чем отличаются формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Различные системно-структурные образования в обществе в их единстве и взаимодействии образуют определенную качественную целостность данного общества, придают ему определенный исторически-типический облик. Эта характеристика общества фиксируется в понятии «общественно-экономическая формация», выработанная в марксистской философии.
Общественно-экономическая формация — это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.
Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам.
В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.
В структуру формации включаются также и социальные явления:
а) некоторые исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация, а также касты, сословия, классы);
б) тип и форма семьи;
в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.
Таким образом, нет оснований считать формационную концепцию ложной, хотя, она не может претендовать на абсолютную истинность всех своих положений.
Все большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций.
Термин «цивилизация» в социальной философии не имеет однозначного определения.
В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.
Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.
В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная.
Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты, как природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учета невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.
Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Понятие о гражданском обществе
Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений в обществе: социальных, экономических, нравственных, национальных, религиозных и т.п.
Данное общество обладает развитыми культурными, экономическими, политическими и правовыми отношениями между его членами, является независимым от государства, однако взаимодействует с ним. В основном говорится о самопроявлении свободных граждан и ассоциаций, которые сформировались добровольно. Они способны обезопасить себя от произвольного вмешательства государственной власти.
Эта концепция полноценно оформилась к концу второй половины XVIII века и началу XIX века. В философии эпохи Просвещения и в немецкой классической философии проводилось четкое различие между государством и сферой гражданского общества в качестве области, которая охватывает большую совокупность социальных связей между государством и индивидом.
В гражданское общество включаются:
Цивилизационная и формационная концепции развития общества
Выделяют следующие подходы к общественному развитию:
В соответствии с ними выделяют марксистскую и постиндустриальную теории.
Концепция марксизма связана с тем, что способ производства признается в качестве основного определяющего параметра общественного развития и на данной основе выделяются определенные стадии или формации, отсюда идет и название «формационная» теория. По концепции постиндустриального общества в качестве основного определяющего фактора называют технический, и, соответственно, выделяют 3 типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное).
По цивилизационному подходу можно выделить множество концепций, которые будут построены на различных основаниях, и именно поэтому второе его название – плюралистический. В случае первого подхода основная идея заключалась в единстве человеческой истории и ее прогрессе в рамках стадиального развития. По основной идее второго подхода единство человеческой истории и ее прогрессирующего развития отрицается. В соответствии с логикой данного подхода говорится о существовании множества исторических образований (цивилизаций), которые почти не связаны друг с другом или связаны, но слабо. Каждое из них обладает уникальной историей и само по себе является уникальным.
Цивилизация и культура
Один из важнейших представителей школы «Анналы» Люсьен Февр отмечает, что под воссозданием истории французского слова «цивилизация» обычно понимают реконструирование этапов серьезной революции, сквозь которую прошла французская мысль, начиная со второй половины XVIII века до настоящего времени. Слово «цивилизация» появилось в языке совсем недавно и было придумано специально. Однако, неизвестно доподлинно, кто был первым употребившим это понятие.
Л. Февр говорит, что мы можем обнаружить данный термин в напечатанном вид только в 1766 году. Затем он получил право гражданства, а с приближением революции оно становится свободным. Однако, еще до того, как появилось существительное «цивилизация», в литературе употреблялось причастие «цивилизованный» и глагол «цивилизовать». Французский автор «Опытов», Монтень был знаком с этим словом еще в конце XVI века. Спустя полвека, Декарт будет противопоставлять понятия «дикий» и «цивилизованный» в своем «Рассуждении о методе».
Само понятие «цивилизации», введенное еще энциклопедистами, изначально несло в себе оттенок мышления эпохи Просвещения. Его было принято ассоциировать с прогрессом, эволюционным развитием народов на началах разума, с торжеством универсализма. «Опыт о нравах», который заполонил в 1757 году всю образованную Европу своим первым тиражом в 7000 экземпляров впервые показал слово «цивилизация» и попытался установить взаимосвязи между основными направлениями деятельности человека – религиозной, политической, социальной, художественной и литературной. Все они стали неотъемлемой частью истории.
