дацан в чите адрес
Читинский дацан – место обретения душевного спокойствия
В центре Читы, но вдали от шума и суеты, среди высоких пахучих сосен расположен Читинский дацан. Его название на тибетском языке звучит как «Дамба Брайбунлинг», что в переводе означает «Место, где собран рис учения Будды». В облике дацана много ярких красок, которые создают радостное настроение и привлекают людей различных конфессий и национальностей. Именно здесь они могут обрести душевное равновесие и спокойствие.
Дацанами у российских бурят называются буддийские монастыри-университеты: в этих учреждениях не только проводятся службы, но и ведется обучение монахов. На территории современной России дацанов насчитывается около трех десятков. Читинский — один из самых молодых.
Появление в Чите буддийского дацана не случайно и не веяние наших дней, когда повсюду строятся церкви разных конфессий.
Буряты — второй по численности народ Забайкалья. А если вспомнить историю, то ко времени появления русских, бо́льшую часть Забайкалья занимали буряты, исповедующие преимущественно буддизм.
Небольшой буддийский дацан-музей был построен в Чите в 1899 году на территории городского сада имени Жуковского, ныне парк культуры и отдыха Дома офицеров Забайкальского края. Он не был действующим, культовые обряды в нём никогда не исполнялись и официально он считался выставочным павильоном, возведенным в рамках Сельскохозяйственной и промышленной выставки.
Инициатором создания музея-дацана был видный общественный и политический деятель Забайкалья Алексей Кириллович Кузнецов. В строительстве дацана-музея он видел воплощение просветительских и научных целей: установление среди русского населения верных понятий о буддизме, сближение западной и восточной культур. Разрешение на строительство дацана было подписано лично императором Николаем II.
В возведённом в кротчайшие сроки дацане-музее разместили предметы буддийского культа. В коллекции было 1625 предметов, и она считалась не только лучшей в России, но и в мире. Это были дорогие для верующих предметы: редкие фолианты книг на тибетском языке, обернутые шелковой тканью в деревянном окладе, украшенные драгоценностями (кораллами и уральским малахитом), инструменты и лекарства тибетской медицины, культовые предметы, музыкальные инструменты, применявшиеся во время хуралов и чтения молитв, маски для мистерии Цам, одежды лам различных рангов и т. д.
Здание дацана-музея, своей яркой окраской и необычной архитектурой притягивало посетителей и вызывало у них большой интерес. Каждый, кто бывал на выставке, посещал дацан-музей и с любопытством знакомился с экспонатами, представляющими этнографическую ценность, миром буддийской культуры.
В 1914 году модель дацана сгорела при невыясненных обстоятельствах.
И лишь спустя много лет после этого события, в 90-х годах прошлого века заговорили о необходимости строительства дацана в Чите. Получить согласие и поддержку местных властей на постройку удалось только в 2001 году. Долго выбиралось место для возведения святыни.
Наконец-то, в мае 2001 года было выбрано и освящено место для строительства дацана. Летом 2002 года был заложен первый камень строительства, и только в августе 2010 года состоялось открытие дацана. Его освятил Хамбо Лама — глава буддизма в России.
Архитектурный комплекс Читинского дацана представляет собой многомерную Мандалу — буддийский символ, олицетворяющий мироздание, модель Вселенной, роль главного стержня в которой выполняет само здание храма — Дуган.
Территорию дацана формирует идеальный квадрат 108 на 108 метров. Это число несет сакральный смысл: к примеру, буддийские четки имеют 108 бусин.
В центре ансамбля стоит квадратное здание молитвенного храма. Это место прославления и проповедования учения Будды.
Главный храм «Дамба Брайбунлинг» построен по образцу сгоревшего в прошлом веке дацана-музея. Он также имеет три яруса, символизирующие три сущности Будды: Ум, Слово и Тело, резные элементы, черепичную крышу.
Центральный вход в дацан обращен на юг, символизирующий в буддизме просветление, а алтарная часть со статуей Будды находится в северной стороне, которая символизирует нирвану.
Здание выстроено по всем канонам буддийской архитектуры: беленые стены венчает многоуровневая черепичная крыша с «загнутыми» краями. На ней — защитники от злых сил: изготовленные из латуни львы и позолоченные драконы.
На кровле над центральными дверями храма по традиции установлена Дхармачакра — колесо Учения с восьмью спицами, символизирующими Восьмеричный Благородный Путь, ведущий к просветлению. Стоящие справа и слева коленопреклоненные лани, подняв головы, смотрят на Колесо Учения. Трехярусную крышу здания венчают золоченый ганжир и джалцаны в форме цилиндров, символизирующие полноту учения.
На территории храмового комплекса можно увидеть все типы архитектурных строений, характерные для Северного буддизма. Помимо главного здания храма, здесь возведены восемь домиков, предназначенных для проживания лам и приема посетителей. В одном из них — кафе, где можно отведать блюда национальной бурятской кухни.
Читинский Дацан
Читинский Дацан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
Дулма Баирова запись закреплена
Расписание хуралов (молебнов) на ноябрь месяц (первый зимний месяц-желтоватая свинья) в Читинском дацане «Дамба Брайбунлинг»
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Во главе с Дид-Хамба ламой по Забайкальскому краю Цырен лама Дондугбаевым были в Читинском дацане и гости посетели музеи г. Читы. Съездили в Агинский дацан и Цугольский дацан.
Во все времена буддисты России и Индии были в самых дружественных отношениях, поддерживали культурную и религиозную связь, что доказывает посещение нынешней делегации.
После посещения Москвы, С-Петербурга, Калмыкии, Тывы, Иркутска и Бурятии делегация приезжала с двухдневным визитом в Забайкальском крае.
Дулма Баирова запись закреплена
ПАДМАСАМБХАВА О БОЛЕЗНЯХ
Что касается очищения таких препятствий, как телесные недомогания и болезни, то здесь имеется пять моментов:
• место пребывания болезни,
• причина проявления болезни,
• способствующие этому обстоятельства,
Показать полностью.
• созревание болезни и
• способ ее излечения.
Пять составляющих болезни
Во всякой болезни присутствуют такие пять составляющих:
• скрытая основа, неблагая карма как причина,
• клеши как обстоятельства,
• рассудочное мышление как связующее звено,
• ветер как завершающий, всё объединяющий элемент, а
• боги и демоны как элемент поддерживающий.
Сходным образом,
• семя гнева как причина
• пробуждается обстоятельством сильного гнева и
• связующим элементом рассудочного мышления.
• Всё это приводит к расстройству «ветра, распределяющего огонь»,
• что лишает тебя защиты от злых духов мужского рода,
а следствием становится болезнь жара.
• Семя неведения как причина
• пробуждается обстоятельством сильного проявления неведения и
• связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «равнопребывающего ветра»,
• что лишает тебя защиты от злых «духов земли»,
а следствием становятся болезни бекен (слизи).
• Семя зависти как причина
• пробуждается обстоятельством сильной зависти
• и связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «ветра, поддерживающего жизнь»,
• что лишает тебя защиты от класса цен,
вследствие чего возникают недуги, связанные с болями.
• Семя гордости как причина
• пробуждается обстоятельством сильного самодовольства
• и связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «всепроникающего ветра»,
• что лишает тебя защиты от класса гялпо,
вследствие чего возникают болезни опухолей.
(Пятое) Способ излечения
В первом случае:
• Не принимай ни единой дозы лекарства.
• Не произноси ни единого звука молитв ритуала исцеления.
• Не считай болезнь ни пороком, ни достоинством.
• Оставь ум в спонтанном и естественном состоянии.
• Полностью предоставь ему пребывать в свободном от мыслей естественном состоянии простоты.
Благодаря этому пресекается поток рассудочного мышления, возникает свободная от мыслей пробужденность и болезнь устраняется. Болезнь и мысль освобождаются одновременно.
Иначе говоря,
• в качестве подготовки не гонись за болезнью,
• в качестве главной части не усугубляй болезнь, а
• в завершение не привязывайся к ощущению себя больным.
Благодаря этому избавишься от старой болезни и оградишь себя от новых.
Во втором случае, где дело касается изгнания и медитации, есть три части:
• преобразование напастей,
• прямое отсечение и
• уравнивание.
В первой части относись к болезни с благодарностью, постоянно возвращаясь к мысли: «Как прекрасно, что благодаря тебе, болезнь, я могу отсечь представления о демонах!» Пусть ум твой будет радостен. Ешь то, что вредит болезни и поступай ей наперекор.
Затем съешь свежего «твердого благовония», еще теплого, но уже без пара. Выпей теплого, дымящегося «жидкого благовония». Благодаря созерцанию праны болезнь верхней части тела выходит наружу с рвотой, а болезнь нижней части выходит через кишечник. Такой процесс изгнания болезни есть лекарство отсечения.
Что касается второй части, прямого отсечения, сделай безмятежное лицо и перестань ныть. Мысленно отсеки прямо все тревоги, надежды и страхи, выражающиеся в таких мыслях: «Что мне делать, ведь я так болен и слаб, а вдруг я умру?» Полностью презрев все эти тревоги, отбрось их подальше.
Третья часть, уравнивание. Как только несчастья возникнут, следует использовать их как путь. Проясни осознанность и напомни себе о духовной практике. Не медитируй, визуализируя какое-то средство от болезни, и не применяй никакого ритуала исцеления и медицинского лечения, а вглядись в того, кто чувствует себя больным! Благодаря пребыванию в таком непрерывном состоянии, переживание, возникая, исчезает само собой, а когда происходит реализация, она возникает как способность пустоты познавать. По крайней мере, тебе не придется страдать от мысли, что ты болен.
В третьем случае: что касается метода визуализации, зароди бодхичитту, прими позу со скрещенными ногами и представь, что ты йидам.
• В своем сердечном центре представь синий ХУМ размером с ячменное зерно.
• Если речь идет о болезни сердца, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит белый ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по верхней части твоего туловища. Он полностью вытягивает все болезни, как магнит собирает иголки. Выйдя через макушку, он исчезает в пространстве. Представляя это, подтягивай ветры вверх.
• Если речь идет о «болезни холода», представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит красный ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по нижней части твоего тела. Представляй, что, выйдя через нижнее отверстие, он исчезает в центре земли.
• Если страдаешь болезнью рук и ног, например, нарывами или опухолями, представляй в месте, где гнездится болезнь, черный ХУМ. Представляй, что он собирает всю болезнь и выводит ее через нарыв или через кончики пальцев.
• При болезнях, диагноз которых неизвестен, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит синий ХУМ. Он собирает всю болезнь по всему телу и исчезает в воздухе, выходя через ту ноздрю, через которую происходит выдох.
Дулма Баирова запись закреплена
Не считайте ни одно живое существо своим врагом: это всего лишь заблуждение вашего ума. Не добывайте еду и питье обманом и ложью. В этой жизни вы набьете брюхо, а тяжесть ощутите в будущей.
Не занимайтесь делами ради наживы и барышей: обычно это только отвлекает и себя, и других. Не придавайте значения богатству, потому что оно враг медитации и практики Дхармы.
Если вами овладеет самодовольство, ваши заслуги уменьшатся, поэтому отбросьте заносчивость и высокомерие. Если вас постигнет разочарование и одолеет уныние, будьте сами себе утешителем и советчиком. Вернитесь на путь.
Если вы хотите по-настоящему практиковать Дхарму, руководствуйтесь добродетелью даже в самом малом. Откажитесь от дурного, даже в самом мелком поступке. Огромный океан складывается из капель воды, и даже гора Сумеру и четыре континента состоят из мельчайших атомов.
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Бэлигтэ Мункуев запись закреплена
Запись и пожертвования производятся по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
г. Чита, ул. Богомягкова, 72.
Читинский Дацан запись закреплена
Далай-лама
Далай-лама. Как обрести покой ума
Мы, люди, все хотим быть счастливыми. Его Святейшество Далай-лама уверен, что ключ к счастью — это обретение покоя ума. В этом коротком ролике он рассказывает, как разрушительные эмоции нарушают наш внутренний покой и что надо делать, чтобы его сохранить.
Нашла интересную статью о Хамба-ламе Калмыкии, почитайте, если интересно, ссылку оставлю
Читинский Дацан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
БУРЯТСКИЕ БЫТОВЫЕ ЗАПРЕТЫ
— Нельзя лежать, спать, вытянув ноги в сторону божницы и очага.
— Нельзя наступать на упавшую шапку или переступать через нее. Также не переступают через вещи, особенно через книги. Книги, различные буклеты и календари с изображением Будды и Бодхисаттв помещают на верхних полках (выше пояса).
Показать полностью.
— Нельзя бросать в огонь мусор, заливать водой. Это может разгневать и Духа огня и Духа воды. При тушении остатков мусора со двора или огорода надо капнуть в воду молоко.
— Нельзя рубить топором что-либо у огня. Считается, что так топор рубит голову огню.
— Часто можно видеть, как «умные» водители моют свои машины рядом с озером, рекой, когда грязная вода обратно стекается в водоем. Гнев Духа воды Лусуд Хана бывает жестким и неизбежным. Человека начнут преследовать болезни, неудачи.
— Помните о том, что человек почти на 80 процентов состоит из воды, так что Лусуд Хану ничего не стоит «поймать» таких нерадивых водителей, — всех тех, кто загрязняет водоемы. Женщинам в определенные дни не стоит купаться.
— У целебного источника, «аршана» нельзя мыть грязные вещи, плеваться.
— Нельзя убивать животных для своего удовольствия, без нужды рвать растения и цветы, рубить деревья. Нельзя срубать одиноко стоящее дерево в степи или в лесу. Обычно внутри таких деревьев живут разные духи. Понятно, что оскорбившись, они могут навредить человеку.
— На охоте запрещается убивать животных с детенышами, а также беременных самок.
— Запрещается убивать змей. Считается, что змея является хозяином различных невидимых духов, поэтому духи могут разгневаться и отомстить обидчику.
— Нельзя давать детям спиртное. Детский организм ответит стрессом и болезнями.
— Нельзя заставлять других пить спиртное. Раньше такое давление на гостей приравнивалось к оскорблению. Нынче, похоже, все в порядке вещей. Хозяева начинают давить, приговаривая: «Если уважаешь – выпьешь», «Зло не оставляй» и так далее.
— Когда приходит гость, при нем не производят уборку, не выносят мусор.
— Заходя в дом, нельзя наступать на порог. На пороге также запрещается сидеть, стоять, разговаривать.
— Нельзя заходить в гости с пустой посудой. В крайнем случае, на крышку или в саму посуду кладут что-нибудь. Также нельзя возвращать пустые емкости, сумку – обязательно положите монетку, конфеты и т.д.
— Нельзя давать пищу гостю в чашке с разбитым и отломленным краем. Когда дают угощение, его всегда берут двумя руками.
— В сумерках, в темное время суток нельзя окликать человека по имени – считается, что зловредные духи, бодрствующие в это время, могут навредить человеку, узнав его имя.
— Также в темное время категорически воспрещается колоть дрова, качать воду, шуметь на улице. Голодные духи могут прийти к вам во двор на звуки и остаться у вас надолго.
— Нельзя переходить дорогу перед монахами, пожилыми людьми. В транспорте надо всегда уступать место пожилым, женщинам. Когда сами постареете, вам также будут уступать места.
Читинский Дацан запись закреплена
Антонио Маргаретти
Читинский Дацан запись закреплена
Тибетский буддизм
Пабонка Ринпоче
Освобождение на вашей ладони
Читинский Дацан запись закреплена
Янгажинский Дацан «ДАШИ ШАРВАВЛИН»
Идамы и год рождения
Конечно, возможность обратиться к Учителю для определения покровителя существует далеко не у каждого. В этом случае вполне можно руководствоваться своеобразными «буддийскими гороскопами» – таблицами, которые соотносят год рождения человека и его Идама. Одним из наиболее распространенных является девятилетний тибетский цикл, рассчитанный на период 1928—2035 годов:
Показать полностью.
Манджушри — 1928, 1937, 1946, 1955, 1964, 1973, 1982, 1991, 2000, 2009, 2018, 2027;
Будда Шакьямуни — 1929, 1938, 1947, 1956, 1965, 1974, 1983, 1992, 2001, 2010, 2019, 2028;
Зеленая Тара — 1930, 1939, 1948, 1957, 1966, 1975, 1984, 1993, 2002, 2011, 2020, 2029;
Будда Медицины — 1931, 1940, 1949, 1958, 1967, 1976, 1985, 1994, 2003, 2012, 2021, 2030;
Будда Шакьямуни — 1932, 1941, 1950, 1959, 1968, 1977, 1986, 1995, 2004, 2013, 2022, 2031;
Ваджрапани — 1933, 1942, 1951, 1960, 1969, 1978, 1987, 1996, 2005, 2014, 2023, 2032;
Ваджрасаттва — 1934, 1943, 1952, 1961, 1970, 1979, 1988, 1997, 2006, 2015, 2024, 2033;
Ваджрапани — 1935, 1944, 1953, 1962, 1971, 1980, 1989, 1998, 2007, 2016, 2025, 2034;
Авалокитешвара – 1936, 1945, 1954, 1963, 1972, 1981, 1990, 1999, 2008, 2017, 2026, 2035.
Отсчет начинается с 1928 года, а Идамы чередуются каждые 9 лет. При этом некоторые из них встречаются чаще других (по несколько раз). Это связано с тем, что они имеют множество форм и воплощений и могут приходить разным людям в разном обличии.
Читинский Дацан запись закреплена
Тибетский буддизм
Шераб Зангмо. Великая йогиня Тибета
Мы втиснулись в маленькую темную комнату и сидели плечом к плечу. Потолок был покрыт такой многолетней копотью, что образовались черные сталактиты. Глаза слезились от дыма благовоний и тлеющих лепешек яка, которые используют здесь в качестве топлива.
Показать полностью. Свет, проникающий через дверь выхватывал из темноты пожилое лицо, несущее отпечаток суровой тибетской жизни на высоте свыше 4200 метров. Там, в углу, в коробке для медитации сидела Шераб Зангмо, она крутила молитвенный барабан.
Когда Шераб Зангмо была молодой монахиней, она отправилась в темный ретрит на 49 суток, практикуя Дзогчен в полной темноте. В это время у нее было видение Еше Цогьял, супруги Гуру Падмасамбхавы.
«Она три раза показала мне мудры, а затем превратилась в Цанг Янг Гьямцо (ученик первого Цокни Ринпоче, основавшего женский монастырь Гетчак). Он переместился на макушку моей головы, а затем растворился в моем теле, речи и уме. Мы стали единым целым. Я плакала и плакала. В тот момент я напрямую постигла природу ума. Я пережила многое – хорошее и плохое, но мой ум всегда оставался стабильным – ни хорошо, ни плохо».
Когда мы уезжали молитвенный барабан Шераб Зангмо продолжал крутиться, а она начитывала Стослоговую мантру Ваджрасаттвы, порождая молитву, наполненную спокойствием и силой практики длиною в жизнь.
Источник: Lion’s Roar
Великая йогиня Шераб Зангмо ушла из жизни в просветленной старости в возрасте примерно 86 лет.
Некоторое время она болела, но потом её состояние улучшилось, она была бодра духом и в эти дни давала монахиням наставления по медитации и часто пела молитву «Призывание ламы издалека».
Незадолго до смерти её тело и лицо помолодели и уменьшились до размера ребенка. Она сказала тем, кто был с ней рядом, что может ясно видеть Джецун Тару и что она направляется в Девачен, Чистую Землю Будды Амитабхи. Она посоветовала монахиням усердно служить своим наставникам и жить в гармонии друг с другом, а также не переживать, т.к. их ждет хорошее будущее.
Весь день после её смерти небо было по утреннему ясным. В посмертной медитации «тукдам» она пребывала 6 дней.
Читинский Дацан запись закреплена
Буддизм шаг за шагом.
Размышления о семейной жизни
54
Семья — основная, наиболее значимая ячейка общества. Если в семье царит согласие и дух уважения к общечеловеческим ценностям, то счастливая жизнь и лад обеспечены не только родителям, но и детям, внукам, а может быть, даже следующим поколениям. Если они почитают религию, то и дети, несомненно, унаследуют это почитание.
Показать полностью. Если между родителями царит ласковое обращение, если их поведение нравственно1, если они любят и уважают друг друга, помогают нуждающимся и заботятся об окружающих, то им предоставляются все возможности для того, чтобы и их дети поступали так же и сами несли ответственность за себя и других. Напротив, если мать и отец постоянно враждуют и злословят в адрес друг друга, если они позволяют себе все, не считаясь с окружающими, они не только никогда не обретут счастья, но и, несомненно, лишат этого дара своих детей.
[1] Под нравственным поведением в буддистской традиции, развиваемой Далай-Ламой, понимается поведение, предписывающее воздерживаться от любых поступков, которые могут причинить зло другим.
55
Как последователь буддизма, я часто напоминаю жителям Тибета, что, если есть место, где им надлежит сосредоточить все усилия для восстановления и развития учения Будды, то таким местом является именно семья. Именно в рамках семьи родители должны насаждать свою веру, воспитывать детей, становясь для них истинными духовными наставниками. Родителям недостаточно лишь показывать детям картинки, рассказывая о том, что на них изображено то или иное божество. Родителям надлежит разъяснять большее: вот это божество олицетворяет сострадание, это — высшую мудрость и так далее. Чем больше родители будут проникаться заповедями Будды, тем более ощутимое положительное воздействие они смогут оказывать на детей. Очевидно, что это также приемлемо и для людей, являющихся наследниками других духовных традиций или религиозных верований.
56
Одна семья передаст свой опыт другой, та, в свою очередь, — следующей, та — еще десяти, сотне, тысяче семей — и все человечество в конце концов сможет приблизиться к лучшей жизни.
57
Когда некоторые утверждают, что люди утратили уважение ко всему, тогда как в обществах, которых в меньшей степени коснулось влияние технического прогресса, люди ведут себя зачастую более сознательно, — необходимо смягчить это суждение. Индийские поселения в Гималаях, например, труднодоступны и еще более труднодосягаемы для веяний технического прогресса. Действительно, там почти не совершается краж и убийств, ибо люди привыкли довольствоваться тем, что имеют. Есть даже местности, где обычай предписывает оставлять дверь открытой, уходя из дома, для того, чтобы вероятные случайные прохожие могли войти, расположиться в доме и подкрепиться в ожидании возвращения хозяина. Напротив, в крупных городах, таких, как Дели, многочисленны преступления, людям свойственно постоянное недовольство жизнью, — а это создает многочисленные трудности. Но я полагаю, что неверным было бы, исходя из этих трудностей, говорить о неблагоприятном уровне экономического развития и о необходимости возврата в прошлое.
58
Доверие и уважительное отношение к другим, присущие традиционным формам общественного уклада, часто проистекают из требований выживания и, по предполагаемому незнанию, из представлений о том, что существуют какие-то иные возможные стили жизни. Спросите тибетских кочевников, не стремятся ли они к тому, чтобы чувствовать себя более защищенными от зимних холодов, располагать источниками тепла, не дающими копоти, оставляющей черный налет на стенах жилища и на предметах домашней утвари? Не хотят ли они получать надежную медицинскую помощь в случае болезни или иметь возможность наблюдать за тем, что происходит на другом конце Земли с помощью телевизионного приемника? Я заранее знаю их ответ.
59
Экономический и технический прогресс благоприятен и необходим. Он зависит от множества факторов, о сложности которых мы не задумываемся, и было бы наивным полагать, что, внезапно затормозив его, можно будет разом решить все проблемы. Но развитие не может быть пущено на самотек. Техническое и экономическое развитие общества неотделимы от стремления к нравственному совершенствованию. Наш долг, долг всех живущих на Земле — заботиться о разрешении этих двух связанных друг с другом проблем сообща. Это ключ к нашему будущему. Лишь общество, в котором материальное благосостояние и нравственное развитие дополняют друг друга, может считаться счастливым.
60
Семья призвана играть свою основополагающую роль. Если в семьях царит истинный мир, если семья является не только оплотом и источником передачи жизненного опыта, но и истинных духовных ценностей, если в семье возможно непосредственно приобщиться к опыту посредством отношений, основанных на искренности и любви к ближнему, — то становится возможным довести общество до его совершенного состояния. Для меня семья — это, прежде всего, сообщество, основанное на громадной ответственности.
61
Главное, чтобы именно в семье дети по-настоящему развивались, приобретали и совершенствовали заложенные в их натуре основополагающие человеческие качества, достойно вели себя, дабы духовные силы помогали им морально поддерживать друг друга. Дети должны быть небезразличны к тому, что происходит вокруг, и служить примером для остальных. В дальнейшем такие дети смогут полностью посвятить себя избранному жизненному пути, подавая пример последующим поколениям. Я убежден, что даже если они превратятся в стариков-профессоров, смотрящих на мир сквозь толстые линзы своих очков, они смогут сохранить благородные привычки, заложенные в юные годы.
62
Чтобы семья могла успешно справляться с этой возложенной на нее задачей, необходимо, чтобы с самого начала союз мужчины и женщины основывался не на простом влечении к физическому совершенству друг друга, упоении звуком голоса или прочих внешних проявлениях. Мужчине и женщине необходимо сначала научиться пристально изучить себя и друг друга. Если каждый находит в своем спутнике определенные достоинства, если чувства мужчины и женщины взаимны, то их союз, основанный на взаимном уважении и снисхождении, сможет с большой долей вероятности продлиться долгие годы и принести истинное счастье.
63
Если же, напротив, людей связывает простое стремление к удовлетворению полового влечения, биологическая привязанность, сродни стремлению торговать своим собственным телом, исключающие интерес к душевным качествам друг друга, взаимное уважение, то они будут связаны друг с другом лишь до тех пор, пока в них сильно сексуальное влечение. Но если чувство взаимной привязанности не подкреплено чувством глубокого взаимного уважения, то, как только пройдет лихорадочное возбуждение от внезапно нахлынувшей страсти, совместная счастливая жизнь станет невозможной. Эту любовь называют слепой. Спустя некоторое время такая любовь часто превращается в свою противоположность. Если у супружеской пары есть дети, то они, в свою очередь, рискуют лишиться родительской любви. Очень важно подумать об этом, прежде чем принимать решение связать свою жизнь с кем-либо.
64
Однажды в Сан-Франциско я встретил христианского священника, помогавшего молодым найти свою пару. Всем он рассказывал, что им необходимо познакомиться с большим числом молодых людей или девушек, прежде чем сделать окончательный выбор. Принимая поспешное решение о заключении брака сразу же после первой встречи, они сами становились жертвой собственных заблуждений. Я посчитал, что иначе и быть не могло.
65
Не следует забывать, что с момента заключения брака двое составляют единое целое. Даже когда мы одни, то, о чем мы думаем с утра, может противоречить тому, о чем мы думаем вечером. Излишне говорить, что у двух людей, живущих вместе, разногласия могут возникать в любой момент. Если каждый из супругов интересуется лишь собственными мыслями и не принимает во внимание мысли своей «половины», то такие люди не могут жить вместе.
66
С того самого момента, как мы приняли решение связать свою жизнь с кем-то, мы приняли на себя обязанность трепетно заботиться о нем и проявлять внимание к ходу его мыслей. Что бы ни случилось, каждый из супругов обязан нести свою долю ответственности. Совместная жизнь двоих не может быть делом лишь кого-то одного.
67
Мужчина призван удовлетворять потребности женщины, и женщина призвана удовлетворять потребности мужчины. Если ни один, ни другой не выполняют своего долга, единственный возможный выход— размолвка и расставание. Если у супругов нет детей, в этом нет ничего страшного. Судебная тяжба, оформление документов — простое изведение бумаги. Но если в семье есть дети, то у них на всю жизнь останется чувство горькой обиды.
68
Многие супружеские пары распадаются. Часто для этого есть веские основания. Но все же, по моему убеждению, сначала необходимо, чтобы они сделали все возможное для того, чтобы продолжить счастливую совместную жизнь. Конечно, это требует определенных усилий и размышлений. Если же разрыв неминуем, то главное — не принимать скоропалительных решений, дабы не причинять друг другу непоправимого зла.
69
Если вы решите связать свою жизнь с кем-либо, примите это решение серьезно и неторопливо. Если вы уже живете вместе, подумайте об ответственности, которую возлагает семейная жизнь на каждого из вас Создание семьи — серьезный, ответственный шаг. Сделайте все для того, чтобы создать счастливую семью, чтобы уметь удовлетворять ее потребности, воспитывать детей, обеспечивая им счастливую жизнь в будущем.
70
Предпочитайте количеству качество. Это правило применимо ко всем жизненным ситуациям. Предпочтительнее, чтобы в монастыре было меньше монахов, но чтобы они относились к жизни серьезно. В школе важно не большое количество учеников, а качество образования. В семье важно не большое количество детей, а высокий уровень их физического и нравственного совершенства.