справочник си белгим код си
Справочник си белгим код си
Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь (далее – Госреестр) ведется с 1993 года
Ведение Госреестра осуществляется в целях реализации положений закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (www.pravo.by) на основании Постановления Госстандарта от 6 марта 2007 г. №13 «Об утверждении Положения о Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь».
Госреестр состоит из трех разделов:
На утвержденный тип СИ и ГСО выдается сертификат об утверждении типа установленной формы, а на само СИ и ГСО или их эксплуатационные документы наносится знак утверждения типа средств измерений. |
Каждому утвержденному типу СИ и ГСО присваивается регистрационный номер Госреестра, который указывается в сертификате об утверждении типа, а также описании типа, являющимся неотъемлемой частью сертификата об утверждении типа.
Структура регистрационного номера Госреестра для СИ выглядит следующим образом:
Структура регистрационного номера Госреестра для ГСО выглядит следующим образом:
Сведения о типах СИ и ГСО, включенных в Госреестр либо исключенных из него, а также о внесенных в Госреестр изменениях хранятся в электронном виде в информационно-поисковой базе данных «Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь». Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь включен в качестве информационного ресурса в Государственный регистр информационных ресурсов Республики Беларусь (Свидетельство № 0900400057 от 10 сентября 2004г.).
Хранение документов Госреестра осуществляется БелГИМ в отдельном хранилище архива Госреестра.
Информация об утвержденных типах СИ и СО публикуется в журнале «Метрология и приборостроение».
Справочник си белгим код си
Прием приборов в поверку осуществляется при наличии у Заявителя:
Также на нашем сайте имеется возможность подать заявку на поверку приборов через интернет. Воспользоваться данной услугой могут Заявители, зарегистрированные в базе данных БелГИМ, имеющие регистрационный код и действующий договор на поверку средств измерений.
Для Заявителей, обращающихся за получением услуг лично, действует система «Электронная очередь», позволяющая четко определить очередность и время ожидания.
Кроме заявки на проведение поверки и средств измерений в комплектности в соответствии с описанием типа или иной технической документацией для проведения поверки предоставляются следующие документы (при необходимости):
Средства измерений представляются на поверку чистыми, расконсервированными, с необходимыми комплектующими устройствами (в том числе элементами питания, стандартными образцами), техническим описанием, или руководством (инструкцией) по эксплуатации, или паспортом (формуляром) (при их наличии и в комплекте, указанном в описании типа средств измерений).
Свидетельство о поверке средства измерений может быть выписано на владельца средства измерений на основании письма Заявителя либо заявки на поверку. Заявка на поверку или письмо Заявителя, содержащие сведения о владельцах средств измерений, должны быть подписаны руководителем организации-заявителя, либо его уполномоченным лицом.
Средства измерений, поверяемые в БелГИМ, и стомость их работ приведены в разделе Поверяемые СИ. Стомость поверочных работ установлена действующим Прейскурантом цен и данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой.
Выдача приборов после поверки осуществляется по предоставлению следующих документов:
Информацию о готовности приборов и возможности бронирования времени для их получения в Бюро приемки можно узнать здесь.
Прием и выдача средств измерений осуществляется в Бюро приемки в рабочие дни с 8.30 до 17.15.
Контактная информация для справок:
Справочник си белгим код си
Государственные стандартные образцы (ГСО)
Источником официальной информации о результатах создания ГСО является Раздел 2 Государственного реестра средств измерений и стандартных образцов Республики Беларусь, ведение и актуализация которого возложены на БелГИМ. Реестр ГСО Республики Беларусь ведется с 1998 г.
Информация о ГСО, внесенных в Государственный реестр средств измерений и стандартных образцов Республики Беларусь и допущенных к применению на территории Республики Беларусь, доступна в сети Интернет в Государственном информационном фонде по обеспечении единства измерений.