Поначалу цивилизацию воспринимали как процесс. К примеру, П. Гольбах отмечал, что «нация цивилизуется под воздействием опыта». Ученый говорил о том, что «полная цивилизация народов и руководителей, позитивные изменения в управлении, искоренение недостатков могут быть только результатом вековой работы, а также постоянных усилий ума человека и многократного опыта общества».
В противовес этому обширному, однако неопределенному взгляду выступили экономические теории. Своей теории придерживались физиократы. Адам Смит упоминал о тесной взаимосвязи богатства и цивилизации. Для большинства исследователей цивилизация была неким идеалом. К концу XVI века критическое рассмотрение самого термина «цивилизация» отсутствовало, т.к. ни у одного из исследователей не было стремления конкретизировать данное понятие и ограничить возможность его универсального применения.
В дальнейшем «цивилизация» стала многозначным понятием. В первую очередь ее отождествляли с цивилизованным поведением – с навыками самоконтроля, хорошим поведением, знанием этикета. Часто упоминают такое словосочетание как «цивилизованный человек». Вольтер впервые ввел термин в данном значении во Франции в своих трудах в XVIII веке. Во вторую очередь, существительное «цивилизация» начинают употреблять во множественном числе. Выше уже упоминалось то, что революционный оптимизм позитивно относился к данному слову. В то же время революция постепенно развивалась и проявились ее последствия. Исследователи говорили в первую очередь о том, что цивилизация может умереть, из чего следовало, что пессимистический концепт Руссо внезапно вернулся к жизни.
В эпоху Реставрации создавались разнообразные теории цивилизации. В 1827 году свет увидели «Мысли о философии человечества» под авторством Иоганна Гердера (1744-1803). В этом же году были изданы «Принципы философии истории» Дж.-Б. Вико. Однако, один исследователь сумел «завладеть» самим понятием цивилизации и его исторической интерпретацией. Им стал Франсуа Гизо, писавший о том, что человеческую историю можно рассматривать исключительно как собрание материалов, которые были подобраны для великой истории цивилизации человеческого рода.
Ф. Гизо считал, что человечество наделено общей судьбой, а передача накопленного им опыта может создать всеобщую человеческую историю. Следовательно, можно сделать вывод о существовании цивилизаций, которые нужно изучать, анатомировать, анализировать. Однако, над ними существует еще одна цивилизации и ее прогресс. По Ф. Гизо цивилизация включает в себя два компонента – уровень социального и интеллектуального развития.
В XIX веке расширилось значение слова и его стали употреблять не только в рамках обладания должным уровнем воспитанности и навыками, которые помогают достичь «цивилизованного поведения». Оно также стало употребляться в контексте характеристики стадий развития человечества. Эта идея хорошо прослеживается в названии книги Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», написанной в 1877 году.
Говоря о сопоставлении понятий «цивилизация» и «культура», необходимо обозначить само определение слова «культура». В словаре Аделунга (1793 г.) слово Kultur означало «утончение, облагораживание всех моральных и умственных качеств народа или человека». И. Гердер упоминал о многозначности данного слова. Так, это слово употребляется для описания способности одомашнивать животных, осваивать новые земли, сводя леса, развитие искусства, науки, торговли и ремесел, а также – политика. Представления ученого совпадали с мыслями И. Канта, связывавшего успешные достижения культуры с успешными достижениями разума. Кант считал, что окончательная цель их – в установлении всеобщего мира.
Слова «цивилизация» и «культура» во многом выступали в качестве синонимов и противопоставлять их не предполагали. А. фон Гумбольдт употребляет данные слова в тождественном смысле, он не пытается разводить данные понятия в своих сочинениях, используя слово «культура» наряду со словом «цивилизация». В то же время, он ссылается на своего брата В. Гумбольдта, который все же имел более точные представления в данной сфере. Гумбольдт сумел показать, что прогресс по кривой поднимался по шкале градаций все выше и выше, шаг за шагом, и кривая эта была построена искусно, однако и искусственно. Она идет от человека с гуманизированными, смягченными навыками (цивилизованного человека) к ученому или художнику, культивированному человеку, чтобы затем подойти к последнему, самому высшему этапу – человеку олимпийскому. Права некоторых дикарей будут достойны уважения, однако, им чужда какая бы то ни было интеллектуальная культура. И наоборот. Все это значит, что обе эти сферы независимы и, соответственно, можно различить данные понятия.
Третий смысл термина «цивилизация» был позаимствован из немецкого языка английской литературой. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения постепенно заменялось понятием цивилизации. К примеру, Р. Редфильд под цивилизацией понимал воспитание навыков в поведении людей, которые живут в проблемных и изменчивых обществах. Культура, в соответствии с его толкованием, является качеством людей, которые живут в более устойчивых и простых «народных» обществах.
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Гражданское общество
Гражданским обществом является совокупность неполитических отношений, к которым относятся экономические, социальные, национальные, религиозные, нравственные и прочие общественные отношения.
Гражданское общество наделено развитыми отношениями между людьми в различных сферах, не зависящими от государства, но находящимися с ним в постоянном взаимодействии. Имеются ввиду свободные проявления отдельных граждан и добровольно созданных организаций, которые способны оградиться от влияния государства на свою деятельность.
Данная концепция сформировалась на рубеже XVIII – XIX веков. Философы эпохи Просвещения и немецкой классической философии проводили границу между гражданским обществом и государством, охватывающим огромную совокупность взаимосвязей государства и гражданина.
К гражданскому обществу относятся:
Цивилизационная и формационная концепции развития общества
Различают две концепции общественного развития: цивилизационную (плюралистическую) и формационную (монистическую).
Согласно этим концепциям существует марксистская и постиндустриальная теории общественного развития.
Марксистская концепция основана на том, что основой развития общества является производство. На основании этого выделяют отдельные стадии или формации. Постиндустриальная концепция считает за основу – технический фактор, согласно этому существует три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное).
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Цивилизационная концепция подразумевает наличие большого количества концепций, имеющих основой различные принципы, потому то она и называется плюралистической. Первая концепция гласит о том, что основой человеческого развития есть единство и прогресс. Вторая концепция отрицает это единство. Согласно ей подразумевается наличие огромного количества исторических образований, не связанных либо мало связанных между собой. И каждая из этих цивилизаций уникальна со своей уникальной историей.
Цивилизация и культура
Люсьен Февр, который является одним из главных участников школы «Анналы», считает, что французское слово «цивилизация» означает трансформирование стадий серьезной революции, через которую прошла вся французская мысль с тех времен до наших дней. Это слово появилось не так давно в общественном обиходе и его придумали специально. Но до сегодняшнего дня неизвестно кто же был его автором. Л. Февр утверждает, что в печатном виде оно появилось лишь в 1766 году. Но до этого в печатаных текстах встречались слова «цивилизовать» и «цивилизованный». Автор «Опытов» француз Монтень употреблял его еще в XVI веке. Через полвека Декарт рассуждал о понятиях «цивилизованный» и «дикий» в своей работе «Рассуждения о методе».
Изначальное понятие «цивилизация» в энциклопедии описано как характер мышления эпохи Просвещения. Оно отождествлялось с прогрессом, эволюцией нации. Работа «Опыт о нравах» широко распространилась по Европе в 1757 году. В ней впервые объяснялось слово «цивилизация» и была установлена связь между главными сферами жизнедеятельности общества – культурой, политикой, религией, искусством и прочими направлениями. Все эти направления являются важными составляющими истории человечества.
Изначально понятие «цивилизация» ассоциировалось с явлением. Например, П. Гольбах в своих работах говорил, что «нация цивилизуется под воздействием опыта». Он полагал, что полная цивилизация общества, изменения управления в лучшую сторону, избавление от недостатков есть результатами многолетней работы и стараний отдельного человека и общества в целом.
Наряду с этим существовали экономическая теория, теория физиократов. Адам Смит тесно связывал понятие цивилизации с богатством. Большинство мыслителей идеализировали понятие цивилизации. Конец XVI века характеризуется отсутствием критического отношения к данному термину, так как мыслители не стремились конкретизировать это понятие, тем самым ограничивая возможность его универсального использования.
