код специальности промышленная электроника

Приложение N 2. Перечень специальностей среднего профессионального образования

Информация об изменениях:

Перечень
специальностей среднего профессионального образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199)

С изменениями и дополнениями от:

14 мая 2014 г., 18 ноября 2015 г., 25 ноября 2016 г., 3 декабря 2019 г., 20 января 2021 г.

ГАРАНТ:

См. также справку о федеральных государственных образовательных стандартах

Коды укрупненных групп специальностей.

Наименования укрупненных групп специальностей. Наименования специальностей

Квалификация(и) специалиста среднего звена

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Техник-картограф Специалист по картографии

ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

Водоснабжение и водоотведение

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

Специалист по управлению,

эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома

ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Компьютерные системы и комплексы

Техник по компьютерным системам

Специалист по компьютерным системам

Техник по компьютерным сетям

Специалист по администрированию сети

Программирование в компьютерных системах

Информационные системы (по отраслям)

Техник по информационным системам

Специалист по информационным системам

Прикладная информатика (по отраслям)

Специалист по прикладной информатике

Сетевое и системное администрирование

Сетевой и системный администратор

Специалист по администрированию сети

Информационные системы и программирование

Администратор баз данных Специалист по тестированию в области информационных технологий

Специалист по информационным системам

Специалист по информационным ресурсам

Разработчик веб и мультимедийных приложений

Организация и технология защиты информации

Техник по защите информации

Старший техник по защите информации

Информационная безопасность телекоммуникационных систем

Техник по защите информации

Старший техник по защите информации

Информационная безопасность автоматизированных систем

Техник по защите информации

Старший техник по защите информации

Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем

Техник по защите информации

Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем

Техник по защите информации

ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

Специалист по радиоаппаратостроению

Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)

Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов

Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов

Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)

Радиотехнические информационные системы

Средства связи с подвижными объектами

Специалист по телекоммуникациям

Многоканальные телекоммуникационные системы

Специалист по телекоммуникациям

Радиосвязь, радиовещание и телевидение

Специалист по телекоммуникациям

Сети связи и системы коммутации

Специалист по телекоммуникациям

Специалист почтовой связи

Электронные приборы и устройства

Специалист по электронным приборам и устройствам

Инфокоммуникационные сети и системы связи

Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств

Специалист по электронным приборам и устройствам

ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Авиационные приборы и комплексы

Информация об изменениях:

Радиоэлектронные приборные устройства

Электромеханические приборные устройства

Оптические и оптико-электронные приборы и системы

Биотехнические и медицинские аппараты и системы

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники

Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника

Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем

Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА

Тепловые электрические станции

Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Электрические станции, сети и системы

Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях

Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем

Электроснабжение (по отраслям)

Специалист по электроснабжению

Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника

Монтаж и эксплуатация линий электропередачи

Электрические машины и аппараты

Специалист по электрическим машинам и аппаратам

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ

Атомные электрические станции и установки

Информация об изменениях:

Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники

Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики

Специальные машины и устройства

Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании

Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)

Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Специалист по технологии машиностроения

Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)

Специалист по мобильной робототехнике

Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

Технология металлообрабатывающего производства

Аналитический контроль качества химических соединений

Информация об изменениях:

Химическая технология неорганических веществ

Специалист электрохимического производства

Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Специалист производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Химическая технология органических веществ

Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

Информация об изменениях:

Переработка нефти и газа

по переработке нефти и газа

Специалист коксохимического производства

Технология пиротехнических составов и изделий

Технология аналитического контроля химических соединений

Технология производства изделий из полимерных композитов

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ

Специалист биохимического производства

Технология хранения и переработки зерна

Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Технология сахаристых продуктов

Технология бродильных производств и виноделие

Технология консервов и пищеконцентратов

Технология молока и молочных продуктов

Технология мяса и мясных продуктов

Технология жиров и жирозаменителей

Технология продукции общественного питания

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО

Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Специалист по охране окружающей среды

Защита в чрезвычайных ситуациях

Природоохранное обустройство территорий

Организация оперативного (экстренного) реагирования в чрезвычайных ситуациях

Специалист по приему и обработке экстренных вызовов

ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Бурение нефтяных и газовых скважин

Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Специалист по земельно-имущественным отношениям

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

Специалист по информационным системам обеспечения градостроительной деятельности

Специалист по аэрофотогеодезии

Специалист по геодезии

Гидрогеология и инженерная геология

Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений

Специалист по разведке нефтяных и газовых месторождений

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых

Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых

Открытые горные работы

Специалист по горным работам

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Специалист по горным работам

Обогащение полезных ископаемых

Металлургия черных металлов

Специалист по металлургии черных металлов

Металлургия цветных металлов

Специалист по металлургии цветных металлов

Литейное производство черных и цветных металлов

Специалист по литейному производству

Металловедение и термическая обработка металлов

Специалист по термической обработке металлов

Обработка металлов давлением

Специалист по обработке металлов давлением

Специалист сварочного производства

Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия

Специалист по порошковой металлургии

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Автомобиле- и тракторостроение

Специалист по автомобиле- и тракторостроению

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Производство летательных аппаратов

Специалист производства летательных аппаратов

Производство авиационных двигателей

Специалист производства авиационных двигателей

Информация об изменениях:

АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей

Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами

Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов

Летная эксплуатация летательных аппаратов

Управление движением воздушного транспорта

Производство и обслуживание авиационной техники

Техник по производству авиационной техники

Техник по обслуживанию авиационной техники

Специалист по производству и обслуживанию авиационной техники

Техническое обслуживание авиационных двигателей

Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Оператор беспилотных летательных аппаратов

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Эксплуатация внутренних водных путей

Специалист по судостроению

Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок

Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов

Эксплуатация судовых энергетических установок

Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Техническое регулирование и управление качеством

Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

Автоматические системы управления

Системы и средства диспетчерского управления

Контроль работы измерительных приборов

Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи

Технология кожи и меха

Конструирование, моделирование и технология изделий из меха

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Технология текстильных изделий (по видам)

Производство изделий из бумаги и картона

Технология обработки алмазов

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Медицинский лабораторный техник

НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И

Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Медицинская сестра по массажу /

Медицинский брат по массажу

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Лесное и лесопарковое хозяйство

Специалист лесного и лесопаркового хозяйства

Технология комплексной переработки древесины

Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Механизация сельского хозяйства

Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Ихтиология и рыбоводство

Обработка водных биоресурсов

Садово-парковое и ландшафтное строительство

Охотоведение и звероводство

Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ

Старший ветеринарный фельдшер

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Бухгалтер, специалист по налогообложению

Страховое дело (по отраслям)

Специалист страхового дела

Операционная деятельность в логистике

Коммерция (по отраслям)

Менеджер по продажам

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Специалист банковского дела

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Специалист по социальной работе

Право и организация социального обеспечения

Право и судебное администрирование

Специалист по судебному администрированию

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Специалист по рекламе

Специалист издательского дела

Организация обслуживания в общественном питании

Стилистика и искусство визажа

Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Специалист по сервису на транспорте

Сервис по химической обработке изделий

Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству

Информация об изменениях:

Специалист по туризму

Технология эстетических услуг

Специалист в области прикладной эстетики

Технология парикмахерского искусства

Специалист по гостеприимству

Поварское и кондитерское дело

Специалист по поварскому и кондитерскому делу

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Воспитатель детей дошкольного возраста

Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

Преподавание в начальных классах

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

Педагогика дополнительного образования

Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)

Специальное дошкольное образование

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием и дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

Профессиональное обучение (по отраслям)

Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

Документационное обеспечение управления и архивоведение

Специалист по документационному обеспечению управления, архивист

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Педагог по физической культуре и спорту

Тренер/Учитель физической культуры

Адаптивная физическая культура

Педагог по адаптивной физической культуре и спорту / Учитель адаптивной физической культуры

Тренер по виду спорта

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Мировая художественная культура

Специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель

Специалист в области мировой художественной культуры, преподаватель, экскурсовод

КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Народное художественное творчество (по видам)

Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель

Социально-культурная деятельность (по видам)

Организатор социально-культурной деятельности

Менеджер социально-культурной деятельности

Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам

СЦЕНИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Артист балета, преподаватель

Искусство танца (по видам)

Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель

Источник

Код специальности промышленная электроника

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS BY EDUCATION

ОК 009-2003

(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству» (ФГУП «ВНИИКИ») Госстандарта России.