Порядок применения стандартных образцов (СО) в Республике Беларусь
1. В Республике Беларусь разрешается применение следующих СО:
2. СО, внесенные в Государственный реестр средств измерений и стандартных образцов Республики Беларусь, должны применяться:
2.1 при государственных испытаниях и поверке средств измерений; метрологической аттестации и калибровке средств измерений и метрологическом подтверждении пригодности (МПП) методик выполнения измерений;
2.2 для выполнения измерений, результаты которых используются при:
Область применения СОП устанавливают метрологические службы предприятия.
Государственные стандартные образцы в Республике Беларусь производятся в очень незначительных количествах, однако потребность в них существенна. Соответственно, большое количество СО закупается за рубежом. Наряду с «полноценными» стандатными образцами можно ошибочно приобрести вещества и материалы, которые по существу стандартными образцами не являются. В результате, при градуировке аналитических приборов такие «калибровочные растворы», «стандартные растворы» и «особо чистые вещества» с неизвестными метрологическими характеристиками могут повести себя совершенно непредсказуемо. В то же время стандартные образцы, внесенные в Государственный реестр средств измерений и стандартных образцов Республики Беларусь, прошли необходимую экспертизу и могут применяться на территории республики без ограничений. Для получения возможности использования СО в сфере законодательной метрологии Госстандартом введена процедура допуска СО к применению (для применений вне СЗМ такого допуска не требуется) на основе экспертизы сопроводительной документации.
Порядок допуска к применению СО зарубежного выпуска
К СО зарубежного выпуска относятся СО, созданные и выпущенные за пределами Беларуси, в том числе разработанные в рамках международных и региональных организаций, в разработке которых Республика Беларусь не участвовала и не присоединялась к их признанию, и ввозимые партиями или единичными экземплярами (в том числе в составе комплектного оборудования).
Документацию на СО зарубежного выпуска для проведения метрологической экспертизы представляет организация-импортер или потребитель в Госстандарт в следующем объеме:
При положительных результатах метрологической экспертизы БелГИМ оформляет предложения в Госстандарт о регистрации СО в Государственном реестре средств измерений и стандартных образцов Республики Беларусь и допуске их к применению в порядке, предусмотренном настоящим стандартом.
Допуск к применению СО зарубежного выпуска, закупаемых в единичных экземплярах и применяемых в сферах, на которые распространяется государственный метрологический надзор и метрологическая оценка, в том числе в составе комплектного оборудования, осуществляет БелГИМ на основании экспертизы технической документации по заявкам заинтересованных организаций (импортеров или потребителей СО).
Организация-импортер или потребитель вместе с заявкой представляет на экспертизу перечень вышеперечисленных документов.
При положительных результатах метрологической экспертизы БелГИМ оформляет разрешение на применение этих СО, а также ведет их учет без последующей их регистрации в Государственном реестре средств измерений и стандартных образцов Республики Беларусь.
Продление срока действия стандартных образцов с истекшим сроком годности
Продления срока использования стандартных образцов, в соответствии с письмом Госстандарта о разрешении на продление использования стандартных образцов с истекшим сроком годности, БелГИМ осуществляет при наличии следующих документов:
Заявитель направляет в БелГИМ заявку на продление срока использования стандартных образцов и прилагает соответствующие документы. Исследования метрологических характеристик стандартных образцов должны проводиться только в аккредитованной лаборатории.
Решением НТК по метрологии Госстандарта (декабрь 2018) урегулирован вопрос применения партий стандартных образов (длительного срока действия) для метрологического контроля средств измерений медицинского назначения определенных типов при условии действительных сроков годности. Для таких СО не требуется оформление дополнительных экспертных заключений при условии проведения метрологического контроля СИ, указанных в решении (см. приложение).
Консультацию можно получить по т. +375 17 373 62 63, Хайрова Нина Валентиновна.
Справочник си белгим код си
Утверждению типа средства измерений подлежат средства измерений, предназначенные для применения при измерениях в сфере законодательной метрологии и указанные в перечне категорий средств измерений.
Рассмотрение вопросов, связанных с утверждением типа средств измерений и выдачей сертификата об утверждении типа средств измерений (сертификата) с прилагаемым к нему описанием типа средств измерений, а также об отмене утверждения типа средств измерений осуществляется комиссией по вопросам метрологической оценки Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт). Состав и порядок деятельности комиссии определяются Госстандартом.
Выдача сертификата, в том числе после внесения в него изменений, а также выдача решения об отмене утверждения типа средства измерений осуществляется Госстандартом на основании рекомендаций комиссии по вопросам метрологической оценки и после принятия Госстандартом постановления об утверждении типа средств.
Сертификат с прилагаемым к нему описанием типа средств (средства) измерений действует в отношении средств измерений утвержденного типа, которые изготовлены в период его действия, а также на экземпляры средств измерений, на которых проводились испытания.
Внесение изменений в сертификат осуществляется в случаях:
Если для внесения изменений в сертификат с прилагаемым к нему описанием типа средств измерений или описанием типа стандартного образца не требуется проведение дополнительных испытаний уполномоченным юридическим лицом, то в акте испытаний приводится информация об отсутствии необходимости проведения указанных работ с соответствующим обоснованием.
Перечень документов, представляемых заинтересованным лицом в Госстандарт для получения сертификата, в том числе в целях внесения в него изменений, а также получения решения об отмене утверждения типа средства измерений по инициативе владельца сертификата, срок их выдачи и действия определены в пункте 23.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
Заявление о выдаче сертификата, внесении в него изменений, а также выдаче решения об отмене утверждения типа средства измерений или утверждения типа стандартного образца оформляется по форме согласно приложению 10 Постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20 апреля 2021 г. № 38 «Об осуществлении метрологической оценки для утверждения типа средств измерений и стандартных образцов».
Каждый экземпляр средства измерений перед вводом в эксплуатацию и в процессе эксплуатации подлежит метрологической оценке (поверке или поверке и калибровке).
Справочник си белгим код си
У ВАС отключен Java Script. Полноценное функционирование сайта НЕ ОБЕСПЕЧЕНО
О применении GPS систем слежения за транспортом в целях учета и списания ГСМ
По вопросу появления программ метрологической аттестации GPS систем слежения за транспортом, следует иметь ввиду, что данные ПМА имеют ограничение «только для стационарных объектов». Т.е. для того, чтобы система измеряла правильно необходимо, чтобы объект останавливался в точках намеченного маршрута. Сколько таких точек на всем протяжении маршрута необходимо взять никто не скажет (т.е. 1 км или 100 метров). Если путь прямолинеен, то правильность измерений с использованием GPS достигается, но для объекта, движущегося по криволинейной траектории, правильность сложно оценить, поскольку происходит смещение координат по сложной зависимости.
Для движущегося объекта из точки A1 в точку A1 v действительное положение A1 t будет определяться задержкой позиционирования, связанной со скоростью прохождения сигналов от спутников и базовых станций GSM. На вышеуказанном примере реальное пройденное расстояние будет не 100 метров а 86 метров (без учета погрешности). Кроме того метеоусловия и иные факторы (недостаточное количество спутников) существенно влияют на вычисление координат, что нельзя учесть в результатах измерений и, соответственно, в погрешности измерений при учете пройденного пути.
Метрологически аттестованную систему можно использовать для «градуировки» пути следования транспорта, т.е. едем, останавливаемся через, например, километр и ждем стабилизации показаний GPS, наносим расстояние на карту маршрута. Когда такая карта пути следования утверждена руководством предприятия, использующего GPS систему слежения за транспортом можно отследить появление объекта в контрольной точке и, соответственно, приписать ему ранее установленное значение пройденного пути. В большинстве случаев автодороги уже нанесены на карты GPS-навигации и точность пройденного пути сводится к движению «по прямой», поскольку происходит корректировка GPS позиционирования к координатам дороги на карте. В этом случае достаточно отслеживать только положение автотранспорта на дороге.
Из вышеуказанного следует, что метрология в GPS системах слежения за транспортом имеет второстепенное значение и может быть переведена в разряд справочной. Пройденный автотранспортом путь определяется по координатам следования автотранспорта с привязкой к официально утвержденным картам (расстояниям) автодорог.
Вывод: GPS системы слежения для целей списания топлива по пройденному пути не могут позиционироваться как средства измерений, применяемые в сфере законодательной метрологии, поскольку выполняемые ими измерения в сложных условиях GPS-позиционирования без геодезической привязки не достоверны. Юридический вопрос правильности списания топлива по показаниям GPS навигации решается через получение «правильных карт автодорог», для чего необходимо согласовать методику списания по карте с курирующим предприятие Министерством. (карты автодорог в Белавтодоре или Белгеодезии). В данном случае методика выполнения расчетов имеет ключевое значение, поскольку должна учитывать время простоя транспорта с включенным двигателем, скорость движение ТС (на пониженных передачах), состояние автотранспорта (например, неправильно выполненное схождение на рамном автотранспорте значительно повышает расход топлива) и т.п.
С октября 2013 в Беларуси введен в действие стандарт СТБ ISO 14253-2-2013 «Часть 2. Руководство по оценке неопределенности при измерениях GPS, калибровке измерительного оборудования и контроле продукции». Рекомендуем использовать для осуществления калибровки на производстве (вне сферы законодательной метрологии) согласно ст.26 закона №163-З «Об обеспечении единства измерений».
ВОПРОС с сайта Госстандарта: 12.06.2012 заканчивается действие регистрационного удостоверения на право поверки СИ.Какие требования, согласно новому Законодательству, предъявляются к лаборатории, производящей поверку только для нужд своего предприятия? И еще один вопрос. На основании Статьи 16 «Закона об обеспечении единства измерений» практически все СИ,применяемые на нашем предприятии, относятся к сфере контроля за соответствием продукции и сырья.Какие же тогда СИ нам отнести к СИ,применяемым вне сферы законодательной метрологии?ОТВЕТ от 11.01.2012:
В связи с изменением законодательства регистрационные удостоверения на право ремонта больше не выдаются. Для проведения метрологического контроля средств измерений, применяемых на предприятии вне сферы законодательной метрологии («измерения в промышленности») достаточно соблюдать те же нормы, которые проверялись при выдаче регистрационных удостоверений: эталоны прошедшие метрологический контроль, актуальные методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал, соблюдение условий проведения работ. Для правильной организации работы метрологического подразделения можно использовать СТБ ИСО 10012-2004 «Системы управления измерениями. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию», СТБ ISO\IEC 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», ИСО 9001.
Статья 16 закона «Об обеспечении единства измерений» в части «проведения испытаний и осуществления контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь» неоднозначна, поскольку согласно закону № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь под «законодательством» подразумевается система НПА. Для понимания вопроса приведем термины:
Общественные отношения (социальные отношения) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Понятно, что ТНПА не касаются общественных отношений, поскольку не касаются социальных взаимосвязей в обществе. Это документы описывающие технические требования к материальным аспектам жизнедеятельности человека и техническим процедурам, применимым к данным аспектам. Поэтому нельзя ставить равенство между НПА и ТНПА и соответственно законодательством и ТНПА. Тем не менее, закон говорит, что и НПА и ТНПА являются актами законодательства, что опять приводит к неоднозначности трактовки термина «законодательство». В самом термине ТНПА также есть неоднозначность в обороте «или иные НПА», что ставит ТНПА на уровень с НПА. Однако, можно трактовать данное «или», как «НПА, которое содержит технические требования может считаться ТНПА, если его приравняют к ним соответствующим НПА» (в практике не встречалось, поскольку это противоречит принципам разработки НПА, т.е. в них изначально не может быть технических требований).
С учетом того, что НПА и есть законодательство, под рассматриваемую часть ст.16 попадают: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2016 г. №849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь», а также ТР ТС ЕАЭС, поскольку сам Договор о ЕАЭС является НПА.
По мнению Госстандарта ТНПА все равно является НПА, поэтому все испытания и контроль продукции, выполняемые в целях оценки ее соответствия НПА и ТНПА в т.ч. испытания и контроль продукции на производстве (участки ОТК и т.п.), попадают в сферу законодательной метрологии (СЗМ). Соответственно, все используемое при этом измерительное оборудование попадает в СЗМ и работы по его метрологическому контролю выполняют организации государственной метрологической службы (ЦСМСы, БелГИМ). Мнение БГЦА по данному вопросу не известно.
Обращаем внимание, что разъяснения БелГИМ статей закона ОЕИ являются информационными. Для получения официального разъяснения следует обращаться в Управление метрологии Госстнадарта.
Изготовление клейм поверительных (для предприятий)
Чертеж знака поверки
ОТВЕТ от 22.02.2011: Турбогенераторы не подлежат обязательной сертификации.
Средства измерений, обеспечивающие контроль и поддержание проектных эксплуатационных характеристик технологического оборудования, должны обеспечивать требуемую точность измерений, которая подтверждается при проведении метрологического контроля, предусмотренного законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» 163-З от 20 июля 2006 г. (www.pravo.by). Метрологический контроль осуществляется метрологическими службами предприятий, аккредитованными лабораториями юридических лиц государственной метрологической службы и иных юридических лиц. Комплектование уникальных технологических объектов средствами измерений, включенными в Государственный реестр, рекомендуется, но не обязательно. Если в первом случае вопрос метрологического контроля средств измерений на территории республики решается автоматически в рамках работ по государственным испытаниям, то во втором могут быть осуществлены виды метрологического контроля, не требующие наличия средств измерений в Госреестре. Поскольку рассматриваемые средства измерений являются частью проекта комплектной поставки и не могут быть заменены на другие аналогичные приборы, то ввод в эксплуатацию и обеспечение проектных характеристик в течение гарантийного срока эксплуатации, включая вопросы безопасности и точности измерений технологических параметров, как правило, гарантируются фирмой изготовителем и в этом случае дополнительных метрологических мероприятий не требуется. Тем не менее, заказчик комплектной поставки оборудования должен, как минимум, обеспечить следующее:
– на этапе заключения контракта и поставки требовать от поставщика подтверждение прохождения средствами измерений, входящими в состав оборудования, метрологического контроля, выполненного с оформлением соответствующих документов (сертификатов/свидетельств калибровки, протоколов измерений, сертификатов утверждения типа и т.п.), методик поверки/калибровки на вышеуказанные средства измерений. При достаточности информации о метрологическом контроле, документы о метрологическом контроле могут быть признаны.
– в течение гарантийного срока метрологическая служба эксплуатирующего предприятия должна провести анализ всей номенклатуры средств измерений, входящих в состав объекта поставки и составить график их периодической калибровки или перевести в разряд детекторов приказом по предприятию (РМГ29-2013: «6.14 детектор: техническое средство или вещество, которое указывает на наличие определенного свойства объекта измерения при превышении порогового значения соответствующей величиной»).
– при необходимости наличия специальных эталонов для выполнения периодического метрологического контроля, требовать включения их в состав поставки. Если отдельные средства измерений обеспечивают безопасность работы оборудования, например, датчики аварийного отключения, или их показания служат основанием для взаиморасчетов с потребителем электроэнергии (сфера законодательной метрологии, ст. 16 закона №163-З), то данная категория средств измерений является объектом законодательной метрологии и подлежит метрологической аттестации с последующей калибровкой в органах государственной метрологической службы.