В последующие годы слово «цивилизация» обладало многозначительными свойствами. Ее использовали для определения цивилизованного поведения человека, обладающего самообладанием, хорошими манерами, пользующегося правилами этикета. Зачастую употребляли такое понятие как «цивилизованный человек».
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Впервые это словосочетание появилось в работах француза Вольтера в XVIII веке. Среди вариантов использования этого слова было существительное «цивилизация». Революционный оптимизм имел позитивное отношение к данному понятию. С развитием революции проявлялись и ее последствия. Мыслители полагали, что цивилизация может погибнуть, тем самым возвращаясь к пессимистическому концепту Руссо.
В эпоху Реставрации были созданы самые разные теории цивилизации. В 1827 году Иоганн Гердер издал труд «Мысли о философии человечества», Дж. Б. Вико издал «Принципы философии истории». Но исследовал и завладел исторической интерпретацией понятия «цивилизация» философ Франсуа Гизо. Он утверждал, что история человечества – это совокупность данных, подобранных для «великой цивилизации человеческого рода».
Гизо полагал, что человечество обладает общей судьбой, а переданный многовековой опыт рисует общую историческую картину человечества. Из этого вытекает необходимость изучения и анализа существовавших цивилизаций. Ф. Гизо полагал, что цивилизация состоит из социального и интеллектуального развития.
В XIX веке понятие цивилизация расширило свое значение. Его использовали не лишь в смысле обладания культурными навыками и знаниями этикета. Это понятие стали использовать в контексте определения этапов развития человечества. Данная позиция звучит в названии работы Л. Моргана 1877 года «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации».
Сопоставляя понятия «цивилизации» и «культуры», следует разобраться со значением последнего. Словарь Аделунга 1793 года гласит, что слово kultur означает «утончение, облагораживание всех моральных и умственных качеств народа и человека». И. Гердер говорил о многозначимости этого слова. К примеру, оно применяется как умение приручать животных, осваивать новые территории, развивать ремесло, искусство, науку, политику и прочее. Суждения И. Гердера перекликаются с умозаключениями И. Канта, который связал успех культурного развития с достижениями разума. И. Кант полагал, что конечной целью всех достижений является всеобщий мир в обществе.
Понятия «культуры» и «цивилизации» часто встречаются в работах того времени как синонимы. А. фон Гумбольдт в своих работах отождествляет эти понятия, употребляя слова «культура» и «цивилизация» в одном смысле. Его брат В. Гумбольдт был более осведомлен в этом, он считал, что прогресс растет по шкале градации выше с каждым разом. Эта кривая движется от гуманизированного, мягкого (цивилизованного) человека к ученому или живописцу, культурному человеку, и в итоге стремится к наивысшей стадии – олимпийцу. Среди дикарей встречаются обладающие свойствами, заслуживающими уважения, но они далеки от интеллектуальной культуры. Таким образом, понятия «культура» и «цивилизация» отличаются, их не стоит отождествлять.
Третий смысл слова «цивилизация» встречается в английской литературе, позаимствовавшей его из немецкого языка. Антропологический смысл культуры в XX веке как результат приобретенных навыков человеческого поведения плавно заменился понятием цивилизации. Например, Р. Редфильд слово «цивилизация» понимал, как воспитание человеческих навыков у людей, проживающих в сложном обществе. Согласно его пониманию, «культурой» есть качество людей, проживающих в условиях стабильного общества.
формационная и цивилизационная концепции. что это в общем?
Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы.
Базис — это экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил.
В структуру формации включаются также и социальные явления:
а) некоторые исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация, а также касты, сословия, классы) ;
б) тип и форма семьи;
в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.
Таким образом, нет оснований считать формационную концепцию ложной, хотя, она не может претендовать на абсолютную истинность всех своих положений.
Все большее внимание уделяется цивилизационной концепции общественного развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода. В рамках этой концепции всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных цивилизаций.
Термин «цивилизация» в социальной философии не имеет однозначного определения.
В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.
В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная. Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты, как природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учета невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.
Обе концепции — и формационная, и цивилизационная — отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.
Вопрос. Формационная и цивилизационная концепции объяснения истории общества.