Представлен Министерством образования Российской Федерации.

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

— определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

— регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

— интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации включает:

— блок дополнительных классификационных признаков.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

— укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;

Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.

Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;

3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;

5, 6-й знаки соответствуют специальностям.

Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.

Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.

Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:

Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:

— для среднего профессионального образования:

— для высшего профессионального образования:

Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.

Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.

Квалификации по направлению подготовки Геодезия

62 Бакалавр техники и технологии

68 Магистр техники и технологии,

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: «Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия».

Квалификации по специальности Прикладная геодезия:

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: «Инженер по специальности Прикладная геодезия».

Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП «ВНИИКИ» Госстандарта России.

ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.

Источник

«Самым большим работодателем является государство»: сколько зарабатывает инженер-электроник

В Иванове

Герой этого выпуска работает в ивановской компании, которая разрабатывает медицинское оборудование. Он рассказал, как создаются электрические приборы — от микроволновки до энцефалографа, чего может стоить ошибка в расчетах и почему в России инженерам-электроникам платят меньше, чем, например, фронтенд-разработчикам.

Выбор профессии

До девятого класса я был не самым прилежным учеником: двойки и тройки были обычным делом почти по всем предметам. Поэтому я собирался поступать в ПТУ. Даже отнес туда аттестат и пришел на общее собрание учащихся, но, увидев будущих однокурсников, передумал и вернулся в школу.

В десятом классе я наверстывал упущенные знания. Лучше всего давались физика и математика. Тогда же, поскольку родители давали очень мало карманных денег, я стал подрабатывать: устанавливал знакомым Виндоус, чинил компьютеры, заменяя различные комплектующие. Этому я научился сам — с тех пор как в 2008 году у меня появился компьютер, я активно изучал его устройство.

Перед тем как подавать документы в вуз, я посмотрел разные видео про профессии, в которых надо работать с техникой. Мне приглянулись специальности, связанные с электроникой и ее разработкой. Не могу припомнить, что именно меня зацепило в инженерии. Наверное, думал, что за этим будущее и инженер не останется без куска хлеба. К тому же я набрал проходной балл на бюджет — это тоже плюс.

Поступил на специальность «Системы и технические средства автоматизации и управления», или по-другому — «Промышленная электроника», в Ивановском государственном энергетическом университете. Вуз весьма престижный, находится рядом с моим родным городом — до этого я жил в области. Так что я остановил выбор на нем.

Университет пытается готовить разнопрофильных специалистов, правда, у него плохо получается. По замыслу, если после выпуска поднапрячься и переквалифицироваться, то в будущем сможешь, например:

Но представления о профессии первое время у меня были размытыми в силу неокрепшего ума: как, наверное, и большинство студентов, я не понимал, чем конкретно буду заниматься в будущем.

Мое мировоззрение и взгляды на образование кардинально изменились после летней практики на третьем курсе. Я проходил ее в компьютерном супермаркете «Никс» в Москве. Их сотрудники каждое лето приезжают к нам в университет и рассказывают о своей компании, а также об АО «Проектмашприбор», с которым они сотрудничают. После тестов по математике, физике и пользованию офисными продуктами некоторым студентам предлагают пройти там практику.

В этой организации серьезный подход к логистике и автоматизации процессов, есть отдел, в котором разрабатывают электронику для нужд компании. Там я занимался разработкой ПО для автоматизированного сварочного аппарата и еще пары приборов — в учебных целях, а также ремонтировал технику. Практика длилась месяц, но после мне предложили остаться, и в итоге я проработал там все лето.

За три месяца заработал чуть больше 100 тысяч — огромная сумма для студента из провинции с бюджетом 700 Р на неделю.

Тогда я осознал, что в университете куча ненужных предметов по специальности и не только, которые просто засоряют голову и сбивают с толку. Я даже молчу про работу над каким-нибудь практическим проектом с применением современных электронных компонентов. В итоге я окончил бакалавриат, а в магистратуру не пошел — не хотелось тратить еще два года впустую. Лучше получать практический опыт.

На четвертом курсе я решил устроиться в местную компанию, которая занимается разработкой и производством медицинского оборудования — энцефалографов, кардиографов, приборов для полисомнографии и т. д.

Пришел туда вместе со студентами, которые собирались проходить там практику, попал на собеседование к техническому директору. Рассказал о себе и о том, что я умею. Он позвал моего будущего руководителя отдела, который тоже задал мне парочку общих вопросов, а потом спросил, какая у меня любимая книга по электронике. Я ответил «Искусство схемотехники» Пауля Хоровица и Уинфилда Хилла. Ответ устроил — еще бы, это библия в мире электроники. Правда, тогда я ее только пару раз открывал.

В итоге меня взяли на неполную ставку. Платили около 100 Р в час: сколько часов я отработаю, столько и получу. После окончания вуза я устроился туда официально. Получал первое время 23 900 Р вместе с премиальной частью.

Знаний, полученных в университете, категорически не хватало — моими учителями были Гугл и опыт коллег.

На работе перед каждым заданием проводился инструктаж: мне рассказывали, что за прибор, что в нем надо изменить и почему. А обучение, по сути, проходило уже в процессе: если у меня возникали вопросы, я их задавал. Я всегда стараюсь сам найти информацию, чтобы решить ту или иную задачу. И только когда уже не справляюсь, иду к старшим товарищам. Выполненную работу проверяли руководитель отдела и главный инженер.

Первое время я писал тестовое ПО и вносил изменения в уже существующие приборы. Спустя почти два года мне по наследству перешел проект, где я выступаю основным разработчиком.

Суть профессии

Внутри каждой микроволновки, стиральной машины, телефона и любого другого устройства, которое работает на электричестве, есть печатная плата, на которой расположены разные электронные компоненты. Чтобы телефон звонил, а медицинские приборы помогали в диагностике, необходимо нужным образом соединить эти компоненты и написать специальную программу для микросхем и компьютера. Этими вещами я и занимаюсь.

Если вкратце, то список того, что я делаю на работе, состоит из нескольких пунктов.

Разработка электрической схемы. Я провожу расчеты, подбираю компонентную базу — электронные компоненты, которые смогут выполнять нужный функционал в конкретном приборе, рисую схему, которая выглядит, например, вот так:

Разработка программы для микроконтроллера, который управляет узлами прибора.

Разработка программы для компьютера, чтобы устройство можно было к нему подключить и обмениваться с ним данными.

В результате я получаю работающее устройство без корпуса, например, вот такое:

Затем я тестирую прибор, и, если все успешно, дальше проходит сертификация: нужно получить документ, который говорит, что прибор соответствует таким-то и таким-то требованиям для продажи в какой-либо стране. Например, если у вас на мониторе есть значки RU или CE, это значит, что он годен для продажи соответственно в России или Европе. Сертификация может занять месяц, может полгода, а может и год. После этого начинается серийный выпуск и продажи.

Самое сложное в этой работе — постоянная учеба. Нужно освоить большой объем информации в области электроники и программирования и набить кучу шишек: испортить оборудование, сжечь микросхему, неправильно написать код и так далее. Все это отнимает очень много времени, которое можно потратить на «погулять», но приходится вместо этого сидеть за книжками.

Чтобы написать программу для микроконтроллера, нужно прочитать его документацию — там 1000 страниц.

Все читать, конечно, не надо, но и того, что читаешь, достаточно для перегрева головы.

Больше всего мне нравится то, что я работаю в технической области знаний. И могу создавать устройства и писать программы, при помощи которых люди будут решать свои насущные вопросы, в моем случае — проблемы со здоровьем, так как я занимаюсь разработкой медицинской техники.

Место работы

Я работаю в той же компании, в которой начинал студентом. Всего у нас работает почти 300 человек.

Мы делаем приборы в давно известных областях. Например, энцефалограф — понятно, для чего он нужен и как работает, мы просто создаем свой прибор, который чем-то лучше приборов других производителей. Чтобы его создать, нужна команда: врачи, инженеры, маркетологи, менеджеры и так далее.

