код профессионального стандарта сторож

Профстандарт сторожа

Профессиональный стандарт сторожа позволяет не только корректно документировать деятельность сотрудника, но и минимизировать риски конфликтов с контролирующими организациями. Помимо этого, он дает обширные возможности для корректировок действующей трудовой документации: должностной инструкции, штатного расписания и трудового договора.

Основы использования профстандартов

В соответствии с ФЗ-122, принятым в 2015 году, а также положениями статьи 195.3 ТК и постановлением Правительства №584 от 27.06.16, профстандарты носят обязательный характер для организаций, находящихся под контролем государства: как коммерческих, в которых доля владения государством превышает 50%, так и имеющих бюджетную форму. Также они необходимы тогда, когда квалификационные требования к конкретной профессии даны в законодательстве. В противном случае они носят рекомендательный характер, но их использование позволяет бизнесу получить ряд бонусов:

Важно отметить, что, наряду с профстандартами, сохраняют силу и единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС). В будущем предполагается интегрировать их в единую систему, а пока при возникновении противоречий между их положениями работодатель сам вправе выбрать актуальный документ.

Параметры документа

Для определений квалификационных характеристик сторожа можно использовать профстандарт 12.003, утвержденный Минтрудом 11.12.2015. Этот стандарт описывает позицию работника по обеспечению безопасности учреждений образования. Он состоит из четырех частей, описывающих:

Разберем содержание профстандарта более подробно.

Первая часть содержит общие данные о профессии: её цель, классификацию по коду ОКЗ (классификатора занятий), к каким видам экономической деятельности она относится.

Вторая часть дает 4 уровня квалификации, необходимых для выполнения основных профильных трудовых функций:

Каждая из этих общих функций состоит из набора конкретных обязанностей. Так, оказание поддержки включает:

Третья часть документа более подробно раскрывает содержание трудовых функций. Так, для обобщенной функции наблюдения за угрозами приводятся:

Заключительная часть содержит перечень организаций, разрабатывающих данный документ.

Внимание! Дополнительные параметры должности, которые не упомянуты в профстандарте, излагаются в трудовом договоре, должностной инструкции и прочих документах. Это относится к порядку подчинения, правилам временной замены, трудовым правам и иным профессиональным аспектам.

Основы внедрения профстандарта

Перед введением в практику организации профстандарта необходимо проделать ряд операций:

Если организация большая и изменения затрагивают значительное число работников, то рекомендуется сначала утвердить регламент, в котором перечислить сроки внедрения изменений, ответственных за это лиц и т.д.

После окончания данных процессов организация-наниматель получит возможности:

Внимание! Пока рекомендация к дополнительному обучению не носит обязательную форму, и сотрудник вправе пренебречь ею, т.к. в ТК РФ нет возможности для нанимателя уволить работника, если он не соответствует параметрам профстандарта. В этом случае можно попытаться задействовать ст. 72.1 ТК, переведя сотрудника на менее ответственную должность.

Источник

Код профессионального стандарта сторож

Обеспечение охраны образовательных организаций

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание услуг охраны образовательных организаций с использованием персонала и оборудования для предотвращения правонарушений на территории и в помещениях образовательных организаций

Группа занятий:

Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности, не входящие в другие группы

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность частных охранных служб

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Наблюдение за уровнем угроз имуществу образовательных организаций и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов

Проверка наличия и готовности постового оборудования и технических средств охраны и наблюдение с использованием пульта за уровнем угроз образовательным организациям в объектовых помещениях и внутри периметра (ограждения) на прилегающей территории, за фасадом здания, за исправностью средств инженерной защиты

Принятие под охрану и осуществление визуального контроля охраняемых помещений образовательной организации при проведении обходов, принятие мер при обнаружении нарушений

Контроль состояния безопасности при осуществлении пропускного режима в часы образовательного процесса в образовательной организации

Контроль состояния безопасности и обеспечение порядка, установленного законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами образовательных организаций при осуществлении внутриобъектового режима

Информирование руководства образовательной организации, городских или районных служб, оперативного дежурного и по необходимости патрульных (постовых) нарядов полиции на маршрутах и дальнейшие действия по конкретной ситуации

Оказание экстренной поддержки стационарным постам при возникновении угроз охраняемым образовательным организациям

Прибытие на объект охраны при поступлении сообщений об угрозах образовательным организациям и принятие мер в пределах охраняемой территории к обнаружению лиц, совершивших несанкционированное проникновение с незамедлительной их передачей сотрудникам полиции