Наличие определенных этапов в развитии истории отмечалось мыслителями издавна:
Платон: естественное(дообщественное)состояние, общественное состояние(не соотв-ет природе челк-ка), разумное(идеальное общество будущего).
Гегель: 3типа об-ва: восточный мир, античность, германский мир.
Фергюссон: 3эпохи об-ва: дикость(охотничье хоз-во, отсутствие ч/с), варварство(скотоводство, ч/с не закреплена законом), цивилизация(земледелие, ч/с).
В современной теории 2 подхода к изучению исторического процесса:
Для формац. подхода характерны:
Убеждение в существовании объективных законов развития об-ва, к-рые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь
Экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии об-ва
Об-во развивается прогрессивно, критерием прогресса является развитие производительных сил, совершенствование производственных отношения
Неизбежность смены одной формации на другую
Критика формационного подхода:
1)Разработанная на материале истории западной Европы она без достаточных оснований была перенесена на всемирную историю. Реальные тенденции и формы развития обществ во многих регионах и странах мира в частности на востоке не подходят под схему пяти формаций.
2)История в рамках формационной теории приобретает однолинейный теологический характер. Теория предписывает истории строгую последовательность стадий развития, определенную заданность. Цель и смысл этого развития коммунизм-как идеальное состояние общественной жизни.
3) При формационном рассмотрении общества картина его социальной структуры суживается, что все социальные слои за пределами основных классов выступают как маргинальные элементы.
Цивилизационный подход.
Цивилизации – крупные социокультурные системы со своими закономерностями. Каждая цивилизация самобытна, имеет историческую судьбу, свои институты и ценности. Признаки: единые (пространство, система ценностей, нормы морали, экономическая система), специфический образ жизни, развития.
Концепции цивилизационного развития:
Некоторые исследователи( Фергюссон,Тюрго,Гирзо, Гегель)на первом этапе понятие цивилизация употребляется обозначая человечество в целом и носит ярко выраженный оценочный характер(дикость,варварство,цивилизация). Национально-культурные различия рассматривались как второстепенные, связанные с особенностями среды обитания, расы, культуры.
Французские просветители (Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и др.) рассматривали цивилизацию как близкое по содержанию к понятиям духовной культуры, разума и справедливости.
И. Кант разграничил понятия культуры и цивилизации («технический тип культуры»), а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется противоречиво, ибо духовная культура, особенно в ее нравственной форме, отстает от цивилизации..
Данилевский – под цивилизацией понимал определенный «культурно-исторический тип общества», существующий в рамках обособленных локальных образований. Каждая локальная цивилизация в своем развитии проходит четыре этапа: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка. Каждая новая цивилизация богаче в своих проявлениях предшествующих, но при этом каждый культурно – исторический тип реализует собственную модель развития. Локальные цивилизации делятся на 4 типа:
Первичные(без ведущего начала, определяющего их смысл ) – египетская, китайская, иранская
Одноосновные(выраженное начало, определяющее развитие цивилизации) – еврейская(религия), древняя греция(культура). Древний рим(политика)
Двухосновные(развитие 2-х начал)- европейская(политика и культура)
Объединительная (в гармонии развиваются начала политические, религиозные)- славянская(как возможность)
Первичные – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие
Вторичные – возникающие в ответ на вызов, изменяющий условия их первоначального существования
Третичные – возникают на основе формирования единых религий и церквей из вторичных цивилизаций.
П.Сорокин утверждал, что цивилизации представляют собой большие культурные суперсистемы, в сильной степени определяющие жизнь, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических процессов и тенденций. Характеризуемая бесконечным многообразием проявлений, социокультурная реальность обладает системным единством и динамикой перехода из одного состояния в другое.
В современности сосуществуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивилизации. Каждая цивилизация представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой.
Для цивилизационного подхода характерно:
Чел-к является единственным творцом истории, изучение истории- познание чел-ка через формы его деятельности
Ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества играют важную роль
Каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс(относителен, т.к. может охватывать разные стороны жизни об-ва)
Современный мир состоит из множества локальных цивилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустиральному(западному) и традиционному(восточному).