как сделать гигантского робота в майнкрафте
Как в Minecraft сделать робота
Майнкрафтовские колоссы
Самый распространённый вариант – робот, который станет вашей собственностью, если вы скачаете специальную карту «Механический робот». «Человеки» из этих карт бывают разные, но всех их объединяет:
Но их функции в Майнкрафте не ограничиваются устрашением и уничтожением ваших врагов. Роботы – настоящие крепости, в которых можно очень комфортно жить. Технари точно не захотят вылезать из этих «домиков». Впрочем, лучше разок поглядеть, чем миллион раз почитать, поэтому видео будет вам хорошим подспорьем в осознании того, что вам просто обязательно нужно сделать подобное чудо техники.
Ездовые роботы
Другой вид роботов называют ездовыми. В отличие от предыдущих колоссов, они совсем небольшие, но зато очень подвижные. В них можно залезать и управлять ими. Чтобы сделать их, нужно поставить на Майнкрафт мод «Magitek Mechs». Крафт вы видите на скриншоте.
Главная фишка этого робота – испепеляющий красный лазер, способный наносить три единицы урона в секунду. Управляется лазер клавишей «C». Езда на этом механизме невозможна без «кормёжки». Чтобы заправить топливом вашего робота, нужно подойти к нему, зажать левый «Shift» и нажать на механизм ПКМ, после чего в слот интерфейса положить уголь. Что приятно, робот совершенно не прожорливый.
Некоторые крафтеры роботом называют также Железного голема. В принципе, отчасти это верно, но в целом это уже совсем другая история, поэтому, как его в Майнкрафт сделать, мы расскажем в другом месте.
Неординарные изобретения игроков Minecraft — машина без модов, стреляющий динамитом робот и компьютер
Вышедший 10 лет назад Minecraft открыл простую дорогу к творчеству для всех желающих. Естественно, он не мог не породить огромную волну работ. Но в песочнице воплощают не только красивые шедевры (хотя мы собрали и их), но и сложные механизмы. Чтобы вы смогли посмотреть на самые завораживающие из них, мы собрали самые необычные из них.
Поршневый транспорт
В игре существует три блока, которые оказались особенно полезными изобретателям:
Связка из этих блоков позволяет создать полностью автономные транспортные средства — они могут двигаться вперед без какого-либо толчка со стороны. Пример самого простого транспорта можно посмотреть ниже:
Но, естественно, обычной «тележкой» тут не ограничишься. Умельцы собрали машину, которая может летать во все 6 направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо), в основе которой лежат эти же детали:
Но и этого оказалось мало. Поэтому особо находчивые конструкторы создали огромного робота, передвигающегося этими же поршнями. А ещё он стреляет динамитом!
Динамитная пушка
В Minecraft строят удивительных размеров крепости и дома. Но о способах сломать их тоже не забыли.
Конечно, прицелиться из такой пушки нельзя — только полностью перестроить. Но их особенно часто используют на серверах, где группы игроков сражаются друг с другом — для нападения на вражескую базу подобная катапульта подходит как никогда.
Песни из нотных блоков
Военные изобретения можно отложить и взглянуть на что нибудь более миролюбивое — например, песни, которые в игру переносят умельцы.
Нотные блоки в Minecraft играют при активации заданную ноту. Помимо того, что можно выставить любую ноту, можно также менять её звучание с помощью прилежащих блоков — нота будет со стучащим звуком, если блок поставить на стекло, а не на землю. Огромный спектр свойств нотных блоков позволяет создавать самые разные композиции.
Ниже можно найти лишь малую часть от всех песен, выполненных в Minecraft:
Процесс, к слову, не такой и сложный — есть программа, конвертирующая песни в схемы нотных блоков. Игроку остается лишь воссоздать её в игре и готово.
Командные блоки
Отдельно стоит сказать о командных блоках.
Командные блоки являются миниатюрными компьютерами — они выполняют функцию, когда активируются. При этом, сам блок может быть активатором другого блока.
Набор команд в блоках большой, отчего возможностей у игроков с таким устройством очень много. И им охотно пользуются. Вот, например, эмуляция искусственного интеллекта — NPC, следующего за игроком.
А это — реалистичный торнадо, работающий на командных блоках.
Сигнальный дым
С последним крупным обновлением в Minecraft появились костры, от которых исходит дым, а дым, в свою очередь, можно перекрыть блоком над костром. Само собой, нельзя было обойтись без сигнальных костров. Вот только пользователь Reddit одним костром не ограничился:
Сконструировав огромную схему, он может выводить изображения разрешением 64х32 с помощью костра.
Труба гиперскорости
Движок игры способен не только на пушки. Сочетая в определённом порядке блок камня и блоки льда, пользователи смогли разогнать лодку до бешеной скорости — за 60 секунд она проходит 3000 блоков.
Это гораздо более эффективный способ, нежели железная дорога — скорость, очевидно, выше, а материалы доступнее.
Рабочий компьютер
Возможности Minecraft позволяют создать в игре полноценный компьютер. Конечно, DOOM на нём не запустить, но он поддерживает калькулятор, ввод символов с очень большой клавиатуры, отображат и меняет время суток.
Какое из изобретений вам понравилось больше всего? Есть ли у вас свои изделия?
Какое изобретение понравилось больше всего?
Как в Minecraft сделать робота
Майнкрафтовские колоссы
Самый распространённый вариант – робот, который станет вашей собственностью, если вы скачаете специальную карту «Механический робот». «Человеки» из этих карт бывают разные, но всех их объединяет:
Но их функции в Майнкрафте не ограничиваются устрашением и уничтожением ваших врагов. Роботы – настоящие крепости, в которых можно очень комфортно жить. Технари точно не захотят вылезать из этих «домиков». Впрочем, лучше разок поглядеть, чем миллион раз почитать, поэтому видео будет вам хорошим подспорьем в осознании того, что вам просто обязательно нужно сделать подобное чудо техники.
Ездовые роботы
Другой вид роботов называют ездовыми. В отличие от предыдущих колоссов, они совсем небольшие, но зато очень подвижные. В них можно залезать и управлять ими. Чтобы сделать их, нужно поставить на Майнкрафт мод «Magitek Mechs». Крафт вы видите на скриншоте.
Главная фишка этого робота – испепеляющий красный лазер, способный наносить три единицы урона в секунду. Управляется лазер клавишей «C». Езда на этом механизме невозможна без «кормёжки». Чтобы заправить топливом вашего робота, нужно подойти к нему, зажать левый «Shift» и нажать на механизм ПКМ, после чего в слот интерфейса положить уголь. Что приятно, робот совершенно не прожорливый.
Некоторые крафтеры роботом называют также Железного голема. В принципе, отчасти это верно, но в целом это уже совсем другая история, поэтому, как его в Майнкрафт сделать, мы расскажем в другом месте.
Мастерски владея построением цепей из красной пыли, можно воссоздавать невообразимые вещи. Именно из под руки настоящих мастеров и вышла карта для Майнкрафт Механический робот, скачать которую можно на данной странице. Чудо проект показывает, что в пиксельном мире возможного многое, а аудиторию игроков составляют не только дети, но и взрослые.
Робот строился в Minecraft на протяжении полугода. У создателя имеется полторы тысячи карт проекта, из которых 90% заброшены из-за неработоспособности механического гиганта. Пусть внешне робот и выглядит не самым привлекательным образом, но наделён он многими полезными и интересными функциями.
У постройки имеется кнопка запуска, пульт для механизма передвижения на четырёх ногах, динамитная пушка и запускаемые снаряды. Для перемещения в кабину управления встроен рабочий лифт. Робот на этой карте Майнкрафт состоит из цепей красной пыли и поршней. Командные блоки совершенно не используются в постройке и управлении данной машины.
Видео обзор карты
как создать робота в майнкрафте
OpenComputers/Робот
Роботы, в отличие от стационарных компьютеров, имеют возможность перемещаться по миру и взаимодействовать с ним. В то же время, они не могут взаимодействовать с внешними компонентами.
Если вам необходимо установить связь с компьютером, или другим роботом, используйте беспроводную сетевую плату, или создайте низкоуровневый протокол для связи через сеть красного камня, при помощи красной платы.
При работе, робот расходует энергию своего аккумулятора. Любое действие тратит определённое количество энергии. Точные значения энергопотребления установлены в разделе opencomputers.power.cost файла конфигурации.
Существует два способа восполнения заряда аккумуляторов: при помощи зарядного устройства или апгрейдов: солнечной панели и генератора.