Осуществление выборочных проверок образовательных организаций в зоне ответственности

Осуществление охраны места происшествия и имущества образовательных организаций в чрезвычайных ситуациях совместно с работниками стационарных постов

Осуществление круглосуточного руководства дежурными сменами в соответствии с оперативной обстановкой в охраняемых образовательных организациях

Обработка информационных сообщений об уровне безопасности в образовательных организациях с докладом руководству и передача указаний руководства по вопросам оперативного управления охраной

Обеспечение руководства дежурными сменами, осуществляющими охрану образовательных организаций, резервом охраны и мобильными группами

Осуществление руководства группой (участком) стационарных постов охраны образовательных организаций

Проведение подготовки образовательных организаций к безопасному нахождению воспитанников, обучающихся и студентов и плановому проведению образовательного процесса

Изучение профессиональных качеств и расстановка охранников, контроль выполнения поставленных задач по охране образовательных организаций

Ведение постовой документации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о порядке осуществления частной охранной деятельности и нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере образования

Осуществление мер по усилению защищенности образовательных организаций от возникновения критических ситуаций

Подготовка мероприятий по безопасному проведению государственной итоговой аттестации обучающихся

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наблюдение за уровнем угроз имуществу образовательных организаций и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Охранник 4-го разряда

Требования к образованию и обучению

Среднее общее образование

Профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки

Профессиональное обучение по программе переподготовки

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Медицинское заключение по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника

Личная медицинская книжка с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения

Удостоверение частного охранника

Свидетельство о присвоении квалификации 4-го разряда

Инструктаж по пожарной безопасности

Работы выполняются под руководством оперативного дежурного и начальника охраны (объекта, участка) с индивидуальной ответственностью работника

Дополнительные характеристики

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Источник

Профстандарт вахтера

Профессиональный стандарт вахтера нужен для оценки компетенции сотрудника и документирования его функций. Также он может применяться при совершенствовании организационной структуры и модернизации кадровой документации.

Правовая основа действия профстандартов

Стандарты для профессий могут вводиться в действие работодателями на обязательной или добровольной основе. Они обязательны в трех случаях:

За исключением данных вариантов работодатель сам принимает решение о целесообразности применения в своей деятельности профстандартов. Следует отметить, что их использование дает следующие плюсы:

Важно, что эти и другие возможности основываются на внедряемой Минтрудом системе профстандартов, что уменьшает риски претензий от контролирующих организаций.

Внимание! Основным законом по профстандартам является принятый в 2015-м году 122-ФЗ. Аспекты их практического применения разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

Структура и содержание профстандарта вахтера

В 2015-м году был принят профстандарт 12.003, описывающий характеристики работника по обеспечению охраны образовательных организаций, чьи основные параметры применимы и к деятельности вахтера.

В начальную часть этого документа входит описание цели профессиональной деятельности, ее группы и вида по кодам справочников ОКВЭД и ОКЗ.

В следующем разделе кратко охарактеризованы четыре профильных трудовые функции, состоящие из 16 частей. Для каждой из них указаны уровни компетенции, обязательные для исполнителя, и коды.

В третьей части функции и их составляющие описаны более досконально.

По функциям указаны:

Так, для функции по наблюдению за уровнем угроз имуществу и обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов указаны:

По составляющим указаны следующие данные:

Например, для деятельности по контролю состояния безопасности при осуществлении пропускного режима указаны:

Данные из этого раздела служат ориентиром для нанимателя по должностным функциям вахтера и обязательному для него уровню компетенции.

В четвертом разделе содержится перечень организаций, разрабатывавших документ.

Внимание! Параметры деятельности вахтера, не упомянутые в документе, рассматриваются в должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка и трудовом договоре. Речь идет о его трудовых правах, льготах и т.д.

Введение профстандартов в кадровое делопроизводство

Работодателю рекомендуется придерживаться следующего порядка операций по внедрению профстандартов в деловую практику:

После завершения данных процессов работодатель получает возможности:

Например, можно отправить вахтера проходить дополнительную подготовку для соответствия параметрам, изложенным в профстандарте.

Внимание! Вахтер не может быть уволен по причине несоответствия требованиям профстандарта. Можно лишь, применив статью 72.1 ТК, отправить его на менее ответственную работу по соглашению сторон.

Источник

Профстандарт охранника

Профессиональный стандарт охранника востребован при составлении должностных инструкций и трудовых договоров, где он используется для описания функционала сотрудника и требований к его квалификации. Дополнительно документ применяется работодателями при создании системы квалификационных показателей и проведении переаттестации сотрудников.

Развитие системы профстандартов

Первые количественные показатели по внедрению в практику профстандартов были обозначены в Указе Президента №597от 09.05.12.

В следующем году в Постановлении Правительства №23 были прописаны основы их составления и введения в практику делопроизводства.

Изменения законодательства, связанные с внедрением системы должностных стандартов, были описаны в Федеральном законе 122-ФЗ от 02.05.15. Так, в Трудовом кодексе были созданы статьи 195.2 и 195.3, описывающие процессы составления и ввода в действие профстандартов. Также в законодательство об образовании были внесены изменения, призванные объяснить процессы создания и одобрения профстандартов.

Поступившие от организаций вопросы по их использованию были разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

Профессиональный стандарт охранника

В 2015-м году Минтруд принял профстандарт 12.003, описывающий параметры деятельности работника по обеспечению охраны образовательных организаций. Основные положения этого документа подходят для описания любой охранной деятельности.

В его начальном разделе содержатся сведения о профессии охранника общего плана: ее цель, отношение к группе и виду деятельности по кодам ОКЗ и ОКВЭД.

Во втором разделе перечислены четыре трудовые функции охранника, различающиеся по квалификации, необходимой для их выполнения, а также 16 их составляющих. Каждая функция включает несколько составляющих. Так, функция по оказанию экстренной поддержки стационарным постам при возникновении угроз охраняемым объектам включает:

Третья часть документа более тщательно описывает все эти функции и их составляющие.

По каждой функции перечислены:

К примеру, для деятельности по оказанию экстренной поддержки стационарным постам при возникновении угроз охраняемым объектам приведена следующая информация:

Также указаны коды специалистов в охранной деятельности для этой функции по справочникам ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.

По составляющим частям функций указаны:

Так, для деятельности по осуществлению выборочных проверок охраняемых объектов приведены:

Сведения из этого раздела играют ключевую роль в документе, поскольку именно отсюда работодатели черпают информацию для составления должностных инструкций, штатного расписания и иной кадровой документации.

В заключительной части документа перечислены организации, участвовавшие в его написании.

Внимание! Перечисленные в профстандарте квалификационные требования можно применять для отказа охраннику в трудоустройстве или повышении в должности с помощью формулировки «не обладает необходимыми деловыми качествами».

Параметры использования профстандартов на практике

Профстандарты обязательны в трех случаях:

Если в перечисленных случаях работодатель не применяет должностные стандарты, то он несет ответственность на основании ст. 5.27 КоАП.

Зачем работодатели добровольно применяют профстандарты?

Они открывают ряд возможностей в сфере управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Так, работодатель сможет:

Важно, что перечисленные возможности базируются на внедряемых государством профстандартах, что уменьшает риски появления претензий у проверяющих организаций (ФНС, ФСС и пр.).

Возможно освобождение от должности охранника из-за его несоответствия требованиям профстандарта?

Трудовой кодекс не содержит этой возможности. Можно переместить охранника на другую позицию по статье 72.1 ТК; также можно переименовать его должность по статьям 72 и 74 ТК.

Какие документы меняются при начале использования профстандартов?

Источник

Профессиональный стандарт

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту профессионального стандарта

«Работник в области охранной деятельности»

1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности

1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности

Правовым основанием появления в России рынка частных охранных услуг послужил принятый 11 марта 1992 года Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Его принятие обусловлено:

ухудшением криминальной обстановки в стране, повлекшей рост преступных посягательств на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность граждан;

наличием у населения чувства незащищенности от криминальных и иных угроз;

изменением структуры собственности в результате приватизации и создания новых бизнесов;

растущей потребностью бизнеса и граждан в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности, личной и имущественной неприкосновенности;

выходом на рынок труда огромного количества квалифицированных специалистов, уволенных из силовых структур и правоохранительных органов в связи с их реформой.

Все это вызвало потребность у граждан и юридических лиц в дополнительной защите принадлежащих им имущественных и неимущественных прав, обеспечить которые были не в состоянии правоохранительные органы.

По данным МВД России по состоянию на 1 января 2021 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано более 20 тыс. частных охранных организаций, под охраной которых находится 836,1 тыс. объектов различных форм собственности и назначения. Наиболее крупными субъектами рынка частных охранных услуг являются частные охранные организации акционерных компаний естественных монополий. Они относятся к категории среднего бизнеса. Остальные частные охранные организации являются малыми предприятиями, большая часть из которых имеет до 100 работников. Значительная часть охранных организаций применяет упрощенную систему налогообложения.

Общая численность граждан, имеющих статус частного охранника, составляет 740 тыс. человек. На сегодняшний день Россия по количеству частных охранников на 100 000 населения занимает одно из ведущих мест в мире – 525 человек (Венгрия – 1047, Бразилия – 790, ЮАР – 625 человек).

Более чем двадцатипятилетняя практика охранной деятельности свидетельствует о востребованности охранных услуг. Так, например, только в 2018 году количество охраняемых объектов частными охранными организациями выросло на 12%. В России, как и во многих зарубежных государствах, наблюдается рост спроса на охранные услуги.

По данным экспертов ООО «Индексбокс Маркетинг» организации, оказывающие охранные услуги, чаще всего предоставляют такие услуги, как: физическая охрана объекта (95% компаний), сопровождение грузов (68%), услуги телохранителя (68%), а также обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (59%).

Основными заказчиками охранных услуг являются коммерческие организации (предприятия среднего и крупного бизнеса, в том числе, промышленные предприятия, торговые центры, бизнес-центры, сети ресторанов, социальные учреждения, гостиничный сектор), государственные структуры, физические лица. Согласно статистическим данным оплата услуг безопасности обходится российским фирмам в среднем в 3,2% годовой валовой выручки.

В целях оптимизации работы, снижения рисков и увеличения конкурентоспособности, охранные организации стремятся оказывать наиболее полный комплекс услуг. Кроме пультовой охраны, спросом пользуются тревожные кнопки и кнопки противопожарной безопасности.

Основные направления развития рынка частных охранных услуг.

Развитие рынка охранных услуг объективно необходимо для поддержания высокого уровня экономической безопасности, безопасности населенных пунктов и территорий, защиты базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности, а в конечном итоге – для обеспечения национальной безопасности.

Как отмечают эксперты в области охранной деятельности, в настоящее время насыщенность рынка охранных услуг составляет порядка 64%. В ближайшие годы этот показатель будет увеличиваться, однако изменения на рынке охранных услуг под влиянием международных и внутренних факторов будут происходить постепенно.

Его развитие в ближайшие годы обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, наличием все еще не уменьшающихся угроз для бизнеса и населения. В обозримом будущем сохранятся два основных вида угроз, от которых бизнес и население будут стремиться защититься путем приобретения охранных услуг.

Для бизнеса это внешние и внутренние угрозы.

Внешние угрозы обычно связаны с различными преступлениями против собственности, жизни и здоровья предпринимателей. Среди всех преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации за 2014 год, удельный вес преступлений против собственности составляет почти половину (45,3%). За указанный период от преступлений против жизни и здоровья погибло 35 тысяч человек, причинен вред здоровью 52,6 тысяч человек. Объективных предпосылок для значительного сокращения преступности в данных сферах в ближайшие годы, по мнению криминологов, не имеется.

Внутренние угрозы исходят от недобросовестных работников. Согласно статистическим данным ежегодно в мире в результате краж только розничная торговля теряет товаров на сумму свыше 10 миллиардов долларов. По данным социологических опросов, в 2/3 российских компаний сотрудники совершают те или иные правонарушения на рабочем месте: от воровства мелких канцтоваров и расходных материалов до махинаций и промышленного шпионажа. В 2019 году ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 436,49 млрд. руб.

Основной причиной роста спроса на безопасность со стороны населения будет являться все еще высокий уровень преступности, растущее ощущение у него незащищенности от противоправных посягательств.

Развитию рынка охранных услуг будет способствовать и появление на рынке новых объектов охраны. Соответствующие предпосылки для этого имеются. Это, например, наметившаяся тенденция по уходу с рынка охранных услуг субъектов государственной военизированной охраны, рост, пусть даже незначительный, ключевых отраслей экономики, возможный аутсорсинг объектов Министерства обороны России, заинтересованность государства в использовании потенциала частных охранных организаций в целях обеспечения общественной безопасности, защите иных законных интересов.

Основные причины, влияющие на развитие частной охранной деятельности

а) Отсутствие государственного органа, который бы представлял, координировал и защищал права и законные интересы участников данной сферы деятельности.

На сегодняшний день не существует государственного органа, занимающегося вопросами развития охранного бизнеса. Ввиду этого охранное бизнес-сообщество разобщено и не способно консолидироваться для решения масштабных задач. Наличие десятков тысяч мелких организаций препятствует целенаправленному развитию рынка охранных услуг, защите его интересов от иностранных компаний.

б) Несовершенство законодательства по организации закупок для государственных и муниципальных нужд.

Основным критерием в тендерах на охранные услуги является цена, а не качество. Заказчики охранных услуг нередко сами по причине некомпетентности или безразличия создают условия для использования недобросовестными участниками торгов демпинга для достижения победы. Требуют более детальной проработки вопросы определения начальной (максимальной) стоимости лота, размеров ее снижения и ответственности поставщиков за некачественное исполнение взятых обязательств.

в) Отсутствие стандартов качества охранных услуг.

Несмотря на то, что частные охранные организации осуществляют свою деятельность более двадцати пяти лет, отсутствуют единые стандарты качества охранных услуг. Только небольшая часть охранных структур, объединённых в рамках саморегулируемых организаций, руководствуются своими стандартами оказания услуг. Причина такого положения дел в том, что Росгвардия не занимается вопросами развития рынка охранных услуг, а охранное бизнес-сообщество не имеет единого центра управления.

Однако в ходе разработке своего стандарта исходя из анализа квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации специалистов в области охранной деятельности мы столкнулись с рядом противоречий в нормативных актах. Так, на пример:

В настоящее время из 13 должностей руководителей, специалистов, работников и служащих, активно используемых в области охранной деятельности, в квалификационных справочниках указаны:

Большая часть должностей работников частных охранных организаций в классификаторах не указана и не имеет тарифно-квалификационных характеристик.

В рамках негосударственных образовательных учреждений согласно законодательству осуществляется профессиональное обучение частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций. Остальные должностные лица находятся вне образовательного процесса. Требования к их деятельности ограничиваются должностной инструкцией.

Внесение соответствующих изменений и дополнений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, разработка типовых должностных обязанностей малоэффективно, так как сегодня государство и бизнес ориентированы на формирование национальной системы квалификаций и компетенций, основу которой составляют профессиональные стандарты.

В соответствии со статьёй 195.1 Трудового кодекса РФ «Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности».

В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

Разработка профессионального стандарта, учитывающего трудовые функции и действия, требования к умениям, знаниям и опыту работы основных должностей, обеспечивающих осуществление вида деятельности, позволяет проследить логику профессионального роста работников и разработать соответствующие образовательные программы.

1.3. Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности.

Основой профессиональных стандартов в Европе и США является стандарт ИСО-9000, на котором базируются системы управления качеством, в центре которых стоит сертифицированный работник. При этом процедуру сертификации осуществляют компетентные негосударственные, в т.ч. международные, органы, создаваемые ассоциациями работодателей (Ремесленная палата, Торгово-промышленная палата, общество Ллойда, Германский всеобщий технический союз, Британский объединённый экзаменационный совет, Общество сварщиков США и др.). А диплом об окончании профильного колледжа или университета лишь даёт право на сдачу экзамена для получения профессионального сертификата, определяющего уровень профессиональной квалификации (компетенции) или уровень ответственности, который может принять на себя работник. В США существует три вида профессиональных стандартов:

кодекс профессиональной этики, содержащий указания этического характера;

кодекс квалификационных стандартов, содержащий указания относительно опыта и уровня образования, необходимых для работы;

кодекс стандартов профессиональной деятельности, содержащий конкретные инструкции по выполнению той или иной работы.

Такой подход может быть в определённой степени экстраполирован и на разработку профессионального стандарта специалистов в сфере охранной деятельности.

В Испании в данной области работает Национальный институт квалификаций, координирующий работу технических комитетов территориального уровня, которые совместными усилиями разрабатывают национальный (модульный) каталог профессиональных квалификаций, отвечающий экономическим реалиям и, в особенности, состоянию рынка труда и уровню развития производства в конкретных отраслях и на территориях. Каждый орган (Агентство или Институт квалификаций) разрабатывает стандарты самостоятельно — для своей отрасли или территории; результаты разработки попадают в общий каталог, и ими могут воспользоваться все желающие. Работая в таком режиме, Испания планирует охватить профессиональными стандартами основные направления деятельности, активно представленные в пределах страны.

Таким образом, проблема профессиональных стандартов не нова для международной практики. Как показывает анализ современных публикаций по данной проблеме, в различных странах существует как общее, так и особенное в понимании сущности и социальной значимости профессиональных стандартов. В США и большинстве европейских стран под профессиональным стандартом понимается подробная характеристика измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженной в терминах компетенций.

При этом устанавливается, что профессиональные стандарты должны быть основаны на функциональном анализе трудовой деятельности и требований к ней, и подлежат постоянному мониторингу и обновлению. Практическая польза от профессиональных стандартов заключается в том, что они применяются для решения следующих задач:

обеспечение качества профессиональной деятельности в профессиональной области на основе единых требований к выполняемым функциям;

формирование стандартов профессионального образования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях;

разработка механизмов оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации);

формирование национальной рамки и системы квалификаций;

построение систем сертификации руководителей и специалистов в рамках отрасли или в национальном масштабе.

Профессиональный стандарт может носить «обязательный характер». В этом случае он утверждается государством и разрабатывается согласно официально утвержденным процедурам (например, как это происходит в Великобритании). Стандарт может носить «добровольный характер». В этом случае он разрабатывается отраслью и утверждается отраслевыми объединениями работодателей. Если же стандарты формируются на основе «общественного договора», они признаются в соответствующем профессиональном сообществе (например, Швеция).

В любом случае миссия профессиональных стандартов состоит в обеспечении единых признаваемых требований к профессиональной деятельности, позволяющих поддерживать ее качество, а также разрабатывать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в данной области.

Системное, полное описание трудовых функций охранной деятельности позволит решить комплекс задач:

в области управления охранной организацией – качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и обеспечивающих в совокупности достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счет рационального их распределения и организации взаимодействия специалистов;

Указанный выше опыт иностранных государств учитывают и отечественные профессиональные стандарты, в том числе, и в области охранной деятельности. 11 декабря 2015 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны учреждений образования» (12.003). Несмотря на то, что указанный профессиональный стандарт соответствует требованиям законодательства, он имеет одну характерную особенность – сферу применения вида деятельности. На сегодняшний день подготовлен проект профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны учреждений здравоохранения». Таким образом, единый вид деятельности искусственно разбивается на сферы вида деятельности. Особенности несения службы ставятся выше общих требований к должности. Так как сфер вида деятельности может быть не ограниченное количество, это существенно осложняет процесс подготовки специалиста.

Логика, практика и здравый смысл подсказывают, что для вида деятельности должны быть единые профессиональные стандарты, учитывающие основные должности руководителей, специалистов и служащих, обеспечивающих осуществление вида деятельности.

Описание трудовых функций и обобщенных трудовых функций, обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации в нашем Профстандарте:

В основу разработки профессионального стандарта была положена методика функционального анализа деятельности путем её последовательной декомпозиции. Проект профессионального стандарта сформирован на основе следующих принципов:

учет возросших требований к профессиональным компетенциям специалистов в сфере охранной деятельности;

учет образцов лучшей практики, опыта организаций, являющихся лидерами в области охранной деятельности и ориентированных на будущее;

учет объективной структуры профессиональной деятельности, сложившегося в отрасли разделения труда;

последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ) и трудовые действия (ТД), обеспечивающая полноту перечня и точность формулировок ОТФ, ТФ и ТД

измеримость (возможность проверки) степени овладения видом трудовой деятельности и соответствующими ему трудовыми функциями.

Техническое оснащение частных охранных организаций и перечень видов охранных услуг диктуют включение в профессиональный стандарт должностей, которые не осуществляют, а обеспечивают охранную деятельность, поэтому приобретение ими статуса частного охранника не нужно.

Данная конструкция позволяет полноценно применять профессиональный стандарт для всех необходимых действий с ним. Суть профессионального стандарта состоит из:

— наименование обобщенной трудовой функции;

необходимого умения (принимать решение при ЧС, применять приемы психологического и физического воздействия, умения пользоваться и применять IТ средства и спецсредства).

необходимые действия (при исполнении трудовых функций и пресечение незаконных действий, задержание лиц нарушивших правила пропускного и внутриобъектового режима)

Описание ОТФ и ТФ изложены в тексте Профессионального стандарта «Работника в частной охранной деятельности» для членов Ассоциации СРО «Содружество».

Общим Собранием Ассоциации

«Саморегулируемой организацией в сфере охранной деятельности по С-З

«Содружество» Протокол №_26/7-18 от «26» июля 2018г

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *