чем отличаются объект и предмет социальной психологии
Предмет исследования социальной психологии.
Тема 2.1. Социальная психология как наука
Лекция
Социальная психология как наука. Предмет исследования социальной психологии. Разделы социальной психологии.
Личность в системе социальных связей и отношений.
Массовидные явления: паника, слухи и др.
Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность»
Методы исследования в социальной психологии.
Практическая социальная психология и ее взаимосвязь с медициной и здравоохранением.
Семинарские занятия
1.Социальная психология: предмет исследования, задачи и практическое значение
2. Практическая социальная психология и медицина
Социальная психология как наука.
Социальная психология– это сложное, многообразное культурное явление, которое нельзя свести только к научной форме своего существования.
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их е социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Она изучает социально-психологические
проявления личности: особенности общения людей друг с другом, формы и особенности взаимодействия людей друг с другом, социальные условия, влияющие на поведение и деятельность людей (в т.ч. изменения психики, происходящие под влиянием взаимодействия с другими людьми), а также
социальные общности, внутри которых осуществляется общение людей друг с другом (виды социальных групп, их характеристики, положение личности в этих группах).
Таким образом, объектом исследования социальной психологии являются социально-психологические особенности (характеристики) поведения и деятельности людей и психологические характеристики социальных групп
В течение длительного времени социально-психологические аспекты жизни и деятельности людей разрабатывались в рамках различных философских учений и таких наук, как социология, антропология, этнография, криминология.
Под влиянием различных факторов во второй половине 19 в. стали формироваться первые научные подходы к анализу и объяснению социально-психологических феноменов. В это время зарождается социальная психология как отрасль научного знания.
Американский исследователь С. Сержента выделил 4 важнейших научных источника формирования социальной психологии как еще одной науки о человеке:
— социально-философские учения Платона, Аристотеля, Ш. Монтескье, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо;
— антропологические работы М. Лоцаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта (19 в.);
— эволюционное учение Ч. Дарвина и Г. Спенсера;
— социологические взгляды О.Конта и Э.Дюркгейма.
П.Д. Парыгин отмечает также значение философских взглядов Л.Фейербаха и Г.Гегеля.
Во второй половине 19 в. появляются первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: «психология народа», «психология масс», теория «инстинктов социального поведения».
Началом существования социальной психологии, как самостоятельной науки, считается 1908 г., когда появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология».
20-е годы XX в.: рефлексология Бехтерева В.М., отделение социальной психологии от общей психологии. Но социальная психология отождествлялась, с одной стороны, с изучением социальной детерминации психики, с другой – с исследованием особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей, прежде всего явлений, связанных с коллективом. Поэтому в развитии социальной психологии на некоторое время наступил перерыв, а разработка проблем социальной детерминации психического развития человека успешно шла в рамках материалистической общей психологии. Только в конце 50-х – начале 60-х годов в нашей стране вновь возник вопрос о предмете изучения социальной психологии. Это было связано с двумя обстоятельствами: 1) расширяющимися запросами практики. Возникла необходимость изучения активного воздействия сознания на ход объективных процессов в обществе. 2) произошли изменения в области самой психологии (разработанная теоретическая база, методы исследования, кадры).
Социальная психология основывается на принципиальных исходных положениях, касающихся природы общественных отношений, соотношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности общественных отношений и др.
Большую роль сыграли успехи, достигнутые в области общей психологии, что позволило советской социальной психологии опереться, как на фундамент, на такие диалектико-материалистические принципы, как принцип сознания и деятельности.
Современная социальная психология заключает в себе большой объем разнообразных знаний, полученных в рамках совершенно различных по своей методологической направленности школ, в ходе прикладных исследований и богатой практики активного социально-психологического обучения.
Предмет исследования социальной психологии.
Г.М. Андреева определяет социальную психологию как науку с двуединым предметом и выделяет основные направления содержательного развития этой науки. В качестве предмета она рассматривает закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
Социальная психология в настоящее время изучает следующие проблемы:
1. социально-психологические явления в больших социальных группах. К этому ряду проблем относятся проблемы массовой коммуникации (радио, ТВ и др.).
