормить, прикладывали к груди. И это была настолько сильная эмоциональная доминанта — накормить ребенка — что у них появлялось молоко. Даже у тех женщин, которые еще не рожали.
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва