галактика дресс код на высоту
Официальный дресс-код деловой дамы: 12 правил, которые подчеркнут ваш статус
Несмотря на то, что в современном обществе принято избегать любых рамок и ограничений, строгий деловой стиль по-прежнему востребован. Да, представление о деловом луке немного изменилось, однако главные посылы сохранились. Деловой стиль – это отражение статуса носителя. Показатель его характера, настроя, отношения к делу, окружающим и самому себе. Все наряды выверены, все правила соблюдены. Женщина, следующая ему, уверена в своем образе и статусности.
Главная сложность делового стиля – соблюдения всех «можно», «обязательно», «желательно» и «категорически запрещается». И сегодня мы расскажем о 12-ти правилах делового дресс-кода, следуя которым вы сумеете с ней справиться!
1. Четко определяем допустимый подтип стиля
Прежде всего нужно понять – не существует универсального делового стиля на все случаи жизни. Официальный стиль – понятие емкое. Принято выделять как минимум три подтипа:
Первый – самый строгий и консервативный, не терпит креатива и индивидуализма. Все подчиняется строгим правилам, никаких длинных юбок, обтягивающих брюк или макияжа, тона преимущественно темные.
Неформально деловой – более свободный, позволяет экспериментировать со стилями и цветами, подстраивается под личное виденье и правила организации.
Третий – золотая середина: путем добавления одного элемента может превращаться в неформальный деловой, а может и становиться строгим формальным. Все это на усмотрение женщины.
2. Выбираем закрытую обувь
Один из главных атрибутов формального делового стиля – закрытые туфли. Это подходящая обувь и для строгого офисного дресс-кода, и для формально-деловых мероприятий. Босоножки, балетки, сандалии или кеды – ничего из перечисленного не подходит для делового стиля.
Обязательно помним про тонкие чулки, колготки телесных оттенков в теплое время года, а также о темных плотных моделях в холодный период.
3. Подбираем классические цвета гардероба
Гамма цветов, наиболее характерная для делового стиля – темные оттенки синего. Далее следуют ахроматические цвета (черный, белый, серый), а замыкает четверку лидеров коричневый. Если дресс-код не строгий, тогда подбирать тон необходимо в зависимости от внешности и цветотипа. Темно-синий подчеркивает ваш статус и возможную бескомпромиссность, синий с серым или черным символизируют нейтралитет и размеренность.
4. Обращаем внимание на высоту каблуков
Высота каблука – не более 5-7 см. Шпильки и стилеты возможны для особых событий, но для официального дресс-кода только устойчивые каблуки не выше 5-7 см (для строгого и вовсе не более 3 см).
5. Отказываемся от коротких рукавов
Длинный рукав – еще одно требования офисного дресс-кода. В большинстве случаев допускается рукав ¾. Кстати, он еще и самый удобный, поэтому это скорее не правило, а приятный бонус.
6. Говорим “да” натуральным тканям
В дневной деловой одежде допустимо использование трикотажа. Изделия при этом должны быть максимально лаконичными: без глубоких вырезов, пайеток, люрекса или стекляруса.
7. Креативность не приветствуется
Поле для экспериментов – стиль Шанель. Именно к нему можно обратиться, если хочется внести немного пикантности в свой образ. Романтика, спорт, абстракция, авангард, фольклор – все это не про деловой стиль. Но вы можете позаимствовать из них один из элементов своего костюма. Для комбинирования лучше обратиться за помощью к профессиональному имидж-консультанту.
8. Соблюдаем требования в соответствии с возрастом
Формальный деловой стиль считается универсальным, но имеет определенную возрастную градацию. После сорока следует отдавать предпочтение прямым юбкам, невысоким каблукам, платьям свободного кроя и крупным украшениям. Брюки допустимы только в том случае, если верхняя часть костюма прикрывает ягодицы.
9. Помним о сезонности в деловом стиле
Для холодного времени года подойдут качественные материалы и спокойные тона. Сумки лучше выбирать фактурные, портфели – в цвет туфель. Костюм можно взять из плотной шерстяной ткани и комбинировать его с юбкой и брюками.
В знойную летнюю погоду допускаются молочные, голубые, персиковые и розовые оттенки. Также можно надеть платье свободного кроя и обувь с открытой пяткой.
10. Избегаем несоответствующих стилю покупок
Из делового гардероба следует исключить:
11. Соблюдаем установленные каноны
Официальный деловой дресс-код предполагает, что значение имеет каждый сантиметр. Классические требования:
12. Помним о минимализме в аксессуарах
Официальный дресс-код разрешает не более 1-2 единиц аксессуаров на один лук. При этом ювелирные изделия ни в коем случае не должны быть вечерними. Стоит также избегать слишком ярких и крупных аксессуаров. Элегантная брошь и платок на шее – идеальное дополнение делового образа.
Помните, что в официальном стиле всегда лучше что-то исключить из своего образа, чем надеть лишнее. Исходите именно из этого правила, если чувствуете, что вас одолевают любые сомнения по поводу удачности делового образа!
Нужно ли соблюдать дресс-код на работе?
Я работаю в колцентре. С клиентами общаюсь только по телефону, то есть они меня не видят. Но руководство установило правило: приходить на работу в строгом костюме или носить блузку с юбкой. Колготки только телесного цвета, туфли только черные. В джинсах, свитере и кроссовках ходить не разрешают, хотя мне так удобнее.
Законно ли это требование? Говорят, что, если мы будем его нарушать, нам объявят выговор и могут даже уволить по статье. За джинсы? Это правда? Объясните, что закон говорит про дресс-код на работе и могут ли наказать за нарушение формы одежды.
Юля, работодатель имеет право установить дресс-код и требовать, чтобы вы его соблюдали. Но только если он все правильно оформил. Тогда при несоблюдении дресс-кода вы рискуете потерять деньги и даже работу.
Что такое дресс-код
Дресс-код — это требования к стилю или форме одежды. В трудовом кодексе нет такого термина, но работодатели все равно могут его использовать и устанавливать для сотрудников правила: в чем можно и в чем нельзя приходить на работу, ездить на встречи с партнерами или выступать перед публикой. При этом в документах необязательно будет термин «дресс-код». Это могут быть требования к внешнему виду работника, но суть такая же.
Может ли работодатель установить дресс-код для сотрудников
Да, работодатель может поставить работникам условия, как выглядеть и одеваться на рабочем месте или во время деловых встреч.
В трудовом кодексе нет прямого указания на это. То есть в списке обязанностей работников нет требования соблюдать дресс-код или правила для внешнего вида.
Но вот какая цепочка норм трудового кодекса заставит вас это сделать:
То есть работодатель может включить в трудовой договор условие о дресс-коде. Или установить правила трудового распорядка, с которыми соглашаются все работники: подписывая трудовой договор, они обязуются их соблюдать.
Если в трудовом договоре есть такие условия или отсылки к внутренним документам, это не нарушение. Такой договор можно не подписывать и поискать другую работу. Но оспорить это условие или признать его недействительным вряд ли получится. По крайней мере, если требования к внешнему виду адекватные и без дискриминации. Со стороны работодателя это не ущемление прав.
Как нужно оформлять требования к внешнему виду на работе
Дресс-код нужно соблюдать, только если требования описаны на бумаге. Например, есть локальный нормативный акт, приказ и лист ознакомления. Или требования перечислены прямо в трудовом договоре.
Требования могут быть такими:
Нельзя требовать от сотрудников:
Лучше всего, когда требования сформулированы общими фразами с обоснованием, зачем это нужно работникам и компании.
Мужчинам рекомендуется носить деловой костюм синего, черного или серого цвета. Рубашка — белая или голубая. Галстук — в классическом стиле. Носки — темнее костюма. Обувь — закрытая, классического фасона, темнее костюма и носков. Волосы короткие, стрижка — аккуратная. Пирсинг и заметные татуировки на открытых местах запрещены.
Женщинам рекомендуется носить деловой костюм с юбкой или брюками. Блузка или водолазка — белого или голубого цвета. Обязательны чулки или колготки без рисунка. Обувь — классическая, темного цвета, на устойчивом каблуке. Макияж и маникюр в нейтральных тонах. Аксессуары и бижутерия — в сдержанном стиле. Прическа — фиксированная и аккуратная, распущенные волосы ниже плеч запрещены.
Некоторые компании дают сотрудникам список магазинов, в которых надо покупать одежду, и запрещают носить бижутерию, а требуют только дорогие украшения. Возможно, работников это устраивает, потому что статус и доход позволяет соблюдать требования. Отдельно можно установить требования для командировок или деловых встреч.
Если условия трудового договора не подходят, всегда можно уволиться или попробовать договориться.
Проверьте, как описаны требования к внешнему виду в документах вашего работодателя. Если в трудовом договоре о дресс-коде ничего нет, не спешите делать вывод, что он незаконный. Возможно, об этом написано в правилах трудового распорядка или должностной инструкции. Эти документы при трудоустройстве не всегда читают, но соблюдать их все равно нужно.
Главное, чтобы такие документы были и вас с ними ознакомили.
Что будет, если не соблюдать дресс-код
Если в документах есть требования к внешнему виду, работники должны их соблюдать. Иначе они нарушают трудовую дисциплину и распорядок.
За такие нарушения можно получить дисциплинарное взыскание:
Если работник откажется соблюдать дресс-код и будет приходить на работу в джинсах и кроссовках, ему могут объявить выговор. Несколько таких взысканий — и появится повод для увольнения по статье.
Может быть, для начала сделают замечание, но если нарушение будет повторяться, тогда появится повод для выговора. Оформить такие взыскания несложно, а вот оспорить при наличии грамотно оформленных документов вряд ли получится. В судебной практике есть примеры, когда увольнение за несоблюдение дресс-кода признавали законным.
Это было не единственное нарушение работника, но оно сыграло свою роль: если работодатель захочет, он использует это при увольнении и будет прав.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как это устроено: 5 основных видов дресс-кода The Village узнал, какие дресс-коды чаще всего выбирают организаторы московских мероприятий и как их правильно соблюдать.
Обязательная форма одежды до сих пор вызывает у нас массу негатива: несогласные с правилами без стеснения приходят на балет в джинсах, в свадебных платьях на выпускной и в топ-сайдерах на события, где прописан Black Tie. Путаницу создают и люди, прописывающие дресс-код, и смягчённые правила. The Village решил разобраться, что следует надевать, если в приглашении стоит White Tie, Black Tie или, например, Smart Casual.
White Tie
Если в приглашении значится White Tie, значит предстоит как минимум приём у посла, бал или вручение премии, причём не ниже Нобелевской, потому что даже на церемонии вручения «Оскаров» соблюдают менее торжественный Black Tie. Трудно вспомнить дресс-код, соответствующий White Tie по строгости и официальности, наверное, потому, что такого просто нет.
Одеть мужчину представляется занятием чуть более простым по сравнению с подбором женского туалета. Дело в строгом регламенте: прописан практически каждый пункт наряда, так что ошибиться можно разве что намеренно. Мужчина, собирающийся на мероприятие, где прописан White Tie, должен быть в галстуке-бабочке и во фраке. Фрак, в свою очередь, должен быть чёрным — другие цвета не допускаются. Под фрак надевают жилет на трёх пуговицах, о котором нужно помнить две вещи: он должен быть только белым и всегда полностью застёгнутым. Из обязательных аксессуаров — давшая название дресс-коду белая бабочка и белый платочек, из желательных — карманные часы, белые перчатки и, как бы это ни казалось шуткой, тонкая тросточка.
У женщин всё немного сложнее хотя бы потому, что у платья в пол, без которого на мероприятии White Tie лучше не появляться, фасонов больше, чем у классического мужского фрака. Если выбор этого фасона ещё предоставляется женщине, то в остальных деталях самодеятельность исключена: волосы должны быть непременно уложены в причёску, глаза и губы накрашены, а руки закрыты перчатками максимальной длины, соответствующей, однако, длине рукава платья. На плечах может быть, но не обязательна, меховая накидка. Без драгоценностей тоже лучше не приходить — их можно взять напрокат, лишь бы камни были настоящими. С собой можно и нужно взять крошечную сумочку.
Black Tie
Black Tie — всё ещё официальный и торжественный, но более распространённый и простой дресс-код. Это стиль свадеб, праздничных приёмов или театральных премьер.
У мужчин он всегда подразумевает смокинг — пиджак с атласным воротником и лацканами, строгие брюки из той же ткани, что и смокинг, и, собственно, чёрную бабочку с прямыми углами. Главное правило, касающееся бабочки, — она должна завязываться, а не прикрепляться к сорочке как значок. С обувью всё просто: выбирать придётся из классических дерби или оксфордов, лишь бы они не были лаковыми.
Женщин на такие мероприятия ждут одетыми всё в те же длинные вечерние платья либо, в зависимости от степени торжественности события, коктейльные платья не выше колена. Здесь по-прежнему приветствуются украшения, но теперь можно обойтись дорогой бижутерией. Меховую накидку тоже можно оставить дома, как и остромодные платья из последних коллекций японских дизайнеров. Всё должно выглядеть максимально благородно и элегантно, поэтому единственный вариант обуви — туфли на каблуке.
Cocktail
Мероприятие с дресс-кодом Cocktail не подразумевает такой строгости, как White Tie и Black Tie, но тоже полно нюансов, которыми не стоит пренебрегать.
Вместо смокинга мужчины могут надеть классический тёмный костюм, а монохромную бабочку заменить более яркой или вообще отказаться от неё, возможно, в пользу галстука. Подвязываться шёлковым поясом тоже уже не обязательно, главное, не забыть держать расстёгнутой нижнюю пуговицу пиджака, выставить из рукавов накрахмаленные белоснежные манжеты не более чем на два сантиметра и надеть такие носки, которые в случае закидывания ноги на ногу или на стол не показали бы и миллиметра голого тела. О том, что носки должны быть темнее брюк на пару тонов, а галстук должен касаться пуговицы на брюках, упоминать, кажется, не нужно: эти правила касаются любого дресс-кода на любом мероприятии.
Коктейльное платье — самый подходящий вариант для женщин. Ориентируясь на характер события, можно даже надеть платье длиной намного выше колена, но с компенсирующим эту вольность строгим верхом. Туфли опять-таки — на высоком каблуке.
Smart и Business Casual
Довольно часто в приглашениях на корпоративные мероприятия или бизнес-встречи можно увидеть приписку «Дресс-код: Smart Casual или Business Casual». В этом случае правила того, как нужно выглядеть, несколько размыты и зависят от времени суток.
Сложнее дресс-кода бизнес-встреч, пожалуй, только выбор между оксфордами и дерби к смокингу. Впрочем, либерализация последних десятилетий коснулась и моды на деловые костюмы. Сегодня ничего зазорного нет в том, если мужчина появится на встрече в пиджаке с мягкой или даже естественной линией плеч, в свободных подвёрнутых брюках. Обязательными остаются классические туфли (отступления допустимы лишь в цвете и степени лакированности). Твинсет — водолазка и кардиган — тоже вполне уместен в паре с теми же, как будто великоватыми, но чуть зауженными книзу брюками.
Самый опасный вариант — смокинг или очень качественный пиджак с джинсами или даже шортами: можно позволить, если нет никаких сомнений в собственном вкусе и адекватности партнёров. Самый скучный, но и самый беспроигрышный — классический, в меру строгий деловой костюм тёмного цвета, однотонный или в почти незаметную полоску. При большом желании официальность можно подчеркнуть галстуком, причём необязательно узким, а вот бабочку лучше поберечь для увеселительных мероприятий. Если же встреча назначена на утро или день, удачным будет светлый костюм-двойка. Опять же от характера мероприятия и чувства юмора коллег зависит возможность экспериментировать с цветом.
Для женщин есть несколько возможностей разнообразить наряд: необычный цвет и необычная обувь. Одежда не должна быть вычурной: классический элегантный стиль на деловых встречах предпочтительнее, но при отсутствии ярких деталей легко показаться скучной.
На переговорах с иностранными партнёрами или важных деловых встречах могут установить дресс-код Btr (Business Traditional). Это значит, что выбора вам практически не оставляют: мужчины должны надеть классический однотонный или комбинированный костюм, женщины — приталенный брючный костюм или платье-футляр с жакетом. Впрочем, при своей строгости Btr ещё оставляет возможность для фантазии, в отличие от Bb (Business Best). Здесь всё предельно просто: мужчина надевает тёмно-синий костюм, белоснежную рубашку, галстук любого оттенка красного, классические нелакированные туфли и не забывает о запонках; женщинам лучше отказаться от отдельно взятых юбок и жакетов и надеть серый, бежевый или тёмно-синий костюм с чулками и туфлями на 3–5-сантиметровом каблуке.
Костюмированные вечеринки
Костюмированные вечеринки в Москве не такая уж редкость. Чаще всего они совпадают с юбилеями клубов, приездом никому не известных и всё равно очень крутых групп и выходом ностальгических фильмов о давно минувших днях. Причём в приглашении могут дать лишь туманный намёк на то, как надо выглядеть, и придумывать наряд придётся самостоятельно. Иногда организаторы помогают настроиться на нужный лад с помощью мудбордов, как это делала в прошлом году «Солянка», отмечавшая четвёртый день рождения трёхдневной цирковой вечеринкой. Если вы до смерти боитесь клоунов или не готовы возвращаться ночью домой с килограммом грима на лице, можно соблюсти дресс-код при помощи нескольких характерных деталей (одна может оказаться неубедительной, особенно если на входе фейсконтроль). Самый большой риск на таких мероприятиях — использовать самую распространённую трактовку предлагаемого образа и оказаться одним из сотни людей в одинаковых оранжевых париках.
Универсальные правила
Если в приглашении ничего не сказано о спутнике, то есть не написано, на сколько лиц оно распространяется, то на деловое мероприятие лучше прийти одному.
Общее правило для всех гостей и мероприятий: осенью и зимой одежда и обувь должны быть темнее, чем весной и летом.
На утренних и дневных мероприятиях уместнее кожаные или замшевые женские сумочки, на вечерних — сделанные из парчи, шёлка или расшитые бисером.
При выборе наряда всегда отдавайте предпочтение натуральным тканям, избегайте синтетики.
Андрей Фомин
Организатор Bal des Fleurs и других светских мероприятий
Я организую огромное количество мероприятий, но самое яркое и значимое — Bal des Fleurs. В пригласительных мы пишем «Riviera style» — это дресс-код Лазурного берега: светлые брюки, яркие пиджаки. А то, что в Москве называется балами, — ненастоящие балы. Самым кощунственным для русского человека дресс-кодом я считаю пресловутый Black Tie, потому что, как бы ни старались мои коллеги навязать в Москве этот дресс-код, он там неорганичен. Настоящий Black Tie лично я видел только в Великобритании на балу Михаила Горбачёва. Дресс-код может быть любой, но, как сказал о наших людях во фраках Кирилл Семёнович Серебренников, они похожи на разбежавшийся оркестр. Русский человек не приучен к галстуку или бабочке, ему в нём некомфортно, он его душит.
Каким бы ни был дресс-код, человек не должен выглядеть безупречно: что-нибудь должно быть не так. Вот, скажем, я видел, как Хью Грант ходил в идеальном фраке, невообразимо причёсанный, но бабочка у него на шее висела развязанной. У богатых людей есть очень простой вариант — сходить в Третьяковский проезд и купить себе фрак, но они будут, скорее всего, больше похожи на официанта или метрдотеля. Самый универсальный дресс-код для большей части московских мероприятий для мужчины — дорогие джинсы, кеды Converse (сейчас стали популярны кроссовки Nike, но с ними сложнее) и обязательно пиджак. Недавно я побывал на балу «Стрелки», и люди там выглядели просто великолепно. Мне очень понравился подход девушек к выбору наряда и поразило, насколько органично многие из них смотрятся в винтаже.
Гавриил Егиазаров
Мероприятия, которые я режиссирую, чаще всего решают корпоративные, маркетинговые или пиар-задачи. Дресс-код, естественно, есть на большинстве из них. Гласный и негласный. Особенно когда это мероприятия с участием правительства или просто официоз с высоким руководством. На корпоративных встречах дресс-код тоже часто задаётся, но только если присутствует какая-то концептуальная задумка.
Если речь об официальных мероприятиях на высоком уровне, то в приглашениях не так часто пишут требование: всё и так понятно. Но когда хотят подчеркнуть, что можно одеться не очень строго, пишут «одежда для коктейля» или «smart casual». Для корпоративов тоже указывают дресс-код в зависимости от концепции праздника: «Сегодня у нас вечер сказок, подберите себе сказочный образ» или «Приветствуется яркий элемент цикламенового цвета». На корпоративах эти элементы одежды гостям могут просто раздать или позаботиться о прокате и всех одеть заранее.
На тех событиях, с которыми работаю я, аудитория чаще всего предсказуемая, так что с внешним видом сюрпризов не бывает. Конечно, попадаются те, кто может быть в джинсах или в милитари на официальном мероприятии с первыми лицами. Но так чаще представители СМИ отличаются. Журналисты крайне пренебрежительны к дресс-коду.
Если в приглашении ничего не сказано о дресс-коде, но речь о приёме, презентации или гала-ужине, надевайте костюм, желательно не чёрный — не ошибётесь. Думаю, девушкам особого совета не надо: вечернее платье всегда найдётся.
Если идёте на корпоратив с определённой тематикой, то не поленитесь и придумайте какой-нибудь оригинальный элемент в одежде (но не тот, который сразу приходит на ум в связи с предложенной концепцией). Если придёте неподготовленными туда, где «все в теме», сами пожалеете, что не позаботились заранее.