2. Социально-психологические явления малых социальных групп. Это проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в малых группах и др.
3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).
4. социально-психологические особенности общения и взаимодействия людей.
Социально-психологическая реальность включает в себя:
Социально-психологические закономерности имеют вероятностный характер.
Следствие появляется под действием нескольких причин.
Социально-психологические связи между людьми и группами.
Социально-психологические связи выступают как взаимосвязи, т.е. как взаимное обусловливание объектов и явлений друг другом, являясь одновременно взаимодействием.
Личностно-групповые социально-психологические явления характеризуют психологические связи между отдельным человеком и группой, например: преподавателем и учебной группой, руководителем и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (лидером или, напротив, — пренебрегаемым членом ее).
Межличностные социально-психологические явления — психологические связи между отдельными личностями.
Личностные социально-психологические явления — социально-психологические явления, возникающие у отдельных личностей в группах.
Являясь достоянием индивидуальной психики, они, тем не менее, представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а также иными (социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, общением и др.). Современную социальную психологию интересуют не столько те социально-психологические влияния, которые сопутствовали социализации личности в прошедшие годы жизни, сколько главным образом те, влияние которых испытывают ее психическая деятельность и поведение в данное время при включенности в систему групповой психологии.
Теоретическую базу социальной психологии составляют диалектико-материалистические принципы, ведущим из которых является принцип сознания и деятельности.
Основные теоретико-методологические положения объясняют с диалектико-материалистических позиций природу общественных отношений, закономерности соотношения индивидуального и общественного сознания, личность как совокупность (продукт) общественных отношений.
Все проблемы в отечественной социальной психологии рассматриваются в соответствии с принципом деятельности, т.е. социально-психологические явления изучаются в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью.
Главной задачей социальной психологии является оптимизация управления социальными процессами.
В последние десятилетия 20 в. активно стали развиваться прикладные области социальной психологии, в которых решаются проблемы и задачи, возникающие в различных областях жизни общества: экономика, образование, спорт, медицина, семейные отношения, массовая информация и коммуникация, правоохранительная сфера и др.
Предмет социальной психологии.
Нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей.
Социальные психологи интересуются не всем, что делают люди: их внимание сосредоточивается лишь на тех закономерностях человеческого поведения, которые обусловлены фактором участия людей в социальных группах.
Очертив поле социально – психологических феноменов, попытаемся выделить предмет социальной психологии. Социальная психология исследует такие феномены, как:
1. Подражание, внушение, убеждение:
— испытываем на себе влияние других людей, изменяем свое поведение, подражая им;
— находимся под воздействием средств массовой информации;
— изменяем свои вкусы и желания под влиянием моды;
— учитываем мнения окружающих, принимая решения.
Обобщая, можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в конкретной группе в соответствии с принятыми требованиями: изменяет свои мысли и поведение, переживает какие – либо эмоции, чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы, т. е. социальная среда влияет на нас как на отдельную личность.
2. Восприятие и понимание людьми друг друга:
— часто с интересов воспринимаем разные слухи;
— обмениваемся переживаниями со своими знакомыми и случайно встреченными людьми;
— относим вновь увиденных людей к определенному типу.
Обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая, каждый из нас так или иначе участвует в общении.
3. Межличностные отношения:
— воспринимаем и оцениваем их;
— к одним испытываем постоянную симпатию, к другим неприязнь;
— играем определенные социальные роли: студента, сына или дочери, влюбленного и т. д.
Находясь в социальной среде и общаясь с другими людьми, мы принимаем участие в межличностных отношениях.
4. Сплоченность и конфликтность:
— в одних группах нормальные взаимоотношения (хороший психологический климат) – ими легко управлять;
— «неблагополучные» же требуют огромных усилий для организации их совместной деятельности.