Команда

Менеджер продукта. Главный по какому-то направлению разработки, например полисомнографии, то есть исследованиям сна. В этом направлении у компании есть несколько приборов, и менеджер продукта продумывает, каких приборов нам не хватает и что нужно разработать, изучает рынок, следит, что есть у конкурентов и что надо нам добавить в наш прибор в будущем, координирует деятельность разработчиков.

Менеджер проекта. Главный по какому-то конкретному прибору, отвечает за оргвопросы и координацию между разработчиками, конструкторами и врачом-консультантом.

Врач-консультант. Он не только консультирует разработчиков, но и обучает врачей, которые будут пользоваться нашим прибором.

Разработчики аппаратной части — это я. Разрабатывают электрическую схему прибора, печатную плату — хотя обычно это делают конструкторы, — пишут программу для микроконтроллера, если он есть, пишут часть программы, с которой работает врач, если нужно, и так далее.

Разработчики ПО верхнего уровня. Они пишут пользовательскую программу, с которой будет работать врач. Например, эта программа будет выводить данные нашего прибора на компьютер в виде графиков, рассчитывать по этим данным разные показатели, а врач по этим показателям будет ставить диагноз.

Конструкторы. Разрабатывают печатную плату, корпус прибора, документацию для сборки прибора на производстве и делают много других вещей.

Карьерный рост в нашей компании сильно затруднен. Я проработал здесь четыре года и по-прежнему остаюсь на должности инженера-электроника. Поработав лет пять, можно стать старшим инженером-электроником. Но, например, мой коллега за пять лет разработал три прибора, поучаствовал в куче проектов, а его так и не повысили.

У нас есть несколько видов премий:

Моя новогодняя премия за 2019 год составила 80 тысяч рублей.

Коллектив у нас хороший, условия тоже. Зарплату не задерживают, отпуск оплачивается, рабочий график размеренный, в офисе есть тренажерный зал, массажное кресло, отличная кухня, проводятся танцы, зумбы и все в этом духе. Штрафов на работе я не припомню.

В Иванове есть еще два или три места, где занимаются разработкой электроники, но они не идут ни в какое сравнение с нашей компанией. Например, в одной зарплаты раза в два ниже, чем у нас, большую часть выдают в конверте, при этом выплаты задерживают, в командировки нужно ездить за свой счет, руководитель может внезапно наорать на сотрудников, отпуск дают на неделю в год. А вообще, около 90% моих одногруппников не работают по специальности.

Рабочий день

Мой рабочий день официально начинается в 9:00 и заканчивается в 18:00, но я часто прихожу в 9:40 и ухожу в 18:40 — руководство относится к этому нормально.

Просыпаюсь где-то в 8 утра, стряхиваю пыль с головы, ем кашу. Далее иду на остановку общественного транспорта, сажусь в разгромленный «богданчик» или «пазик» и еду до работы, созерцая пыльный салон автобуса с липкими поручнями, рваными сиденьями и болтающим по телефону водителем, который еще и проезжает на красный сигнал светофора. Летом я предпочитаю ездить на велосипеде.

Прихожу в офис, включаю компьютер, проверяю почту и, пока все программы открываются, наливаю чай или кофе, а потом включаю музыку в наушниках и приступаю к работе.

Иногда я целый день занимаюсь электрической схемой: разрабатываю ее или ищу причины неисправностей, выявленных в процессе тестирования. А иногда только программирую.

Сейчас, например, мне нужно обеспечить обмен данными между моим устройством и компьютером по USB. Для этого я придумываю протокол обмена — правила, по которым будет происходить обмен, — и создаю для него набор команд. Используя протокол обмена, я пишу программу для микроконтроллера и программу для компьютера, которую передам другому программисту, он по моим наработкам напишет свой код. На выходе получится программа, с которой будет работать непосредственно врач.

Время от времени приходится читать документацию или искать в интернете ответы на свои вопросы, иногда этим можно прозаниматься весь день: читаешь кучу всего, у тебя вспухает мозг, пьешь кофе и перевариваешь все это, затем начинаешь писать программу, потом думаешь, почему у тебя ничего не работает, находишь ошибки, переписываешь код — и так пока не заработает.

Если есть необходимость, мы с командой собираемся в переговорке, чтобы обсудить результаты работы, продумать стратегию и принять решения по ключевым вопросам, например перенести дедлайн. Скажем, разработка схемы может занять неделю, может месяц — как пойдет. На разработку прибора от идеи до выпуска у нас уходит от года и больше — вместе с этапом сертификации, который иногда по времени идет столько же, сколько и разработка.

Вечером, когда час пик прошел, я сажусь в мой любимый ивановский общественный транспорт (нет) и еду домой. Иногда — в какое-нибудь заведение быстрого питания или к кому-нибудь на квартиру, если организовалась встреча с друзьями. Или вместо посиделок едем кататься на великах, роликах, коньках — в зависимости от времени года.

Когда я приезжаю домой, мой рабочий день не заканчивается.

За ужином я смотрю политические и экономические новости, развлекательный контент, а потом приступаю к статьям и видеороликам на тему программирования и электроники. В час ночи отбой. И все по новой.

Случаи

Во время работы я регулярно совершаю глупые и не очень ошибки. Один раз немного накосячил с настройками принтера, когда печатал схему.

Другая ошибка стоила компании 8 тысяч рублей — за один день мне удалось спалить два тиристора. Это выключатели для управления мощной нагрузкой. Один такой тиристор стоит около 4 тысяч, и за мгновение можно эти деньги выбросить в мусорку. В этом, кстати, минус разработки электроники: измерительное оборудование и детали дорогие, в отличие от разработки программ, где нужен только компьютер.

А есть ошибки, которые могут навредить человеку. Например, был такой прибор Therac-25 — аппарат лучевой терапии, медицинский ускоритель, созданный канадской государственной организацией Atomic Energy of Canada Limited. С июня 1985 по январь 1987 года этот аппарат стал причиной как минимум шести передозировок радиации, некоторые пациенты получили дозы в десятки тысяч рад вместо нескольких сотен. Как минимум двое умерли непосредственно от передозировок. Причиной были ошибки в программном обеспечении аппарата, а принципиальной проблемой была неверная стратегия обеспечения безопасности.

Это актуально и сейчас: техника ломается, взрывается, дает неправильные показания — из-за технических неполадок или из-за ошибок при разработке и неправильных расчетов.

Например, мои коллеги разрабатывают токовый стимулятор — он пропускает через организм ток, который при определенном значении безвреден, но если его превысить, то пациент может получить ожог. Или, скажем, есть прибор для проверки слуха — если неправильно рассчитать громкость звука, можно повредить слуховой аппарат человека.

Поэтому важно писать программный код по всем правилам и проверять его, устанавливать защитные электронные и конструктивные элементы в приборе, работать с обратной связью от пользователей. Надзор разных организаций, которые сертифицируют продукцию, тоже помогает обеспечивать безопасность.

Подработки

Во-вторых, даже если получается взять заказ, возникают трудности при пересылке нужных деталей. По-любому что-то пойдет не так и надо будет их докупать или возвращать заказчику. Обмен результатами работы тоже затруднителен, так как разрабатывается материальная вещь. Например, один раз мы с напарником разрабатывали для швейной машинки устройство, которое могло бы определять, что нитка порвалась, и останавливать станок. Механизм нужно испытать на реальном оборудовании, а наш заказчик был из другого города. Ему пришлось ехать к нам со своей швейной машинкой и столом. За эту работу мы получили около 60 тысяч рублей на двоих — за пару недель.

В-третьих, нужно много дополнительного оборудования, которое стоит дорого, а в идеале еще и специальное помещение или отдельный стол для него — дома такое обустроить сложно, потому что там мало места. Не все могут это себе позволить.

Поэтому меня в этом плане больше привлекает фриланс по разработке программ верхнего уровня для компьютеров и смартфонов: работать с заказчиком легко — просто сливаешь исходники через условный гитхаб, не нужно измерительного оборудования, а платят больше, по крайней мере в России.

Доходы и расходы

По сравнению с большинством граждан нашей страны, у меня нормальная зарплата. Но относительно других стран уровень дохода по моей специальности у нас весьма не конкурентный.

Если вычесть НДФЛ, то получится, что мой среднемесячный доход был:

Но это с учетом премий, гарантированная зарплата была ниже: например, если вычесть из дохода за 2019 год новогоднюю премию, выйдет 49 859 Р в месяц.

В среднем по этой специальности мой доход находится на одной из самых низких позиций. Думаю, это связано с тем, что я живу в городе, который занимает 78 место по уровню зарплат в России.

средняя зарплата в Ивановской области по официальной статистике за май 2020 года. Это самый низкий показатель среди всех регионов

Хорошая зарплата в моей сфере начинается от 100 тысяч рублей. Потолок, судя по «Хедхантеру», это сумма в 150—170 тысяч. Чтобы зарабатывать такие деньги, нужно переехать в Москву или за границу. Кроме этого, нужны хорошие навыки и особые знания, необходимые для конкретной компании, — ведь разные фирмы занимаются разработкой в разных областях электроники и программного обеспечения.

Я поискал вакансии на «Хедхантере» и вот что нашел:

Парадоксально, что хороших специалистов в моей области дефицит, для работы нужно разбираться и в программировании нижнего уровня, и в электронике, и в программировании верхнего уровня. Но при этом зарплата мидла по моей специальности ниже, чем у фронтенд-разработчика.

В США специалист моего профиля в среднем зарабатывает 140 тысяч долларов, потолок в 400—500 тысяч долларов. Дело в том, что Америка — один из главных разработчиков электронных компонентов и электроники, начиная с умных микроволновок, заканчивая робототехникой. Там сконцентрировано много технологических компаний: Analog Devices, Microchip Technology, Silicon Labs, Texas Instruments, National Semiconductor, Tesla и другие, которые конкурируют за работника.

А у нас самым большим работодателем для специалистов вроде меня является государство — ему незачем конкурировать.

У нас мало частных компаний, которые разрабатывают и продают конкурентный продукт. В основном это госкомпании на базе советских предприятий, зачастую военная отрасль, там надо разрабатывать всякие искандеры — а я пацифист, — используя весьма специфические электронные компоненты, и при этом становиться невыездным. При этом уровень дохода там низкий. Судя по объявлениям, частные компании предлагают более высокие зарплаты. А самую большую зарплату — до 240 тысяч рублей — предлагают филиалы иностранных компаний. Но их всего несколько штук.

Изучив вакансии на glassdoor.com, я пришел к выводу, что иностранные коллеги зарабатывают намного больше. Я сужу не по суммам зарплат, хотя они и большие, а по покупательской способности, которую приобретает человек.

В барах и клубах я бываю очень редко, последний раз потратил всего 500 Р — из них 200 Р заплатил за вход.

Раз в месяц доначу известным политическим деятелям и СМИ, которые освещают важные для страны события без цензуры.

Периодически помогаю семье: например, купил маме и сестре телефоны и беспроводные наушники. Ну и подкидываю сестре денег на мороженое.

Еще пару лет назад купил велосипед Stark Hunter 29.2 HD за 23 000 Р — очень доволен, он подходит для поездок как по городу, так и по бездорожью, для Иванова это актуально.

Финансовые цели

Я хочу купить собственное жилье и обеспечить себе безбедную старость.

Остальную часть накоплений я держу на счете под проценты на остаток и на вкладе — так спокойнее. Планирую продолжить наращивать стоимость своего портфеля.

Будущее

Мне нравится компания, в которой я работаю. Но иногда я задумываюсь о переезде в Москву, поскольку там платят в 2—2,5 раза больше, а инфраструктура лучше — для меня важны медицина, общественный транспорт, состояние дорог и тротуаров, да и в целом городская среда.

Я собираюсь более углубленно изучить разработку бэкенд-сайтов. Там проще найти подработку и платят неплохо. Может, в будущем переквалифицируюсь в этом направлении, а электронику оставлю как хобби — посмотрим.

Если получится открыть «маленький свечной заводик» — свой бизнес в области разработки ПО или даже электроники, — будет тоже хорошо. А может, я вложусь в чей-то бизнес, если будет идея, в которую я поверю.

Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *