дацан на амурской в чите
Читинский дацан (Дамба Брайбунлинг)
Дамба Брайбунлинг — культовое сооружение Читы. Этот монастырский комплекс занимает важное место в религиозной жизни Забайкальского края, где проживает огромное число последователей буддизма.
Читинский дацан открыт для представителей всех конфессий, здесь всегда рады гостям и готовы выслушать каждого. Туристам дацан интересен как памятник архитектуры и место, где можно приобщиться к удивительной культуре, познакомиться с традициями и философией буддизма.
История Читинского дацана
Дамба Брайбунлинг в Чите был освящен и официально открыт 15 августа 2010 года, но этому событию предшествовала долгая история.
Известно, что первый дацан, а точнее молитвенный дуган, появился в Чите в 1899 году. Располагался он в центре города, там где сегодня находится парк ОДОРА. Несмотря на то, что строительство спонсировали верующие, а проект создавали ламы Гусиноозерского дацана, сооружение выполняло скорее просветительскую функцию, а не религиозную. Официально здание, стилизованное под дуган, считалось выставочным павильоном краеведческого музея. В нем размещалась богатейшая в России коллекция предметов, посвященная буддизму.
В январе 1914 года постройка сгорела и долгие годы буддийская община Читы оставалась без дацана. О возведении нового культового сооружения начали говорить в 1994 году, но местные власти выдали разрешение на строительство лишь спустя 7 лет. Еще год ушел на выбор участка и подготовительные работы. И наконец в 2002 году был заложен первый камень Читинского дацана.
Перебои с финансированием затянули реализацию проекта почти на 8 лет, но все же Дамба Брайбунлинг удалось достроить. Открытие святыни стало настоящим праздником. В церемонии принимал участие духовный лидер российских буддистов — Хамбо-лама Аюшеев, а на городском ипподроме провели соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачки.
Храм и другие строения монастыря
Территория комплекса представляет собой правильный квадрат, площадью 108 на 108 метров. Все постройки расположены таким образом, чтобы посетитель по пути к храму смог совершить священный обход и другие традиционные для буддистов ритуалы.
Дамба Брайбунлинг окружен высоким забором, вход осуществляется через главные ворота. От них до храма протянуты гирлянды разноцветных треугольных флажков с надписями. Они называются хии-морин, или «кони ветра». Считается, что ветер шевеля флажки разносит вокруг благие пожелания.
Сразу от ворот вошедший в Читинский дацан начинает священный обход (гороо). Церемония подразумевает обход территории слева направо, согласно движению Солнца, нечетное количество раз.
Первыми на пути появляются беседки с молитвенными барабанами которые следует вращать. Прокручивание барабанов с мантрами заменяет многократное прочтение молитвы. Помимо беседок вдоль стен располагаются кафе национальной кухни и жилые домики для администрации и обитателей дацана.
Далее взору открывается юрта, где прихожан принимает настоятель храма Баир-лама. По соседству с юртой находится ступа в виде остроконечной беседки, украшенная символами огня, земли, луны и солнца. Обычно ступу просто обходят вокруг, но в Читинском дацане в нее можно войти и оставить подношение.
Священный обход заканчивается у главного храма — великолепного образца старинного бурятского зодчества. Специалисты утверждают, что внешне дацан очень похож на сгоревший в 1914 году дуган. Он также имеет три яруса, черепичную крышу и обильно украшен деревянной резьбой, покрытой яркими минеральными красками. Внешний декор святыни наполнен символизмом. В центре композиции — дхармачакра — символ, отражающий учение Будды о перерождении и карме. Традиционно дхармачакра изображается в виде колеса с восемью спицами и газелями по бокам.
Перед входом в Читинский дацан установлена курительница для благовоний. Возле нее часто оставляют подношения (продукты или деньги).
Внутри обители прихожанам также следует совершить гороо и обойти первый этаж по кругу. На второй и третий этажи пускают только монахов. Главная святыня Дамба Брайбунлинга — алтарь с 2-метровой статуей Будды. Золоченая фигура дополнена портретом Далай-ламы XIV, малой скульптурой Будды, сидящего в позе лотоса, и многочисленным декором.
Дацан в Чите живет насыщенной жизнью. Здесь регулярно совершаются хуралы и буддийские ритуалы. Ламы помогают верующим в сложных жизненных ситуациях, консультируют по вопросам веры. Среди лам монастыря есть хорошие специалисты в астрологии и врачевании.
Режим работы дацана в Чите, расписание служб
Дамба Брайбунлинг открыт ежедневно, от восхода до заката солнца. С раннего утра желающие попасть на прием к ламам выстраиваются в очередь у домиков. Время общения не лимитировано, разговор длится столько, сколько потребуется для решения вопроса.
Службы в храме проходят по расписанию. Ознакомиться с ним можно на официальном сайта Читинского дацана.
Правила посещения
Перед визитом в дацан следует изучить несколько правил. Одно из них касается внешнего вида. Как женщинам, так и мужчинам, следует выбирать закрытую одежду. Недопустимы шорты, майки, короткие юбки, женщинам не рекомендуется надевать брюки. При входе нужно снять головной убор, разуться или надеть бахилы, стараться думать о хорошем.
На территории двора запрещено курить, ругаться, распивать алкогольные напитки, мусорить, целоваться и обниматься, кричать, переходить дорогу ламам, трогать подношения, указывать пальцем на алтарь и проч. Полный свод правил Читинского дацана доступен по ссылке.
Как добраться
Дамба Брайбунлинг находится в Центральном районе Читы. Точный адрес: улица Богомягкова, 72. Прямо у главных ворот располагается остановка «Госпиталь ветеранов», где ходят автобусы № 9, 30, 41 и маршрутки № 3, 26, 28, 38, 47, 136.
Остановочных комплексов нет, чтобы не проехать остановку предупредите водителя или кондуктора.
Главные ворота дацана и парковка на google-панораме:
Добраться до святыни быстро и с комфортом поможет такси. В Чите работают известные компании Maxim, Яндекс Go и Gett.
Читинский дацан – место обретения душевного спокойствия
В центре Читы, но вдали от шума и суеты, среди высоких пахучих сосен расположен Читинский дацан. Его название на тибетском языке звучит как «Дамба Брайбунлинг», что в переводе означает «Место, где собран рис учения Будды». В облике дацана много ярких красок, которые создают радостное настроение и привлекают людей различных конфессий и национальностей. Именно здесь они могут обрести душевное равновесие и спокойствие.
Дацанами у российских бурят называются буддийские монастыри-университеты: в этих учреждениях не только проводятся службы, но и ведется обучение монахов. На территории современной России дацанов насчитывается около трех десятков. Читинский — один из самых молодых.
Появление в Чите буддийского дацана не случайно и не веяние наших дней, когда повсюду строятся церкви разных конфессий.
Буряты — второй по численности народ Забайкалья. А если вспомнить историю, то ко времени появления русских, бо́льшую часть Забайкалья занимали буряты, исповедующие преимущественно буддизм.
Небольшой буддийский дацан-музей был построен в Чите в 1899 году на территории городского сада имени Жуковского, ныне парк культуры и отдыха Дома офицеров Забайкальского края. Он не был действующим, культовые обряды в нём никогда не исполнялись и официально он считался выставочным павильоном, возведенным в рамках Сельскохозяйственной и промышленной выставки.
Инициатором создания музея-дацана был видный общественный и политический деятель Забайкалья Алексей Кириллович Кузнецов. В строительстве дацана-музея он видел воплощение просветительских и научных целей: установление среди русского населения верных понятий о буддизме, сближение западной и восточной культур. Разрешение на строительство дацана было подписано лично императором Николаем II.
В возведённом в кротчайшие сроки дацане-музее разместили предметы буддийского культа. В коллекции было 1625 предметов, и она считалась не только лучшей в России, но и в мире. Это были дорогие для верующих предметы: редкие фолианты книг на тибетском языке, обернутые шелковой тканью в деревянном окладе, украшенные драгоценностями (кораллами и уральским малахитом), инструменты и лекарства тибетской медицины, культовые предметы, музыкальные инструменты, применявшиеся во время хуралов и чтения молитв, маски для мистерии Цам, одежды лам различных рангов и т. д.
Здание дацана-музея, своей яркой окраской и необычной архитектурой притягивало посетителей и вызывало у них большой интерес. Каждый, кто бывал на выставке, посещал дацан-музей и с любопытством знакомился с экспонатами, представляющими этнографическую ценность, миром буддийской культуры.
В 1914 году модель дацана сгорела при невыясненных обстоятельствах.
И лишь спустя много лет после этого события, в 90-х годах прошлого века заговорили о необходимости строительства дацана в Чите. Получить согласие и поддержку местных властей на постройку удалось только в 2001 году. Долго выбиралось место для возведения святыни.
Наконец-то, в мае 2001 года было выбрано и освящено место для строительства дацана. Летом 2002 года был заложен первый камень строительства, и только в августе 2010 года состоялось открытие дацана. Его освятил Хамбо Лама — глава буддизма в России.
Архитектурный комплекс Читинского дацана представляет собой многомерную Мандалу — буддийский символ, олицетворяющий мироздание, модель Вселенной, роль главного стержня в которой выполняет само здание храма — Дуган.
Территорию дацана формирует идеальный квадрат 108 на 108 метров. Это число несет сакральный смысл: к примеру, буддийские четки имеют 108 бусин.
В центре ансамбля стоит квадратное здание молитвенного храма. Это место прославления и проповедования учения Будды.
Главный храм «Дамба Брайбунлинг» построен по образцу сгоревшего в прошлом веке дацана-музея. Он также имеет три яруса, символизирующие три сущности Будды: Ум, Слово и Тело, резные элементы, черепичную крышу.
Центральный вход в дацан обращен на юг, символизирующий в буддизме просветление, а алтарная часть со статуей Будды находится в северной стороне, которая символизирует нирвану.
Здание выстроено по всем канонам буддийской архитектуры: беленые стены венчает многоуровневая черепичная крыша с «загнутыми» краями. На ней — защитники от злых сил: изготовленные из латуни львы и позолоченные драконы.
На кровле над центральными дверями храма по традиции установлена Дхармачакра — колесо Учения с восьмью спицами, символизирующими Восьмеричный Благородный Путь, ведущий к просветлению. Стоящие справа и слева коленопреклоненные лани, подняв головы, смотрят на Колесо Учения. Трехярусную крышу здания венчают золоченый ганжир и джалцаны в форме цилиндров, символизирующие полноту учения.
На территории храмового комплекса можно увидеть все типы архитектурных строений, характерные для Северного буддизма. Помимо главного здания храма, здесь возведены восемь домиков, предназначенных для проживания лам и приема посетителей. В одном из них — кафе, где можно отведать блюда национальной бурятской кухни.
Дацан на амурской в чите
Расписание хуралов (молебнов) на ноябрь месяц (первый зимний месяц-желтоватая свинья) в Читинском дацане «Дамба Брайбунлинг»
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Во главе с Дид-Хамба ламой по Забайкальскому краю Цырен лама Дондугбаевым были в Читинском дацане и гости посетели музеи г. Читы. Съездили в Агинский дацан и Цугольский дацан.
Во все времена буддисты России и Индии были в самых дружественных отношениях, поддерживали культурную и религиозную связь, что доказывает посещение нынешней делегации.
После посещения Москвы, С-Петербурга, Калмыкии, Тывы, Иркутска и Бурятии делегация приезжала с двухдневным визитом в Забайкальском крае.
ПАДМАСАМБХАВА О БОЛЕЗНЯХ
Что касается очищения таких препятствий, как телесные недомогания и болезни, то здесь имеется пять моментов:
• место пребывания болезни,
• причина проявления болезни,
• способствующие этому обстоятельства, Показать полностью.
• созревание болезни и
• способ ее излечения.
Пять составляющих болезни
Во всякой болезни присутствуют такие пять составляющих:
• скрытая основа, неблагая карма как причина,
• клеши как обстоятельства,
• рассудочное мышление как связующее звено,
• ветер как завершающий, всё объединяющий элемент, а
• боги и демоны как элемент поддерживающий.
Сходным образом,
• семя гнева как причина
• пробуждается обстоятельством сильного гнева и
• связующим элементом рассудочного мышления.
• Всё это приводит к расстройству «ветра, распределяющего огонь»,
• что лишает тебя защиты от злых духов мужского рода,
а следствием становится болезнь жара.
• Семя неведения как причина
• пробуждается обстоятельством сильного проявления неведения и
• связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «равнопребывающего ветра»,
• что лишает тебя защиты от злых «духов земли»,
а следствием становятся болезни бекен (слизи).
• Семя зависти как причина
• пробуждается обстоятельством сильной зависти
• и связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «ветра, поддерживающего жизнь»,
• что лишает тебя защиты от класса цен,
вследствие чего возникают недуги, связанные с болями.
• Семя гордости как причина
• пробуждается обстоятельством сильного самодовольства
• и связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «всепроникающего ветра»,
• что лишает тебя защиты от класса гялпо,
вследствие чего возникают болезни опухолей.
(Пятое) Способ излечения
В первом случае:
• Не принимай ни единой дозы лекарства.
• Не произноси ни единого звука молитв ритуала исцеления.
• Не считай болезнь ни пороком, ни достоинством.
• Оставь ум в спонтанном и естественном состоянии.
• Полностью предоставь ему пребывать в свободном от мыслей естественном состоянии простоты.
Благодаря этому пресекается поток рассудочного мышления, возникает свободная от мыслей пробужденность и болезнь устраняется. Болезнь и мысль освобождаются одновременно.
Иначе говоря,
• в качестве подготовки не гонись за болезнью,
• в качестве главной части не усугубляй болезнь, а
• в завершение не привязывайся к ощущению себя больным.
Благодаря этому избавишься от старой болезни и оградишь себя от новых.
Во втором случае, где дело касается изгнания и медитации, есть три части:
• преобразование напастей,
• прямое отсечение и
• уравнивание.
В первой части относись к болезни с благодарностью, постоянно возвращаясь к мысли: «Как прекрасно, что благодаря тебе, болезнь, я могу отсечь представления о демонах!» Пусть ум твой будет радостен. Ешь то, что вредит болезни и поступай ей наперекор.
Затем съешь свежего «твердого благовония», еще теплого, но уже без пара. Выпей теплого, дымящегося «жидкого благовония». Благодаря созерцанию праны болезнь верхней части тела выходит наружу с рвотой, а болезнь нижней части выходит через кишечник. Такой процесс изгнания болезни есть лекарство отсечения.
Что касается второй части, прямого отсечения, сделай безмятежное лицо и перестань ныть. Мысленно отсеки прямо все тревоги, надежды и страхи, выражающиеся в таких мыслях: «Что мне делать, ведь я так болен и слаб, а вдруг я умру?» Полностью презрев все эти тревоги, отбрось их подальше.
Третья часть, уравнивание. Как только несчастья возникнут, следует использовать их как путь. Проясни осознанность и напомни себе о духовной практике. Не медитируй, визуализируя какое-то средство от болезни, и не применяй никакого ритуала исцеления и медицинского лечения, а вглядись в того, кто чувствует себя больным! Благодаря пребыванию в таком непрерывном состоянии, переживание, возникая, исчезает само собой, а когда происходит реализация, она возникает как способность пустоты познавать. По крайней мере, тебе не придется страдать от мысли, что ты болен.
В третьем случае: что касается метода визуализации, зароди бодхичитту, прими позу со скрещенными ногами и представь, что ты йидам.
• В своем сердечном центре представь синий ХУМ размером с ячменное зерно.
• Если речь идет о болезни сердца, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит белый ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по верхней части твоего туловища. Он полностью вытягивает все болезни, как магнит собирает иголки. Выйдя через макушку, он исчезает в пространстве. Представляя это, подтягивай ветры вверх.
• Если речь идет о «болезни холода», представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит красный ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по нижней части твоего тела. Представляй, что, выйдя через нижнее отверстие, он исчезает в центре земли.
• Если страдаешь болезнью рук и ног, например, нарывами или опухолями, представляй в месте, где гнездится болезнь, черный ХУМ. Представляй, что он собирает всю болезнь и выводит ее через нарыв или через кончики пальцев.
• При болезнях, диагноз которых неизвестен, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит синий ХУМ. Он собирает всю болезнь по всему телу и исчезает в воздухе, выходя через ту ноздрю, через которую происходит выдох.
Читинский Дацан Дамба Брайбунлинг
Чити́нский даца́н «Дамба́ Брайбунли́нг» (в переводе с тибетского — « место, где собран рис учения Будды » )
Хуралы Читинского дацана 2021
Молебны Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг». Расписание Хуралов на 2021 год.
Сагаан Шүхэртэ хурал
Первый в Чите буддийский дацан появился в 2010 году
Строительство культового сооружения началось в 2002 году и продолжалось 8 лет. В 2009 году из Улан-Удэ были доставлены статуя Будды Шакьямуни высотой два метра, фигуры львов, сделанные из латуни и жертвенный сосуд-курильница. Все это предназначалось для украшения дацана, и сейчас используется в ритуальных мероприятиях.
15 августа 2010 года дацан был освящен. Основная деятельность дацана – проведение служб-хуралов, посвящённых самым важным событиям буддийской истории. В дацане ежедневно проходят ритуалы, посвященные защитникам и хранителям учения — сахюсанам. Проводятся обряды, очищающие от негативных сил.
Расписание
Хуралов
Молебны Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг». Расписание на 2020 год.
Заказать
молебен (Хурал)
Во время молебнов ламы обращаются к божествам с просьбой даровать защиту от зла, помощь и поддержку, исцеление, успех в начинаниях.
Правила
посещения
Люди любой национальности и любого вероисповедания, а также неверующие люди могут свободно посещать буддийские храмы (дацаны)
Чудеса читинского дацана
Читинский дацан
Расположенный посреди Читы, центр духовности и чистоты – даже воздух здесь совсем другой. Из суеты городских улиц попадаешь в мир и покой молитвенных домиков, а так же яркое солнце и атмосферную и безопасную тишину приветливых стен.
Мы, в travelinlife очень любим дацаны. И нет мы не буддисты. Наверное.
Восточная культура и религия – очень гостеприимная – здесь не чуждаются иноверцев и мирно сосуществуют разные народности. Наверное как и во всей России. Очищение, уют, покой и краски все это можно найти в сказочном замке посреди города.
Дацан Чита не выставляет на показ, как другие храмы – она хранит его в самой глубинке, как величайшее сокровище. Посетить Дамба Брайбунлинг (второе название Читинского дацана) можно в любое время года – ни зимой, ни летом, комплекс не теряет своей красоты. Посетителей в дацане всегда много – это и люди совершающие моления, и туристы и просто прохожие, зашедшие полюбоваться красотой и тишиной.
Монастырь в Чите
Туристам и посетителям следует помнить, что Читинский дацан (впрочем, как и все остальные дацаны) это религиозное сооружение, поэтому на территории необходимо вести себя соответствующим образом и не нарушать заведенного порядка.
Осмотр и обход всей территории начинают справа на лево, по часовой стрелке, придерживаясь специальных дорожек. Нужно сделать минимум один круг – можно и больше – главное, чтобы число кругов было нечетным. Следите за тем что бы не шуметь, не кричать. Можно крутить барабаны с нанесенными мантрам, можно кидать монетки в специально отведенные ящики. Нельзя мусорить, курить и ругаться. При посещении храмов дацана нужно снять головной убор и отключить звук у сотового телефона.
По оводу одежды – особых требований нет – но крайне желательно что бы она была скромной и закрывала руки и ноги.
Из храма положено выходить пятясь спиной – не поворачиваясь тыльной стороной к алтарю.
Следует помнить, что совершая обход, принося пожертвования, крутя молитвенные барабаны – вы получаете благословение на благие дела и очищаете свою энергетику от грязи и накопившегося негатива – вне зависимости от того к какой религии вы принадлежите и вашей цели посещения дацана.
Лама в Чите
Попав на праздник или молебен – вам нужно будет взять с собой подношение – еду, конфеты, молоко и так далее. Если вы не взяли это с собой, все можно будет приобрести в храме.Подарок пищей – это помощь в жизни дацана.
В дацан НУЖНО брать детей.
Посетить Читинский дацан нужно для того что бы прикоснуться к культуре и вере народа, издревле населявшего Забайкальскую землю, а так же ознакомиться с самой доброжелательной религией в мире – с буддизмом.
Буддистский дацан в Чите расположен о адресу Богомякова, 72 и всегда открыт для посетителей.