Поскольку любой из нас принадлежит к определенной социальной общности, нам часто приходится участвовать в групповом взаимодействии. Людям, чья профессия связана с таким взаимодействием, необходимы еще и навыки его организации.
5. Совместная деятельность:
— наша внутренняя и внешняя активность часто изменяется в присутствии других людей;
— с одними нам легко и продуктивно работается, с другими возникают трения;
— в одиночку нам часто скучно работать, а в хорошей группе мы трудимся более эффективно.
Приведенные примеры показывают, что характер взаимодействия людей влияет на эффективность их деятельности. «Скажи, кто твоя малая контактная группа, и я скажу, кто ты».
Рассмотренные нами явления относятся к социально – психологическим явлениям или феноменам, а науку, изучающую такие явления, причины, условия, закономерности и механизмы их проявления, называют социальной психологией.
В центре внимания социальной психологии находятся: цели, организационные структуры и динамика групп (групповое давление, исключение участников, формирование ролей); особенности оценочных суждений участников группы, процессы лидерства и руководства и т. д.
Существенное место занимают проблемы, связанные с личностью: её социальные установки, межличностные связи (отношения), ценностные ориентации, роли. Особое значение придается изучению массовидных явлений:
— классовых и национальных психологических особенностей;
— нравов, обычаев, привычек;
— психологических особенностей массы, толпы.
Б. Д. Парыгин предпринял попытку дать полную схему изучаемых социальной психологией проблем:
1) социальная психология личности;
2) социальная психология общностей и общения;
3) социальные отношения;
4) формы духовной деятельности.
Согласно В. Н. Мясищеву, социальная психология исследует:
1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;
2) особенности групп;
3) психическую сторону процессов общения.
Майерс Д.: «Социальная психология – наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу».
Таким образом, предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.
Предметом социальной психологии является социальная психика человека во всем многообразии её проявлений. Или иначе – это как особенности психического состояния и поведения индивида в группе, массе и коллективе, так и специфика совокупной, т. е. совместной групповой, коллективной и массовой психической жизнедеятельности людей. Социальная психология должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т. д.
Областью же практического применения социальной психологии как науки является вся система общественных отношений. Самое широкое развитие прикладные функции социальной психологии получают в условиях капиталистического общества. Переход к массовому производству требовал учитывать психологию потребителя. Задачи политической борьбы вызвали к жизни исследования общественного мнения и массовых настроений.
Обобщая вышесказанное, можно сказать следующее:
Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Объектом социальной психологииявляются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители.
Предметом социальной психологииявляются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
Предметом социальной психологии выступают социально – психологические явления и процессы, т. е. общественно – психические феномены, представляющие собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 1630 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Конспект урока по социальной психологии на тему «Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии»
Конспект урока по социальной психологии на тему
« Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии»
Предмет, задачи, структура социальной психологии
Место социальной психологии в системе научного знания.
Характеристика методов социально-психологического исследования.
Предмет, задачи, структура и методология социальной психологии
Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ» (Ковалев, 1959), после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала «Вопросы философии» (1962, № 2, 5). Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией — с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.
Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» — уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» — наука об этой общественной психологии).
Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.
Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества (Мясищев, 1949).
Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся.
Социальная психология — наука, изучающая закономерно сти поведения и деятельности людей, объединенных в соци альные группы, а также психологические характеристики этих групп (по Андреевой Г.М.).
Социальная психология изучает такие явления как:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы и в целом в систему социальных отношений.
2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения.
3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся, друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.
4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
Объектом социальной психологии являются социальное взаимодействие людей и закономерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы.
Предметом изучения социальной психологии являются опре деленные социально-психологические феномены, такие как:
психологические факты, закономерности и механизмы об щения и взаимодействия людей при совместной деятель ности;
проявление и формирование особенностей личности в раз личных общностях людей;
психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;
«В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием, как отдельных личностей, так и их объединений — социальных групп: это и семья, и производственная бригада, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той или иной страны по А. Л. Журавлеву.
Любой из упомянутых социальных субъектов — конкретная личность или конкретная социальная группа — взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным, что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.
Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но, тем не менее, определяющими здесь окажутся факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социального и психологического. Поэтому обозначение «социально-психологические» наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В свою очередь, наука, изучающая подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией».
Задачи социальной психологии:
Изучение содержания, форм проявления и закономерно стей функционирования социально-психологических явлений и процессов.
Поддержание всесторонних связей с представителями смежных наук (социологии, философии и других общественных наук) в совместном исследовании социально психологических феноменов.
Прогнозирование политических, экономических, нацио нальных и других процессов в развитии государств на основе уче та социально-психологических закономерностей и механизмов.
Практическая значимость социальной психологии предопре делена важностью решаемых ею задач, связанных с жизнью че ловека в социуме.
Структура современной социальной психологии.
Рассмотрим, что входит в состав социальной психологии, если разделить ее по некоторым основаниям. В качестве таких оснований выступают:
1. Ведущая ориентация на различные методы анализа социально-психологических явлений (теоретический, эмпирический (экспериментальный) и практический) порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию.
Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.
2. По видам жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т. д.
3. По сферам приложения социально-психологических знаний в общественной жизни социальная психология дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства.
4. По объектам исследования современная социальная психология подразделяется на:
социальная психология личности,
психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
психология малых групп,
психология межгруппового взаимодействия,
психология больших социальных групп и массовых явлений.
Объединение социальной психологии с другими науками или отраслями психологии привело к тому, что появились новые подотрасли социальной психологии, Например, социальная психология личности, сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда — социальной психологии с психологией труда и т д. Другим примером интеграции выступает объединение тех частей социальной психологии, которые ранее были дифференцированы по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как психология руководства, педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и образования), социальная психология творчества инженеров, психология руководства научным коллективом и др.
Место социальной психологии в системе научного знания
Социальная психология как самостоятельная отрасль научно го знания возникла в конце XIX в. на стыке двух наук — психо логии и социологии. Развитие общества ставило перед учеными различного рода социально-психологические задачи, решение которых стало необходимым для совершенствования таких сфер общественной жизни, как политика, производственные отноше ния и управление, воспитание и т. д. Но оказалось, что постав ленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках сущест вовавших тогда наук. Необходима была интеграция, и прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.
Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали «материнскими» дисциплинами по отно шению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология — это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного зна ния обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен в рамках какой-либо одной науки. По поводу специфики предмета социальной психологии существу ют различные мнения, нами дается определение этой научной области, наиболее распространенное в отечественной социаль ной психологии.
От носительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте социальной психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы: Рис.1.2. Место социальной психологии в системе научного знания.
Рис.1.2. Место социальной психологии в системе научного знания
Что еще общего есть между социальной психологией и социологией? Социология пересекается с социальной психологией как на уровне общей теории, где исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости, что также представляет интерес и для социальной психологии. Так и на уровне социологических исследований, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Еще больше общего есть между общей психологией и социальной. В общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности, эмоции, воля, деятельность и т.д. при этом глупо думать, что в общей психологии исследуется личность вне ее социального окружения, а лишь социальная психология изучает личность в обществе и ее детерминацию. Тем не менее, остается класс специфических задач для социальной психологии (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия).
Отличие социальной психологии от общей заключается в том, что ее основу составляют психологические явления, которые возникают лишь в общении и через общение людей друг с другом, в их непосредственном контакте. В общей же психологии основное внимание сосредоточено на законах внутренней, отражательной деятельности субъекта. Это различие относительно и не может быть абсолютизировано. Дело в том, что в общей психологии давно и убедительно доказано, что все психические явления от самых элементарных (ощущения) до самых сложных (например, характер) социально обусловлены. Психика человека социальна в том общечеловеческом смысле, что ни ощущения, ни восприятия, ни любые другие психические явления не могут быть поняты и объяснены без анализа социально-исторической, общественно-трудовой обусловленности всех психических процессов и свойств человека. К. Маркс отмечал, что пять органов чувств человека являются продуктом истории, что человеческий глаз и ухо определены, обусловлены в своей сущности историей развития их предмета 28 (орудия труда, живопись, музыка). На этом основании некоторые теоретики сделали неправильный вывод: раз наша общая психология учитывает социальность человеческой психики, то зачем специальная дисциплина — социальная психология?
Однако дифференциация социальной психологии от общей необходима по ряду соображений.
Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.
Социальная психология связана и с другими разделами психологии (не только общей, но и психологией личности, клинической, физиологической психологией), а также другими науками (генетика, медицина, антропология, экономика, политические науки, экология и др.).
К основным видам социально-психологического знания относят: обыденное, житейское, философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-методологическое («Карнеги-знание»), научно-теоретическое.
3. Характеристика методов социально-психологического исследования
Для проведения социально-психологических исследований наиболее часто используются следующие методы: наблюдение, социальный эксперимент, опросы, анализ документов и результатов деятельности, тестирование, социометрия.
Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помо щью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение.
Наблюдение может быть житейским и научным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случай ный, неорганизованный характер. Научное наблюдение предпо лагает план, постановку целей, задач, фиксацию результатов. В табл. 1.1. представлены виды наблюдений, которые необходимо учитывать при составлении плана, рис. 1.3. Классификация наблюдения по различным основаниям.
Таблица 1.1. Виды наблюдений и их характеристики
Непосредственное (экспериментатор исследует сам)
Опосредованное (используются готовые материалы)
По условиям деятель ности
Полевое (естественные условия)
По характеру взаимо действия с объектом
Открытое или скрытое
Включенное или невключенное
По фиксации резуль татов
Рис. 1.3. Классификация наблюдения по различным основаниям
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
При применении метода наблюдения самое сложное — фиксация исследуемых характеристик, чтобы прочтение протокола было понятно и могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.
Примером экспериментальной схемы регистрации является опыт Р. Бейлса, наблюдавшего за группой детей, выполняющих совместную деятельность. Он свел наблюдаемые образцы пове дения в категории (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Виды взаимодействия, выделенные Р. Бейлсом
Наблюдаемая область взаимодействия
Область позитивных эмоций
Солидарность Снятие напряжения Согласие
Область решения проблем
Область постановки проблем
Просьба об информации Просьба высказать мнение
Просьба об указании
Область негативных эмоций
Создание напряженности Демонстрация антагонизма
Получившиеся двенадцать видов взаимодействия были использованы Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, кото рый необходим для учета возможных видов взаимодействия, с другой — как максимум, который допустим в эксперименте. Схема Бейлса получила широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, касающихся необоснованности выбранных характеристик.
Основными недостатками метода наблюдения считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.
Социальный эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность ис пытуемого с целью изучения причинно-следственных взаимо связей различных социальных явлений в заданной ситуации.
Различают следующие основные виды эксперимента:
лабораторный — проводится в заданных условиях с экспе риментальной группой, где исследователь контролирует изучаемый процесс;
естественный или полевой — протекает в обычной для ис пытуемого обстановке.
Для эксперимента характерно:
введение экспериментатором условной задачи и контроль за происходящими изменениями, а также выявление при чинно-следственных зависимостей;
выделение контрольной и экспериментальной групп для сравнения полученных результатов.
Например, нам надо выявить, есть ли зависимость между выбором дистанции, на которой общаются партнеры, от их пола и роста. Тогда для проведения лабораторного эксперимента не обходимо выбрать человека, например мужчину, и измерять расстояние, на котором с ним будут общаться мужчины и женщины разного роста.
В одном из штатов США был проведен такой эксперимент, в ходе которого оказалось, что существует зависимость между рос том участников общения и выбираемой ими дистанцией. Так, женщины высокого роста общаются с низкорослым мужчиной на большем расстоянии, чем невысокие женщины, и, наоборот, мужчины высокого роста соблюдают при общении с низкорослым мужчиной более близкую дистанцию.
То же самое исследование можно провести в офисе и изме рить дистанцию между сотрудниками офиса и посетителями при их общении. Однако надо учесть, что в этом случае на исследуе мую величину могут оказывать влияние и другие факторы, на пример, отношение сотрудников друг к другу, их симпатии и ан типатии и т. д.
Экспериментальные условия, создаваемые в исследовании, лишь частично отражают реальность повседневной жизни, вы хватывая из нее только какой-то фрагмент. Поэтому подобные ситуации мало похожи на настоящую жизнь во всем ее многообразии, на те ситуации, в которых человек оказывается в повсе дневной жизни. Так или иначе, но экспериментальные исследо вания дают наилучшую возможность для проверки причинно-следственных гипотез, поскольку позволяют исследователю контролировать условия всех экспериментальных версий. По этому обычно проводят различие между тем, что может произой ти, и тем, что действительно случится в реальной жизни.
Одной из альтернатив эксперименту выступает квазиэкспериментальное исследование (Д. Кэмпбэлл, 1980; Т. В. Корнило ва, 1998). В данном случае частица «квази» (переводится как «будто бы», «якобы», «вроде бы»), входящая в название метода, означает, что исследователь здесь не в полной мере или вовсе не контролирует независимую переменную. Он лишь выбирает: как, когда и относительно кого или чего определяется независи мая переменная. Так, приведенный пример исследования «в офисе» будет относиться к квазиэксперименту.
Многие независимые переменные, используемые в квазиэкспериментальном исследовании, включают в себя естественные жизненные события: политические решения, несчастные случаи, перемену социального статуса.
Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
письменный (анкетирование) — вопросы задаются с помо щью анкет;
устный (интервью) — вопросы формулируются устно, во время личного контакта с испытуемыми.
При обследовании посредством интервью задают ряд предварительно систематизированных вопросов и регистрируют ответы респондентов. При анкетировании респондент читает вопросы и отвечает на них письменно. Если анкеты рассылаются по почте, то респондент может никогда не видеть исследователя.
Для проведения опроса исследователь сначала выдвигает ги потезы, а затем составляет систему вопросов, которые должны выявить мнения, убеждения, установки людей, их самоотчеты о пережитом, то есть весь тот материал, который необходим по теме исследования. Подготовка хорошего вопросника интервью или анкеты не такое простое дело, как может показаться на пер вый взгляд. Планирование обзорного исследования включает в себя формулировки вопросов, рассмотрение подходящих альтернативных ответов, определение размера анкеты или опросника. Как при анкетировании, так и при интервьюировании требуется уделять большое внимание процедуре составления вы борки. Если надо охватить обследованием большие массы насе ления, например, целой страны, то исследователю нет необхо димости опрашивать каждого жителя. Для этого достаточно грамотно составленной выборки, скажем, из двух-трех тысяч че ловек, представляющих все слои населения. Непрофессиональ но составленные выборки всегда приводят к искаженным, не точным результатам. В этом отношении показательны многие теле- и радиопрограммы, где «блуждающий репортер» опраши вает прохожих по каким-то вопросам. Такие опросы практиче ски бессмысленны, поскольку никогда не дают объективной ин формации и ничего не говорят о реальных взглядах и интересах большинства населения.
Анкетирование и интервью имеют свои достоинства и недостатки, которые примерно уравновешенны. Анкетирование — более легкий и экономичный способ обследования, чем интервьюи рование. К тому же анкетирование гарантирует большую аноним ность респондента, что особенно важно, когда изучаются личностные аспекты жизни человека.
Однако интервью «лицом к лицу» позволяет исследователю получить дополнительную информацию при наблюдении пове дения респондента. Интервьюер может также уточнить вопрос, в ызвавший затруднение. И наконец, он точно знает, что на его вопросы отвечает именно тот человек, который его интересует. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.
Одним из вариантов интервью является беседа.
Тестирование (от англ. test — опыт, проба) — метод пси хологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Стандартизированные задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и выявить характеристики, отличающие одного человека от других людей. Данные исследования могут сравниваться с результатами-норма ми, которые получены при обследовании статистически значи мой группы определенного возраста, пола, национальности, профессии и т. д.
Процесс тестирования включает:
Выбор теста по критериям:
соответствие цели исследования;
надежности, то есть адекватности и действительности результата;
валидности — степени, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен.
Проведение тестирования (определяется инструкцией).
Интерпретация результатов (определяется системой допу щений относительно предмета теста).
Социометрия — метод социальной психологии, используе мый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы.
Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958).
Социометрический метод позволяет выявить:
социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;
конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений,
формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы;
наличие микрогрупп и связей между ними.
Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).
Метод анализа результатов деятельности
Анализ результатов деятельности как метод социаль но-психологического исследования представляет собой целенаправленное исследование продуктов деятельности челове ка, позволяющее определить индивидуальные психологиче ские особенности субъекта(ов) деятельности.
Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, практическая, теоретиче ская и литературная деятельность.
Метод анализа документов
Метод анализа документов представляет собой процесс ос мысления информации о конкретных социально-психологи ческих явлениях и процессах содержащихся в документах.
В различных случаях предметом изучения и анализа могут быть правительственные документы, газетные материалы, книги и журналы, фольклор, личные письма, выступления политиче ских деятелей и т. п. Данный метод исследования называют еще архивным методом.
Разновидностью метода анализа документов является кон тент-анализ, который применяется для определения психологи ческих особенностей автора текста по наиболее часто используе мым им смысловым выражениям.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ).
Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик, качеств (от 20 до 180) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7—12 человек.
В заключение отметим, что выше были обсуждены не все ме тоды исследования социальной психологии, а лишь наиболее часто применяемые. Что же касается социально-психологиче ского инструментария, то существует ряд предъявляемых к нему требований, выполнение которых позволяет оценить качество социопсихологической информации. К этим качествам относят ся следующие:
репрезентативность (представительность) — возможность распространения результатов, полученных при исследова нии выборочной совокупности объектов, на всю совокуп ность этих объектов. Обоснование выборочной совокупно сти — важный этап исследования, соответствующие про цедуры определения выборки рассматриваются в методах социологии;
обоснованность — возможность измерения именно тех ха рактеристик объекта, которые требуется измерять. Сущест вует множество способов проверки инструмента на валидность. Они рассматриваются в курсе психологической ди агностики;
устойчивость — однозначность информации при получе нии ее в разных ситуациях. Обычно это качество проверя ется повторными измерениями;
точность — это чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины. Лучше всего понять этот критерий позволяет анализ возможностей проективного и вербально го тестов. Проективный тест дает исследователю информа цию о наличии того или иного свойства, например харак терологического. Так, по рисунку, выполненному челове ком во время тестирования, исследователь может судить о
наличии в характере испытуемого такого свойства, как аг рессивность. Однако в какой степени это свойство прису ще тестируемому, с какой силой оно представлено в его характере, подскажет только вербальный тест (опросник), который позволяет эту степень видеть, по крайней мере, в трех диапазонах — низком, среднем или высоком;
надежность — свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерий либо репрезентативности, либо устойчивости.
Дайте определение понятию «социальная психология».
Назовите место социальной психологии в системе наук?
Назовите отличие социальной психологии от психологии?
Назовите отличие социальной психологии от социологии?
Назовите объект и предмет социальной психологии, охарактеризуйте их.
Перечислите социально-психологические явления, которые изучает социальная психология, охарактеризуйте их.
Перечислите задачи и функции социальной психологии, охарактеризуйте их.
Раскройте сущность методологии социальной психологии?
Перечислите методы социально-психологического исследования, охарактеризуйте их.
Андреева, Г. М. «Социальная психология». – М.: Аспект Прессс, 2008
Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. — 192 с.
Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.
Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008.
Андреева, Г.М. Социальное познание. М.: Аспект Пресс, 2007.