При наличии апгрейда-опыта, робот в процессе работы, например — добычи руды, получает очки опыта. По мере накопления опыта робот повышает свой уровень. Чем выше уровень робота, тем быстрее он выполняет команды и двигается, и меньше изнашивает инструмент. (См. раздел opencomputers.robot.xp файла конфигурации.)
Содержание
Создание робота [ ]
Интерфейс сборщика роботов.
Для настройки и создания нового робота используется Сборщик роботов. Он позволяет подобрать комплектующие в соответствии с будущей задачей робота.
При создании вы можете использовать любые компьютерные комплектующие и апгрейды. Кроме того на робота можно установить до трех контейнеров для сменных плат или апгрейдов.
Если вы собираетесь установить на робота какие-либо программы, не забудьте добавить в конструкцию жёсткий диск. Вы можете установить операционную систему на него, или добавить в конструкцию дискету с операционной системой. В таком случае, робот будет обладать дополнительной файловой системой, с которой будет загружаться.
Крафт [ ]
До версии 1.3 [ ]
Движение робота [ ]
Правила передвижения робота
В версии OpenComputers 1.5.0, правила согласно которым робот движется в воздухе, были изменены. Теперь они выглядят так:
Параметр задается в конфигурации мода, и по умолчанию равен 8 блокам.
Для того, чтобы робот мог подниматься выше этого предела, установите в него апгрейд высоты полета.
Установка операционной системы [ ]
Для того чтобы работать с программами, робот должен обладать операционной системой. Вы можете внести дискету с операционной системой в конструкцию робота при сборке, либо снабдить его жёстким диском и после сборки установить на него систему вручную. Для этого в конструкции робота должен быть дисковод.
Программа выведет нумерованный список жёстких дисков и предложит выбрать один из них для установки системы. Если вы не дали жёсткому диску отдельного названия (см. Туториал: Работаем с дисками) он будет отображен в списке своим адресом.
Введите номер того диска, на который планируете установить операционную систему.
Программа-установщик скопирует необходимые файлы с дискеты (скорость установки системы зависит от мощности собранного вами робота). После этого вам будет предложено перезагрузить систему. Введите y (подтверждение). Теперь вы можете вынуть дискету из дисковода.
Использование [ ]
При сборке робота его аккумулятор заряжается на 50 %. Для дозарядки поместите готового робота возле зарядного устройства (не забудьте подать на устройство сигнал редстоуна, силой этого сигнала регулируется скорость зарядки робота).
Клик правой кнопки мыши откроет интерфейс робота. Здесь располагается дисплей робота (если он был добавлен при сборке), индикатор топлива, его инвентарь (активный слот отмечен зелёным прямоугольником) и слоты для инструмента, дискеты и апгрейдов.
Программы для робота удобнее писать на компьютере, затем переносить в робота на дискете. Сам робот может обладать только небольшим экраном первого уровня, что делает написание кода несколько неудобным.
Туториалы [ ]
Программы для робота [ ]
Функции [ ]
Программы для роботов используют специальный программный интерфейс:
Как в Minecraft сделать робота
Майнкрафтовские колоссы
Самый распространённый вариант – робот, который станет вашей собственностью, если вы скачаете специальную карту «Механический робот». «Человеки» из этих карт бывают разные, но всех их объединяет:
Но их функции в Майнкрафте не ограничиваются устрашением и уничтожением ваших врагов. Роботы – настоящие крепости, в которых можно очень комфортно жить. Технари точно не захотят вылезать из этих «домиков». Впрочем, лучше разок поглядеть, чем миллион раз почитать, поэтому видео будет вам хорошим подспорьем в осознании того, что вам просто обязательно нужно сделать подобное чудо техники.
Ездовые роботы
Другой вид роботов называют ездовыми. В отличие от предыдущих колоссов, они совсем небольшие, но зато очень подвижные. В них можно залезать и управлять ими. Чтобы сделать их, нужно поставить на Майнкрафт мод «Magitek Mechs». Крафт вы видите на скриншоте.
Главная фишка этого робота – испепеляющий красный лазер, способный наносить три единицы урона в секунду. Управляется лазер клавишей «C». Езда на этом механизме невозможна без «кормёжки». Чтобы заправить топливом вашего робота, нужно подойти к нему, зажать левый «Shift» и нажать на механизм ПКМ, после чего в слот интерфейса положить уголь. Что приятно, робот совершенно не прожорливый.
Некоторые крафтеры роботом называют также Железного голема. В принципе, отчасти это верно, но в целом это уже совсем другая история, поэтому, как его в Майнкрафт сделать, мы расскажем в другом месте.
Как создать робота в Minecraft?
Новый проект представляет вашему вниманию механического робота. Внешние данные механического робота выглядят вполне очень даже внушающе. У многих игроков может сложиться о нем такое мнение, что он ненавидит весь внешний мир.
У него шестнадцать полноценных орудий, а также шестнадцать совершенных возможностей готовы помочь вам разрушать все на своем пути, пока у него не закончится полный заряд батареи, равный в 90 пунктам. Внутри этого робота огромное количество механизмов, что даже развернуться негде, поэтому половина всей системы размещена под полом. В этом роботе используется более трёх тысяч командных блоков, каждый из которых запрограммирован соответствующим образом.
Рассмотрев внимательнейшим образом карту, на которой расположен механический робот, вы получите огромное удовольствие от окружающей среды, так как на ней расположено безграничное море, чистый лес и огромные горы. Также под землей находятся пещеры. Они достаточно большие и полны различных достопримечательностей, с большим количеством руды.
Для того чтобы попасть в кабину управляемого робота, нужно взять кусочек красной пыли из сундука. Подходите к темно-зеленой шерсти и глине, встаете на шерсть, ставите кусочек красной пыли и вас поднимет по коридору наверх вовнутрь робота. После того как вы подниметесь, в чат для вас придет сообщение: «Добро пожаловать в кабину». Это личное сообщение вам отправит сам механический робот.
Используя различные рычаги внутри робота, вы сможете включить свет и подсветку.
Перед тем как начать использовать возможности робота, проверьте заряд батареи, она расположена на голове робота. Обратите внимание на цифру. Если цифра составляет 90, то это максимальный ее заряд.
Теперь можно приступать к различным функциям выполнения.
Если Вы заинтересованы в приобретении или инвестициях в недвижимость, то это лучше делать непосредственно у застройщика. В этой отрасли компания Мостострой 11 является одной из крупнейших и опытнейших на строительном рынке России.
Как в Minecraft сделать робота
Майнкрафтовские колоссы
Самый распространённый вариант – робот, который станет вашей собственностью, если вы скачаете специальную карту «Механический робот». «Человеки» из этих карт бывают разные, но всех их объединяет:
Но их функции в Майнкрафте не ограничиваются устрашением и уничтожением ваших врагов. Роботы – настоящие крепости, в которых можно очень комфортно жить. Технари точно не захотят вылезать из этих «домиков». Впрочем, лучше разок поглядеть, чем миллион раз почитать, поэтому видео будет вам хорошим подспорьем в осознании того, что вам просто обязательно нужно сделать подобное чудо техники.
Ездовые роботы
Другой вид роботов называют ездовыми. В отличие от предыдущих колоссов, они совсем небольшие, но зато очень подвижные. В них можно залезать и управлять ими. Чтобы сделать их, нужно поставить на Майнкрафт мод «Magitek Mechs». Крафт вы видите на скриншоте.
Главная фишка этого робота – испепеляющий красный лазер, способный наносить три единицы урона в секунду. Управляется лазер клавишей «C». Езда на этом механизме невозможна без «кормёжки». Чтобы заправить топливом вашего робота, нужно подойти к нему, зажать левый «Shift» и нажать на механизм ПКМ, после чего в слот интерфейса положить уголь. Что приятно, робот совершенно не прожорливый.
Некоторые крафтеры роботом называют также Железного голема. В принципе, отчасти это верно, но в целом это уже совсем другая история, поэтому, как его в Майнкрафт сделать, мы расскажем в другом месте.
Программируем в мире Minecraft
Хабр, привет! Пока все обсуждают ИИ в мире Pacman, мы начнем делать свой ИИ в Minecraft с фреймворком Malmo от Microsoft Research. Pacman у нас тоже появится. Если вы любите кубический мир, или вам хотелось бы начать изучать искусственный интеллект, или у вас есть дети, с которыми вы не можете найти общие увлечения, или же вас просто заинтересовала тема – прошу под кат.
В этой статье я постараюсь затронуть несколько тем:
Minecraft: моя предыстория
Я познакомилась с игрушкой, будучи уже студенткой. Это не помешало мне в тот же день отложить все свои личные, рабочие и академические цели, и целиком уйти в кубическую вселенную. Отпустило меня тогда только через месяц, но до сих пор я с радостью захожу иногда побегать часок по любимому миру.
Для меня Minecraft стал продолжением любимой игрушки детства – Lego, исправив ее главный недостаток: постоянную нехватку деталей. Аналог Lego с безлимитными деталями, что может быть лучше.
Изучая сабж, я случайно узнала, что мир Minecraft не ограничивается игрой, мерчем, летсплеями и фан артами. В игре снимают целые сериалы, и – неожиданно – они являются довольно популярными. На мой взгляд, это забавно.
Меня очень обрадовала новость о наличии open source фреймворка для программирования в мире Minecraft. Я твердо уверена, что в будущем в подавляющем числе профессий могут понадобиться базовые навыки программирования. Фреймворк на базе любимой игрушки, на мой взгляд, отличный способ показать ребенку захватывающий мир программирования.
Malmo: основная идея
Фреймворк Malmo был создан совместными усилиями нескольких исследователей, главной целью которых было адаптировать интересный мир к экспериментам в области искусственного интеллекта. Алгоритмов ИИ по-прежнему относительно мало, и все они имеют огромный потенциал для более детального изучения и усовершенствования. Мне очень нравится, что Microsoft создает дополнительную мотивацию к изучению неизведанного.
Технические моменты
Установка
Несмотря на четкое следование инструкции, вы можете столкнуться с целым рядом проблем в процессе установки. Мои проблемы в основном были связаны с тем, что некоторые компоненты у меня уже были поставлены, но версия отличалась. Все проблемы лечатся с помощью всем известного сайта.
Поддержка ОС и языков программирования
Несмотря на смелое заявление о поддержке всех трех популярных ОС, мне показалось, что тестирование было как следует проведено лишь для ОС Windows. Победив проблемы с установкой, ваша головная боль на ОС Windows обещает закончиться. На Linux проблемы, скорее всего, продолжатся, так как поднятый сервер периодически падает, не сообщая причин. Если вы продолжите мои эксперименты – обязательно пишите в комментарях о вашем опыте.
Авторы постарались поддержать большое число популярных языков и сделали обвязки для C#, C++, Lua, Python2 и Java. Я выбрала Python.
Как играть программировать в Malmo
Логику для каждого из человечков вы можете реализовать в коде, а также можно управлять персонажем самостоятельно всем знакомыми клавишами AWSD.
Кроме сервака с клиентом и файла с логикой, мы также имеем xml файл с описанием начального состояния мира. Авторы не настаивают на его существовании, и в своих примерах они часто кладут его в строку и хранят в коде, но, на мой взгляд, удобнее сразу сделать его отдельным файлом, добавляя нужные куски по мере необходимости.
Авторы позаботились о нас и сделали внушительное число примеров, добавив к ним описание.
Мой совет: не пытайтесь начинать с нуля, возьмите за базу первый пример. В нем ничего не происходит, мы просто создаем самый простой плоский мир и присоединяемся к персонажу. В цикле while в конце вы можете по своему усмотрению добавить экшена в происходящее. Например, напишите там:
В xml файле вы можете задать режим игры:
Задайте начальное время, позицию персонажа, кастомизируйте мир: сделайте его плоским или приближенным к реальности.
Вот этот код нарисует вам Пакмана, который поедает шарики и уходит в радужный кратер:
Наконец, в xml можно добавить необходимые координаты для добавления обзора персонажу:
По умолчанию у нас нет возможности осмотреться и получить информацию о ближайших блоках. Тем не менее, мы можем сказать, что хотим знать, что находится вокруг нас. Учтите, что в этом случае нам нужно использовать относительные координаты, отсчитываемые от кубика с ногами героя. В результате выполнения подобной строчки:
Мы получим массив со строками. Каждая строка – это текстовое представление типа одного из кубиков.
Таким образом можно создать ИИ, который исследует мир, ищет что-либо и не умирает по глупым причинам. Простейший вариант без использования машинного обучения я реализовала тут.
Фичи для ИИ
Конечно же, первое, что мне захотелось увидеть для реализации алгоритмов ИИ в malmo – это возможность двигаться дискретно. В вопросе ИИ и так хватает сложностей, и не хочется добавлять ко всему прочему постоянную корректировку направления и скорости движения.
Включаем нужное в xml так:
К сожалению, этого будет недостаточно. Чтобы двигаться дискретно, ваше начальное положение должно быть строго в центре кубика:
Целые координаты поставят вас в пересечение кубов, персонаж откажется двигаться с места, никаких предупреждений и ошибок вы не увидите. В туториале об этом также не предупреждают. Я потратила около 4 часов, чтобы осознать суть проблемы и сделать координаты x и z половинчатыми. (y отвечает за высоту и не играет роли в данной истории).
Кроме этого, исследователи добавили несколько приятных фич для решения задачи обучения с подкреплением (Reinforcement Learning). Алгоритмы этого типа подразумевают постоянное награждение или наказание искусственного интеллекта за те или иные действия. Разработчики продумали этот момент и добавили возможность прописать эти действия/события в xml, избавив код от постоянных одинаковых проверок. Вы также можете задать окончание игры по наступлению некоторого события:
Например, тут мы постоянно чуть-чуть наказываем персонажа за каждый шаг, не увенчавшийся победой; сильно награждаем за победу и наказываем за смерть; наконец, завершаем раунд в случае смерти или выигрыша.
Malmo: вывод
Авторы фреймворка подарили нам потрясающую возможность погрузиться в любимый мир с другой стороны. Malmo пока что находится в бете, во многих ситуациях он… заставляет совершенствовать свои навыки в troubleshooting. Тем не менее, его плюсы перевешивают все его минусы, а тот факт того, что исходники лежат в открытом доступе на github, позволяет нам самостоятельно доделать нужное место или создать issue для исправления критических багов.
Авторы проекта по понятным для меня причинам не упоминают ни в одной из статей возможность обучать детей на основе фреймворка: ребенок вряд ли справится с борьбой с мелкими, но частыми багами. Тем не менее, я уверена, что если родитель поможет своему ребенку и будет программировать вместе с ним, это даст отличные результаты и позволит вам провести время с пользой.
Malmo Challenge: история и результаты
Кроме самого фреймворка, Microsoft также проводил соревнование на базе платформы, названной Malmo Challenge. Оно было призвано побудить ученых и исследователей к работе над коллаборативными алгоритмами. Конкурс стартовал примерно полгода назад, а результаты появились 5 июня.
Суть челленджа в следующем: у нас есть плоский мир, забор сложной формы, внутри загона бегает хрюшка и ходит 2 человека. Наша задача – создать ИИ для одного из персонажей, которых сможет взаимодействовать со вторым, чтобы вместе они загнали хрюшку в замкнутое пространство. Второй персонаж может вести себя рандомно, может управляться человеком, другим ИИ, это может быть даже второй экземпляр вашего собственного ИИ.
При этом, вы можете получить максимальное число очков, поймав хрюшку, или же получить небольшое число очков, прыгнув в лужу сбоку. Вы не получите ничего, если ваш напарник решит прыгнуть в лужу, отказавшись от взаимодействия с вами.
Эта задача в общем виде называется Охота на оленя. Она была сформулирована еще в 18 веке Жан Жаком Руссо. Несмотря на внушительный возраст проблемы, до сих пор неясно, какой алгоритм наиболее эффективно решает поставленную задачу.
Я рада поделиться с вами результатами соревнования. Меня очень удивило распределение мест в турнирной таблице.
Первое место занял проект команды из Великобритании. Авторы трезво оценили сильный недостаток времени, поняли, что они вряд ли успеют адаптировать для задачи сложные существующие алгоритмы. Они выбрали Байесовский вывод для определения типа напарника, а также Марковские цепи для непосредственного игрового процесса. И победили.
Участники, занявшие второе место, решили взять самые сложные из существующих решений, они использовали DNN, Reinforcement learning, DQN, A3C model… И это все не помогло им обойти Байеса и Марковские цепи.
Подытожим статью мыслью о том, что нужно быть проще.
Если вам хочется также попробовать создать свой ИИ, присоединяйтесь к нашему русскоязычному чату про нейронные сети в Telegram. Там вы можете задать интересующие вас вопросы, а также поделиться вашими достижениями.
Видео с моим рассказом о Malmo на встрече Петербургского Python митапа уже появилось на моем канале на Youtube. Там также есть записи других моих лекций и прочая болтовня про IT.