Отнесение средств измерений к сфере законодательной метрологии, согласно закону «Об обеспечении единства измерений», осуществляет их владелец исходя из функционального назначения и области применения. Владелец также отвечает за отнесение средств измерений к индикаторам, признавая тот факт, что индикаторы не обеспечивают единства измерений, тем самым, исключая возможность ссылки на их числовые показания. Рекомендации по межкалибровочным интервалам может дать фирма изготовитель или они могут быть назначены самим предприятием или калибровочной лабораторией (для средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, межкалибровочный интервал следует назначать не более межповерочного интервала, указанного в Перечне областей в сфере законодательной метрологии (Постановление Госстандарта №17 от 16 марта 2007 г. № НРПА 8/16199) для аналогичных средств измерений).
При заключении контрактов на поставку рекомендуем предусмотреть текст: «Измерительное оборудование, входящее в состав технологического оборудования, должно иметь действующие документы (в т.ч. клейма) метрологического контроля (свидетельства о прохождении калибровки/поверки/метрологической аттестации). Поставщик обязан предоставить по требованию Заказчика копии методик и предусмотреть приобретение специальных эталонов для осуществления метрологического контроля указанного измерительного оборудования, если проведение такого контроля возможно самим Заказчиком или аккредитованными лабораториями в послегарантийный срок обслуживания технологического оборудования.», также с учетом вышеприведенной информации.
ОТВЕТ от 10.06.2011: Испытания и измерительный контроль, выполняемые аккредитованными лабораториями в целях сертификации продукции и декларирования (сертификационные и государственные испытания по ГОСТ 16504-81) попадают под действие статьи 16* закона Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. № 3848-XІІ «Об обеспечении единства измерений», 2014, что предполагает проведение метрологического контроля задействованных при испытаниях средств измерений в организациях государственной метрологической службы (ГМС).
Приемочные технические, приемо-сдаточные, квалификационные, типовые испытания (ГОСТ 16504-81) не являются испытаниями, целью которых является официальная оценка соответствия в рамках действующего законодательства (т.е. они являются внутренним вопросом контроля качества выпускаемой продукции), поэтому метрологический контроль применяемых средств измерений может выполняться самим предприятием или иными лабораториями при наличии у них соответствующих условий (эталоны, методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал). Данное утверждение не распространяется на вышеуказанные испытания, если они проводятся в рамках реализации заданий государственных программ, в т.ч. для продукции военного назначения (т.е. метрологический контроль выполняется либо в ГМС, либо в аккредитованной лаборатории, получившей право на выполнение работ в сфере законодательной метрологии).
Если руководство предприятия полностью уверено в качестве услуг, оказываемых субподрядчиком (испытательной, поверочной\калибровочной лабораторией), то субподрядчик может и не иметь аккредитации (дополнительные разъяснения о преимуществах аккредитации можно получить в БГЦА (www.bsca.by).
ВОПРОС с сайта Госстандарта: Добрый день, уважаемые работники Госстандарта. Нашему предприятию будет поставлен комплект оборудования молочной промышленности из России(пастеризационная установка, сепаратор, гомогенизатор). Какие документы необходимы при поставке, чтобы мы могли работать на данном оборудовании в РБ без переоформлений? Можно ли эксплуатировать приборы и автоматику с российской поверкой? Обязательна ли сертификация? Заранее благодарна
ОТВЕТ от 09.06.2011: Средства измерений, обеспечивающие контроль и поддержание проектных эксплуатационных характеристик технологического оборудования, должны обеспечивать требуемую точность измерений, которая подтверждается при проведении метрологического контроля, предусмотренного законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» 163-З от 20 июля 2006 г. (www.pravo.by). Метрологический контроль осуществляется метрологическими службами предприятий, аккредитованными лабораториями юридических лиц государственной метрологической службы и иных юридических лиц.
Поскольку рассматриваемые средства измерений являются частью проекта комплектной поставки и не могут быть заменены на другие аналогичные приборы, то ввод в эксплуатацию и обеспечение проектных характеристик в течение гарантийного срока эксплуатации, включая вопросы безопасности и точности измерений технологических параметров, как правило, гарантируются фирмой изготовителем и в этом случае дополнительных метрологических мероприятий не требуется. Тем не менее, заказчик комплектной поставки оборудования должен, как минимум, обеспечить следующее: на этапе заключения контракта и поставки требовать от поставщика подтверждение прохождения средствами измерений, входящими в состав оборудования:
а) при применении вне сферы законодательной метрологии – подтверждение контроля качества средств измерений изготовителем (паспорт с отметкой ОТК, декларация изготовителя);
б) при применении в сфере законодательной метрологии – подтверждение метрологического контроля, выполненного с оформлением соответствующих документов (сертификатов/свидетельств калибровки, протоколов измерений, сертификатов утверждения типа и т.п.), методик поверки/калибровки на вышеуказанные средства измерений.
В течение гарантийного срока метрологическая служба эксплуатирующего предприятия должна провести анализ всей номенклатуры средств измерений, входящих в состав объекта поставки и составить график их периодической калибровки или перевести в разряд индикаторов приказом по предприятию.
Если отдельные средства измерений обеспечивают безопасность работы оборудования, например, датчики аварийного отключения, или их показания служат основанием для взаиморасчетов с потребителем электроэнергии (сфера законодательной метрологии, ст. 16 закона №163-З), то данная категория средств измерений является объектом законодательной метрологии и подлежит метрологической аттестации с последующей калибровкой в органах государственной метрологической службы.
Отнесение средств измерений к сфере законодательной метрологии согласно закону 163-З осуществляет их владелец исходя из функционального назначения и области применения. Владелец также отвечает за отнесение средств измерений к индикаторам, признавая тот факт, что индикаторы не обеспечивают единства измерений, тем самым, исключая возможность ссылки на их числовые показания.
Рекомендации по межкалибровочным интервалам может дать фирма изготовитель или они могут быть назначены самим предприятием или калибровочной лабораторией (для средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, межкалибровочный интервал следует назначать не более межповерочного интервала, указанного в Перечне областей в сфере законодательной метрологии (Постановление Госстандарта №17 от 16 марта 2007 г. № НРПА 8/16199) для аналогичных средств измерений).
ВОПРОС с сайта Госстандарта: О реализации средств измерений. Допустима ли реализация импортером товара, являющегося средствами измерения, без поверки (калибровки, аттестации), если в договоре с покупателем установлено следующее: «Покупатель гарантирует, что не будет использовать товар в сфере законодательной метрологии», или «Товар реализуется без поверки (калибровки, аттестации) и подлежит применению в сфере законодательной метрологии только после поверки, калибровки»? Спасибо за ответ.
ОТВЕТ от 09.03.2011: В соответствии с законом «Об обеспечении единства измерений» № 163-З статья 13 средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии (ст.16), допускаются к реализации, применению, передаче в аренду, в том числе прокат, после поверки или калибровки. Фактически, решение о применении средства измерений в сфере законодательной метрологии (статья 16) принимает его владелец и берет на себя всю ответственность, предусмотренную законом.
Если средства измерений реализуются в организации, оказывающие услуги с их использованием, например, организации Минздрава или юридическим лицам, от которых требуется выполнение статьи 29 вышеуказанного закона, то вопрос метрологического контроля средств измерений должен быть решен на этапе заключения договора на поставку. Обращаем Ваше внимание, что точность средств измерений, подтвержденная при поверке/калибровке, является потребительской характеристикой, и покупатель в соответствии с правилами торговли должен быть информирован об их метрологическом статусе. В отделе продажи должны иметься информационные таблички с надписью, например, «Средства измерений бытового назначения. Применение юридическими лицами допускается только после поверки/калибровки». Такая же запись должна наноситься торгующей организацией, поставщиком на эксплуатационную документацию (паспорт и др.) или на упаковку. Также необходимо знать и информировать покупателя, что средства измерений, реализованные без учета их наличия в Государственном реестре средств измерений (www.belgim.by раздел «Реестры), в дальнейшем не могут быть поверены, а только калиброваны. Применение единичных экземпляров средств измерений в сфере законодательной метрологии допускается после прохождения ими процедуры метрологической аттестации (СТБ 8004). Вне сферы законодательной метрологии единичные экземпляры средств измерений могут применяться после их калибровки. Информацию о поверочных и калибровочных лабораториях можно получить в БГЦА.
Средства измерений, применяемые при испытаниях и контроле в целях оценки соответствия нормативным правовым актам (НПА, см. закон № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»), поскольку термин «законодательство» подразумевает систему НПА. Например, НПА является Постановление Госстандарта № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», поэтому все испытания и контроль, выполняемые аккредитованными испытательными лабораториями и лабораториями предприятий в целях сертификации продукции и декларирования (сертификационные и государственные испытания по ГОСТ 16504-81) попадают под действие статьи 16 и метрологический контроль задействованных при этом средств измерений осуществляется в организациях государственной метрологической службы (ГМС).
Приемочные технические, приемо-сдаточные, квалификационные, типовые испытания (ГОСТ 16504-81) не являются испытаниями, целью которых является официальная оценка соответствия в рамках действующего законодательства, поэтому они могут выполняться самим предприятием с учетом вышесказанного. Соответственно, средства измерений, применяемые при таких испытаниях, не попадают в сферу законодательной метрологии и их метрологический контроль могут осуществлять аккредитованные лаборатории юридических лиц, не входящих в ГМС, и метрологические службы предприятий, при наличии у них соответствующих условий (эталоны, методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал).
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»:
«ст. 4. Не допускается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), подлежащего государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без соответствующих удостоверений о государственной гигиенической регистрации и (или) документов об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, выдаваемых в установленном порядке (авт. сертификат соответствия; декларация о соответствии )».
Касательно деклараций о соответствии согласно закону Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»:
Таким образом, при испытаниях в целях декларирования средства измерений попадают в СЗМ.
Средства измерений, применяемые при испытаниях и контроле в целях оценки соответствия нормативным правовым актам (НПА, см. закон № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»), поскольку термин «законодательство» подразумевает систему НПА. Например, НПА является Постановление Госстандарта № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», поэтому все испытания и контроль, выполняемые аккредитованными испытательными лабораториями и лабораториями предприятий в целях сертификации продукции и декларирования (сертификационные и государственные испытания по ГОСТ 16504-81) попадают под действие статьи 16 и метрологический контроль задействованных при этом средств измерений осуществляется в организациях государственной метрологической службы (ГМС).
Приемочные технические, приемо-сдаточные, квалификационные, типовые испытания (ГОСТ 16504-81) не являются испытаниями, целью которых является официальная оценка соответствия в рамках действующего законодательства, поэтому они могут выполняться самим предприятием с учетом вышесказанного. Соответственно, средства измерений, применяемые при таких испытаниях, не попадают в сферу законодательной метрологии и их метрологический контроль могут осуществлять аккредитованные лаборатории юридических лиц, не входящих в ГМС, и метрологические службы предприятий, при наличии у них соответствующих условий (эталоны, методики поверки/калибровки, квалифицированный персонал).
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей»:
«ст. 4. Не допускается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), подлежащего государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без соответствующих удостоверений о государственной гигиенической регистрации и (или) документов об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, выдаваемых в установленном порядке (авт. сертификат соответствия; декларация о соответствии)».
Касательно деклараций о соответствии согласно закону Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»:
Таким образом, при испытаниях в целях декларирования средства измерений попадают в СЗМ.