дизайн код города москвы

10 городов за 10 лет: где в России появился дизайн-код

За последние десять лет от растяжек на улицах, рекламных полотен на домах и неуклюжих вывесок избавилась не только Москва, но и многие другие города России. Подводя итоги десятилетия, рассказываем, в каких городах за это время появился дизайн-код.

Москва

Электротеатр Станиславский до и после введения дизайн-кода

25 декабря 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о том, что любая организация города может установить на здании, которое занимает, только одну рекламную вывеску. На основе этого, студия Артемия Лебедева разработала концепцию размещения рекламных конструкций для одиннадцати центральных улиц города. К августу 2018 года вывески нового образца появились уже на 7,5 тысячах зданий.

Белгород

Как дизайн-код изменил улицы Белгорода

В 2015 году власти Белгорода разработали дизайн-код, который распространялся на 13 улиц и к концу года должен был помочь очистить от визуального мусора 46 фасадов. Первые результаты появились только спустя четыре года, тогда же городской совет Белгорода включил понятие дизайн-кода в правила благоустройства.

Для наглядности городские власти создали отдельный сайт с примерами разрешенных вывесок, размерами и условиями их размещения на фасадах. Он помогает предпринимателям и горожанам лучше понимать новые правила благоустройства Белгорода. Сегодня требования дизайн-кода обязательны для предпринимателей всего города, а за каждое нарушение депутаты областной думы установили штраф: до 10 тысяч рублей для ИП и до 80 тысяч рублей для юридических лиц.

Тверь

Так выглядят улицы города сейчас. Источник: tvernews.ru

Городские власти официально объявили о разработке дизайн-кода лишь в марте 2019 года. Несмотря на то, что попытки ввести его в Твери велись с 2015 года, чиновники, архитекторы, дизайнеры и предприниматели никак не могли договориться и затягивали разработку правил. Летом 2019 года автор одной из версий тверского дизайн-кода Максим Калинов предполагал, что для продвижения проекта городу нужны новые люди.

Уже в августе гипотеза дизайнера подтвердилась: в Твери сменился главный архитектор, а в октябре было объявлено, что в городе вводят новый дизайн-код. Власти учли и интересы предпринимателей, которым дали год на то, чтобы привести информационные конструкции в соответствие с новыми требованиями.

Саратов

Вывески на улице Саратова до демонтажа / Иллюстрация предоставлена КБ Стрелка

В 2017 году КБ Стрелка вместе с ДОМ.РФ разработали новые правила оформления рекламных конструкций. Эти меры — часть работы по формированию дизайн-кода, который должен регулировать расположение мощения, освещения, уличной мебели и навигации. Новый регламент уже протестировали на проспекте Кирова в центре города. Улицы Саратова разделили на две категории: исторические (если большинство зданий на них построены до 1956 года — Strelka Mag) и типовые. Первые требуют бережного подхода, поэтому правила оформления фасадов строже. Например, там запрещены лайтбоксы и вывески с фоновой подложкой.

Власти уже два года требуют от арендаторов привести фасады зданий в соответствие с дизайн-кодом, но к 2019 году только 60% предпринимателей последовали инструкциям. Городские власти дали им испытательный срок: их не будут штрафовать до конца января 2020 года.

Новосибирск

Улица Новосибирска Фото: Павел Комаров / «Новосибирские новости»

Мэр города Анатолий Локоть поручил разработать дизайн-код еще в 2017 году, и только 1 ноября 2019 года документ вступил в силу. С введением новых правил должна уменьшиться площадь вывесок на фасадах зданий: на «сталинках» и зданиях до 1959 года постройки теперь можно размещать только объёмные буквы и логотипы без фона. Порядок размещения вывески станет проще: раньше процедура занимала от нескольких месяцев до года и требовала уплаты госпошлины в 5 тысяч рублей. Теперь достаточно уведомить комитет рекламы, и если вывеска соответствует требованиям, ее просто ставят на учёт. Эффект от нового регламента будет заметен в Новосибирске через два года, прогнозируют в администрации.

Ижевск

Фасад здания в Ижевске до и после введения дизайн-кода

Источник: Центр развития дизайна и городской среды Удмуртии

Разработка регламента в Ижевске началась в марте 2018 года, когда власти приняли пакет документов, позволяющих ввести дизайн-код на территории города. Затем удмуртским архитекторам понадобился год, чтобы ввести гайдлайны для зданий исторической части города и построек в остальных районах Ижевска. За несоблюдение правил теперь в городе действуют штрафы: от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч для юридических лиц.

Калининград

Калининград после введения дизайн-кода Фото: Аркадий Гершман / lj

Краснодар

Краснодарский театр до и после введения дизайн-кода

Источник: design_kod_krd / instagram

Официально методические рекомендации по оформлению вывесок на зданиях в Краснодаре обновили в конце сентября 2019 года. Новый дизайн-код уточняет размеры вывесок, композицию и типологию, чтобы каждый владелец помещения мог подобрать подходящий вариант и оформить фасад без нарушения правил. В методичке также есть схемы, которые показывают, как согласовать вывеску самостоятельно, куда и в какой последовательности обращаться. В городе уже действует штраф за самовольное размещение вывесок в историческом центре — до 50 тысяч рублей.

Иваново

Улицы Иваново сейчас и после введения дизайн-кода

Иллюстрации предоставлены КБ Стрелка

Дизайн-код города презентовали еще в апреле 2019 года, но пояснили, что вводить его будут постепенно. В разработке документа участвовала команда КБ Стрелка, которая советовалась с предпринимателями, горожанами и специалистами из мэрии и областного правительства.

Разработанный документ прописывает габариты вывесок и рекламных конструкций, принципы их размещения и материалы, из которых они могут быть изготовлены. Дизайн-код также определяет требования к облицовке вокруг дверей, в том числе обязательное наличие пандусов, параметры лестниц и козырьков. С введением регламента улицы Иваново разделили на пять категорий, для каждой из которых существуют свои положения дизайн-кода. Наиболее жесткие правила установлены для центра и исторической застройки с большим пешеходным трафиком. Там, например, нельзя размещать билборды и рекламные конструкции крупного формата. Внутри микрорайонной застройки, частного сектора и на узких улицах рекламы будет по минимуму.

Источник

Дайджест «Живой Москвы»: дизайн-код

На этой неделе будет не традиционный дайджест о самом интересном за неделю, а подборка улиц, которые были приведены к «дизайн-коду» — требованию к вывескам и рекламе на фасадах исторических зданий, которое было разработано Студией Артемия Лебедева по заказу Москомархитектуры. Несмотря на то, что дизайн-код был разработан для одиннадцати улиц, практически все завершенные в прошлом году реконструкции были согласованы с этим правилом.

Тверская улица постоянно меняется. Последнее масштабное обновление закончилось в 2013-м. Кроме того, что фасады практически полностью очистили от рекламы, а а вывески привели к дизайн-коду, на центральной улице столицы поставили новые лавочки, клумбы и урны.

О Пятницкой улице на «Живой Москве» выйдет несколько материалов — так много изменений было сделано в ходе ее реконструкции. Первый пост, по традиции, рассказывает о происхождении названия и истории улицы. Но нам, в первую очередь, интересно, что вывески были заменены на рекомендованные «дизайн-кодом», расширены тротуары, проложена велодорожка и организована парковка.

Хотя здания на Тверской площади и были пересмотрены с точки зрения дизайн-кода, например, их очистили от рекламы на крышах, в глаза бросается исчезнувшая парковка у памятника Юрию Долгорукому. К тому же там появились клумбы, а сама площадь стала постоянным местом для проведения различных ярмарок и фестивалей.

Переулок, соединяющий Большую Татарскую и Ордынку несколько лет назад стал пешеходным. Это кардинально изменило его облик – из типичной улочки с хаотичной парковкой Климентовский превратился в прогулочную зону с большим количеством кафешек, лавочек и новыми фонарями. И, конечно, фасады стали много культурнее после того, как избавились от разношерстных вывесок и рекламы.

1-я Тверская-Ямская пока только в ожидании масштабной реконструкции, но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Владельцев торговых площадей обязали заменить вывески в соответсвии с дизайн-кодом столицы, и даже несмотря на то, что некоторые пренебрегли качественным выполнением работы, как МТС например, 1-я Тверская-Ямская уже стала визуальнее немного приятнее. Теперь ждем полного обновления.

На Николоямской исчезли огромные рекламные баннеры, вывески привели к дизайн-коду, обновили дорожную разметку и кое-где запретили парковку. Тем не менее, многие здания находятся в удручающем состоянии – на фотопарах видно, как обваливаются фасады и ржавеет крыша. Еще один пример того, как власти пытаются сделать что-то хорошее, упуская из виду очевидные проблемы или просто их игнорируя.

Большую Дмитровку 2013-го и 2015-го года даже нельзя сравнивать – из четырехполосной, вечно прозябающей в пробках дороги она превратилась в прогулочную зону с клумбами, лавочками и велопарковками. Да и приведение вывесок к дизайн-коду не могло не улучшить ее внешний вид. Но за визуальной красотой скрываются свои проблемы. Например, на Б. Дмитровке много административных и офисных зданий, а мест для парковки практически нет, и как следствие машины паркуют прямо на тротуарах, причем особенно этим грешат сотрудники местного ОВД.

Кто бывал раньше на Арбате, помнит пестроту вывесок и рекламных конструкций, которые кричали о себе с каждого фасада. Но совсем недавно все это безобразие было приведено к дизайн-коду столицы, хоть улица и не входит в список, для которых он был разработан. Кроме этого власти поставили лавочки и новые фонари, сократили до минимума уличных торговцев и зазывал. Некоторые москвичи считают, что эти изменения лишили Арбат «души», но тут уж каждому решать самостоятельно, стало лучше или хуже.

Одна из самых дорогих улиц мира (входит в топ-10) в 2012 году стала полностью пешеходной. Рекламные тумбы, завлекающие посетителей в бутики, демонтировали и поставили на их месте лавочки и урны. Фасады домов привели к дизайн-коду, а блоки кондиционеров покрасили в цвет зданий. После реконструкции Столешников продолжил пешеходный маршрут от Рождественки через Кузнецкий Мост.

Не забывайте добавлять Живую Москву в закладки и подписывайтесь на социальные сети:

P.S. Напоминаю про конкурс!

В нашей группе Вконтакте мы запустили конкурс среди подписчиков с возможностью выиграть сертификат на квест для компании из 4-х человек от «Клаустрофобии» или экскурсию по Москве.

Правила конкурса до безобразия просты:
1. Вам надо быть подписанным на группу Вконтакте.
2. Сделать репост записи с информацией о конкурсе
3. Быть живым человеком с фотографией в профиле и любить Москву

Источник

Дизайн-код: красивая упаковка или функциональный инструмент?

Дизайн-код в городе – свод визуальных правил, в соответствии с которыми оформляются фасады зданий, торговые объекты, общественные пространства. Дизайн-код может быть креативным, директивным или интуитивным, он может касаться объектов градостроительства, таких как дороги и кварталы. И малые города, и исторические поселения сегодня стараются придерживаться визуальной целостности.

дизайн код города москвы

дизайн код города москвы

дизайн код города москвы

дизайн код города москвы

дизайн код города москвы

дизайн код города москвы

дизайн код города москвы

дизайн код города москвы

В ходе кейс-дискуссии «Дизайн-код: красивая упаковка или функциональный инструмент?», организованной Институтом Генплана Москвы, ее участники поговорили обо всех аспектах городского дизайн-кода, чтобы понять, нужен ли дизайн-код вообще или это излишество нового времени, а затем разобрали на конкретных примерах, как дизайн-код влияет на облик города.

В мероприятии приняли участие:

Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов Института Генплана Москвы, Ксения Голубева, руководитель Проектного отдела фонда «ДОМ.РФ», Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления Архитектурного совета, Петр Кудрявцев, основатель компании Citymakers, Любовь Субботина, член «Союза Дизайнеров Санкт-Петербурга», главный архитектор-дизайнер ледовой арены — СКК «Петербургский». Модерировал дискуссию главный редактор интернет-издания Archspace Александр Змеул.

Открывая дискуссию, заместитель начальника Управления Архитектурного совета Сергей Глубокин напомнил, что именно первый дизайн-код в Москве по вывескам и информационным конструкциям превратил столицу в то, что есть сейчас, позволил сделать ее визуально комфортным городом без информационного шума. После этого дизайн-код применялся на отдельных территориях Москвы, например, на территории ЗИЛа, который можно считать примером целостной реконструкции территории.

«Сейчас с коллегами мы разрабатываем два документа, которые будут носить рекомендательный характер и содержать минимальные требования к архитекторам, обозначив нижнюю планку. Загонять всех в жесткие рамки типовых решений не хотелось бы», – подчеркнул Сергей Глубокин. Основатель компании Citymakers Петр Кудрявцев в свою очередь заявил, что дизайн-код в городах, конечно, нужен, но этот документ должен быть живым и гибким. Ведь главный вопрос состоявшейся дискуссии – граница стандартизации и авторства.

Начальник управления перспективных проектов Института Виталий Лутц представил кейс дизайн-кода для транспортной инфраструктуры на примере Юго-Восточной хорды. «Транспортная инфраструктура – не очень характерный объект для дизайн-кодирования. Тем не менее, и сама постановка задачи, и идея работы иллюстрирует важнейший градостроительный тренд на антропоцентризм», – пояснил он.

О том, каким может быть дизайн-код для транспортной инфраструктуры, Виталий Лутц рассказал на примере новой автомагистрали – Юго-Восточной хорде, выделив две важнейшие цели в оформлении магистралей: гуманизация сооружения и создание узнаваемого его образа.

Обсудив тему дизайн-кода мегаполисов, участники дискуссии перешли к теме среды малых городов. Руководитель Проектного отдела фонда «ДОМ.РФ» Ксения Голубева рассказала об особенностях дизайн-кода в исторических городах, а также ответила на вопрос, есть ли какая-то универсальная формула работы с такими территориями, подчеркнув, что уже внедряется дизайн-код для разных территорий таких городов как Суздаль, Иваново.

А вот в Санкт-Петербурге, как ни странно, дизайн-кода не существует, отметила член «Союза Дизайнеров Санкт-Петербурга» Любовь Субботина. Тем не менее, в городе есть позитивный опыт преобразования огромных пространств. Таких, например, как Сенной рынок в самом центре Санкт-Петербурга. Там была проделана большая работа по реконцепции территории, убран весь визуальный шум, организовано пространство для пешеходов, туристов. «Сегодня облик Сенного рынка очень изменился. Люди увидели, насколько эффективной может быть работа по «вычищению» пространства. Этот опыт стараются применять и в других районах города, а значит, процесс по формированию дизайн-кода Санкт-Петербурга начался, этот процесс идет», – заявила она.

Источник

Дизайн-код Москвы

дизайн код города москвы

Началось все с призывов известного дизайнера Артемия Лебедева, который был возмущен безобразным размещением рекламных конструкций на улицах Москвы. Частенько в своих постах он высмеивал аляповатые вывески, которые загораживали архитектурные особенности старинных особняков, нависающие над первыми этажами уродливые конструкции, изготовленные из дешевого пластика и никак не гармонирующие с общим тоном здания. Он призывал изменить облик столицы, убрав слишком крупные рекламные конструкции, заменить их на аккуратные и более сдержанные.

дизайн код города москвы

Сравнения с чистенькими европейскими городами, в которых даже реклама соответствует образу всего города и отличается лаконичностью, были не в пользу московских. Эти возмущения привели к заказу московского Комитета по архитектуре и градостроительству на создание архитектурно-художественной концепции для города Москвы. В итоге, Артемий Лебедев со специалистами своей студии, занимающейся разработкой веб-дизайна и разработкой оригинальной рекламы, создал Дизайн-код Москвы. Студия, совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением Москомархитектуры, разработало архитектурно-художественную концепцию на установку рекламных конструкций для 11-ти улиц города, которые расположены в центре. На основе этой концепции было составлено руководство, по которому владельцы коммерческих объектов должны были преобразовать существующие рекламные вывески и сделать их более аккуратными.

дизайн код города москвы

Постановление Сергея Собянина

25 декабря 2013 года мэром Москвы Сергеем Собяниным было подписано постановление, в котором говорилось, что любая организация может установить одну рекламную вывеску на том здании, которое она занимает, причем, установлена она должна быть по новым правилам. Если же возникнут споры и нежелания со стороны владельца, то вывеска должна быть просто демонтирована. На основе этого постановления студия Артемия Лебедева разработала правила установки конструкций для 300 зданий в самом центре столицы. Было решено отказаться от кондиционеров, которые выставлялись в окна и уродовали фасады зданий, от пластиковых окон с разнообразными конструкциями, расцветками и размерами, от спутниковых тарелок, торчащих повсюду. Также проект распространялся на замену входных дверей с облупленной краской, царапинами всех размеров, вмятинами и перекосами. Было решено облагородить и подъезды домов, выходящих на центральные улицы. Конечно, реакция владельцев рекламных конструкций была негативной, ведь стоимость новых вывесок и щитов никто не возвращал. Посмотрите видео:

дизайн код города москвы

Вначале проект был запущен в пилотном режиме, выяснялись все нюансы, особенности, технические возможности. Уже через пару месяцев проект признали успешным, и постепенно, Дизайн-код распространился на всю Москву. В разработке проекта принимали участие главный архитектор города Сергей Кузнецов, а также главный московский художник Татьяна Гук, которые оказывали всестороннюю поддержку и помощь специалистам студии.

дизайн код города москвы

Особенности разработанного руководства

Помимо общих рекомендаций по размещению рекламных поверхностей на фасадах исторических зданий Москвы, включены рекомендации о том, как сделать каждую вывеску гармоничной и сочетающейся с цветом и архитектурой здания. Было обращено особое внимание на улицы Большая Садовая, Рождественка, Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост, 1-я Тверская-Ямская, Воздвиженка, Тверская, Петровка, а также в Столешниковом и Камергерском переулках. Особое внимание уделено Арбату и Новому Арбату. Руководство призывает всех владельцев принять участие в улучшении внешнего вида города. Одновременно упрощен процесс получения разрешений на монтирование вывесок. Дизайн-код подразумевает соблюдение единых для всех правил.

дизайн код города москвы

Так, к примеру, рекомендовано отказаться от надписей, которые нанесены на сплошные полотна баннеров или наклеенных на плексиглас. Гораздо лучше смотрятся отдельно выпиленные буквы. Причем эти буквы должны располагаться таким образом, чтобы каждая из них отбрасывала на фасад собственную тень. Промежутки, оставленные между буквами, позволяют не прикрывать фактуру здания, пропускают солнечные лучи и смотрятся намного эстетичнее, не сливаясь друг с другом. Появляется своеобразная легкость, ажурность, конструкция не отягощается дополнительными элементами. Запрещены также световые короба, которые выглядели слишком пафосно, нависали над входами, давили своим ярким люминесцентным светом. Упразднены мигающие, гудящие, раздражающие вывески, остались только аккуратно вырезанные объемные буквы, которые крепятся прямо к фасаду. Можно расположить и логотип, который также должен быть выпилен в виде объемной фигуры.

дизайн код города москвы

Положение из руководства

Составленное руководство призывает учитывать особенности архитектурного облика здания, не допускать заклеенных баннерами витрин и ниш, которые создают нежилой и запущенный вид. Недопустимо закрывать проемы окон, заклеивать или загораживать конструкциями декоративные детали фасадов. Использовать полупрозрачные конструкции, которые будут максимально вписываться в дизайн строения. Вместо сплошных подложек использовать только вырезанные объемные буквы, крепящиеся непосредственно к фасаду и отбрасывающие тень на здание.

дизайн код города москвы

Как готовился проект

При создании проекта была проделана масса работы, которую, к тому же, никто прежде не делал. Вначале от заказчика были получены фотографии и чертежи текущего положения рекламных конструкций. Были рассмотрены сотни примеров подобных проектов в других городах мира, которые уже имеют опыт в оформлении коммерческих объектов вывесками. После того, как наиболее привлекательные варианты были отобраны, в студии стали выбирать наиболее важные места, которые нужно было заменить немедленно и в первую очередь. Как выяснилось, разработать новый дизайн для всех вывесок просто нереально. Кроме вывесок работа шла и в переоформлении других видов рекламы: панель-кронштейнов, флагов, навесов, указателей, табличек. Всему зданию нужно было придать общий облик, который, к тому же будет перекликаться с оформлением соседних строений.

Для новых вывесок был сделан фотомонтаж. Затем сделаны фотографии, которые показывали, как каждая из конструкций будет крепиться к фасаду, из чего она будет сделана, какой вид подсветки используется. Была учтена «точка зрения» прохожих, снимки производились как бы со стороны их взгляда, выяснялось, какие части конструкции будут заметны с тротуара. Самыми безобразными были вывески и афиши культурных заведений, которые не слишком беспокоились о внешнем виде рекламы. Некоторым учреждениям студия Лебедева предложила свой вариант баннеров и вывесок.

дизайн код города москвы

дизайн код города москвы

Что изменилось после принятия руководства

Арбат

На Старом Арбате исчезла реклама, сменились кричащие вывески, удалились зазывалы, и поутихла ревущая музыка. Существующая сейчас реклама более лаконична, не давит своими размерами и кричащими красками. С «Хард Рок кафе» убрали нависающие электрогитары, пивную крышу. Все вывески подчинены одному общему дизайн-коду, владельцев заставили удалить декоративные панели. Руководство ресторана «Генацвале» подошло к процессу творчески: здесь подкрасили рамы окошек, подновили кувшин, сменили вывеску, убрали рекламную тумбу. На Арбате заменили фонари, установили новые скамейки. В мае 2016 началась глобальная реконструкция улицы.

дизайн код города москвы

Тверская площадь

Эта площадь постоянно радует москвичей и гостей столицы. Фасады и крыши домов полностью очистили от рекламы, исчезла парковка возле памятника Юрию Долгорукому, установлены новые урны, лавки, разбиты клумбы. Теперь здесь часто проводят ярмарки, городские мероприятия.

Это лишь несколько примеров, подобное произошло и на других улицах Москвы.

дизайн код города москвы

Мнение рекламодателей

Конечно, многие рекламные агентства были не только недовольны принятым руководством, но и вообще остались без работы. Ведь их специализация была связана именно с производством таких вот, попавших под запрет табличек, вывесок и других объектов. Владельцам предприятий пришлось тратить рекламный бюджет на замену конструкций, на их демонтаж и создание новых объектов. Да и размеры конструкций, которые стали намного скромнее, поубавили приток денежных средств к производителям такой рекламы. По мнению некоторых горожан, некоторые части города потеряли свой облик, стали более скучными и безликими. Другие же не устают восхищаться обновленными и нарядными улицами, в которых видны исторические объекты, а не броские рекламные баннеры и плакаты.

дизайн код города москвы

Что происходит с наружной рекламой сейчас

Крупноформатная реклама стала возвращаться. Теперь рекламодатели нашли новые лазейки для того, чтобы обойти закон. На глухих торцах зданий стали вновь размещать рекламу, теперь называя ее стрит-артом. Вначале были скромные попытки нарисовать действительно привлекательные картины, изобразив в уголке крошечны логотип. Но видя, что попыток никто не пресекает, логотипы стали больше, а стены теперь покрывают гигантские граффити. Если прежде на стенах изображали автомобили, спортивный инвентарь, мобильные телефоны, которые обходились в 250-400 тысяч рублей в месяц, то теперь появились крупные изображения стюардесс от Аэрофлота и вовсе непривлекательные панно от разных не слишком законопослушных рекламодателей. Цена на такие творения скрывается, так как легальных разрешений на такое творчество в Москве не выдают. Как заявил глава департамента СМИ и рекламы Иван Шубин, его организация не позволяет размещать граффити на стенах домов. Подобные разрешения запрещены как федеральным, так и московским законодательством. Видео:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *