входной бонус при приеме на работу
Welcome pack: что, как, зачем и когда дарят новым сотрудникам в первый рабочий день?
Обзор применения корпоративных подарков для новых сотрудников: welcome box, welcome pack, набор новичка, как элемента внутреннего маркетинга от Антона Верта, основателя рекламно-сувенирной компании VertComm.ru.
Инна Анисимова, генеральный директор PR Partner.
В первый день в PR Partner нового сотрудника мы знакомим с «Книгой Новичка», в которой прописаны все фишки работы в нашем агентстве, и дарим кожаную визитницу ручной работы и брендированный ежедневник с набором наклеек и открыток.
Оформление ежедневника мы продумали до мелочей: придумали нестандартные поводы для поздравлений («Отличного отпуска!», «Улыбайтесь», «Обнимашки» и пр.), иллюстрации к открыткам и наклейкам отрисовывал в акварельной технике художник, сам ежедневник был сделан на заказ по индивидуальному дизайну.
Все ребята особенно оценили открытки и наклейки, они позитивные и мотивирующие — как раз то, что нужно новичку в первые рабочие дни.
Наталья Ефимова, руководитель отдела по подбору персонала DHL Express в России.
Мы вручаем новым сотрудникам нашу фирменную коробку “DHL in a box”. С одной стороны, это возможность продемонстрировать внимание и заботу о новом сотруднике, создать ощущение, что тебя здесь ждали и тебе здесь рады. С другой стороны, это способ предоставить сотруднику информацию, необходимую для начала работы в компании. Таким образом мы совмещаем приятное с полезным.
В идеале мы стремимся доставить нашу фирменную коробку новому сотруднику домой. Как исключительно клиентоориентированная компания, мы стремимся сразу продемонстрировать наше превосходное качество сервиса и дать возможность будущим работникам почувствовать себя в роли клиентов DHL. Однако, в большинстве случаев нашу коробку новому сотруднику вручает его непосредственный руководитель в первый день на работе.
“DHL in a box” – это мир DHL в одной коробке. Это специальный набор для 100 000 сотрудников DHL Express по всему миру, он содержит информацию, которая пригодится в работе, а также приятные сувениры: ручку и блокнот для записи, кружку, ленту и футляр для пропуска, папку для трудового договора. В нашей коробке есть брошюра с информацией о компании и FAQ: сотрудники могут узнать, например, где можно заказать визитки или справку 2-НДФЛ, куда обратиться за канцелярскими товарами, где поесть, кому задать вопросы по зарплате, где посмотреть вакансии компании, в том числе в мире, в каких благотворительных проектах можно поучаствовать. В брошюре есть фотография наших глобальных топ-менеджеров в футболках DHL и благодарность от них за то, что сотрудники выбрали DHL Express.
Екатерина Немешева, менеджер по персоналу «Венета Систем».
Цель нашего «welcome pack» – подчеркнуть корпоративную культуру. Мы подбираем презент, который сразу обращает на неё внимание, и люди видят, в каком стиле у нас всё оформлено. Мы стараемся сделать так, чтобы человеку было приятно получить этот знак внимания. Подарок вручается в первый день, после того как новый сотрудник ознакомился с основными положениями и корпоративными коммуникациями, на этапе, когда он идет к своему непосредственному руководителю. Сравнить впечатления от «welcome pack» можно с салютом! Люди сразу улыбаются, радуются. Кто-то немножко стесняется, а кто-то начинает всё смотреть, расспрашивать. Человеку становится тепло на душе, и начинается позитивный диалог. Изначально у нас была ручка, магнитик и кружка. Сейчас у нашего «welcome pack» более бизнесовый характер: блокнот с фирменным логотипом, ручка, календарь, корпоративный журнал, два вида буклетов о компании»
Анастасия Усанова, директор по персоналу SBS Consulting.
В компании SBS Consulting в первый рабочий день сотрудники получают welcome pack на welcome тренинге, где узнают о корпоративных ценностях компании, истории и карьерных возможностях. Чтобы новый сотрудник почувствовал себя причастным к компании, единым целым с коллективом с первых дней работы мы выдаём визитки, блокноты, лифлеты с краткой информацией о компании и ручки в корпоративном стиле каждому новичку.
А также отдел персонала совместно с отделом маркетинга под новый год создают брендированные календари, в которых в картинках и цитатах отражаются корпоративные ценности, рассказывается о задачах на проектах, трудностях и успехах, транслируется каким должен быть сотрудник для эффективного выполнения работы. Рассматривая такой календарь, новый сотрудник проникается культурой компании гораздо быстрее, начинает разделять ее ценности и подходы в работе.
Валерия Микова, руководитель отдела по организационному развитию и работе с персоналом Galileosky.
На наш взгляд, welcome pack – это эффективный инструмент вовлечения нового работника в жизнь компании. С их помощью он начинает ассоциировать себя с коллегами и командой.
Нового сотрудника ждет welcome pack на его рабочем месте. Обычно сюда входит только базовый набор – брендированные ручка и блокнот, а на кухне ждет персональная кружка. Дальше у нас действует правило – чем больше человек участвует в проектах, мероприятиях для партнеров и других активностях, тем больше вещей он получает.
Проводишь вебинары и выступаешь на конференциях – получаешь брендированную толстовку. Представляешь компанию на спортивном турнире – держи спортивную форму. Ходишь заниматься в фитнес-зал по корпоративному абонементу – вот спортивная бутылка для воды.
Для работы над брендированными вещами приглашаем дизайнеров. Кстати, помимо сотрудников, мы дарим фирменные толстовки и поло нашим партнёрам, поэтому много средств вкладываем и в качество.
Дамир Такеев, HR-директор компании Domino’s Pizza.
В первую очередь welcome pack используется для того, чтобы показать наш бренд и повысить лояльность к нему.
По нашему опыту получив фирменную продукцию, сотрудники начинают рассказать о ней, распространять элементы с символикой среди своих друзей, бывших коллег, соответственно, это становится новым каналом привлечения людей к бренду. Во-вторых, человеку просто приятно иметь у себя символику компании на работе, мы видим, с каким удовольствием наши сотрудники пользуются фирменными кружками, надевают фирменные толстовки и пишут брендированными ручками. В-третьих, это очень удобно и комфортно, потому что все необходимые вещи он принимает в первый рабочий день в одном welcome pack.
Основная цель — это привлечение внимания к бренду, повышение лояльности к бренду. Человек понимает, что, если компания уделяет этому много внимания, значит для компании это важно.
Наш HR-сотрудник в первый же день встречается с новым членом команды, показывает ему офис и во время этого вручает фирменный пакет с символикой Domino’s, в котором находятся все необходимые вещи.
В компании также существует promotional pack, его мы выдаем при повышении сотрудников. Соответственно, туда могут входить различные элементы: значки, цветы для девушек, иногда книги ― опять же все имеет нашу корпоративную символику и находится в корпоративном пакете. Кроме этого, в различных поздравительных наборах сотрудникам мы дарим особы знаки отличия ― значки, которые мы выдаем за эффективную работу, и сотрудники крепят их на кепке.
Наш welcome pack очень красиво оформлен. У нас есть корпоративный пакет, в который входят все необходимые элементы для нового сотрудника в первый рабочий день, начиная от пропуска вместе с лямкой, заканчивая значками, различной сувенирной продукцией: кружки, блокноты, ручки с символикой Domino’s. Также там есть униформа, необходимая сотруднику при стажировке в ресторане, и корпоративно-офисная униформа (поло и толстовки). Также мы в welcome pack добавляем электронный купон на бесплатную пиццу, где написано «Свежая пицца свежему сотруднику».
Елена Якубова, руководитель отдела по управлению талантами, KFC Россия и СНГ.
Welcome pack – это не просто набор вещей, это приятный приветственный подарок, который поможет почувствовать себя в деле и при этом создать ощущение комфорта уже с первых дней. Как известно, рабочее место это своего рода креативное пространство, где человек создает обстановку, позволяющую ему работать максимально продуктивно. Для того, чтобы это действительно было так, мы выдаем так называемый “комплект первой необходимости”.
Как только новый сотрудник оформляется в наш офис и слышит заветное «Мы рады, что вы присоединились к нашей дружной команде профессионалов KFC», ему вручается welcome pack в фирменном баскете. Получать такой набор не менее приятно, чем ведро фирменной курочки. И весьма символично – ведь когда-то сам основатель, Полковник Сандерс, лично отдавал баскеты своим гостям, считая их частью своей большой семьи KFC. Так и наш сотрудник сразу чувствует себя неотъемлемой частью нашей культуры и команды.
Мотивирование топ-персонала: схема расчета премиальных бонусов исходя из прибыли компании
Развитие каждой компании проходит несколько этапов. Период роста может смениться стагнацией или кризисом, а, достигнув определенного уровня стабильности, любая бизнес-структура начинает завоевывать новые для себя территории. На всех этих стадиях мотивация топ-менеджеров изменяется в зависимости от задач, которые ставятся как перед организацией в целом, так и перед каждым ее подразделением. Начало деятельности любой компании или ее выход на новые рынки всегда связаны с неясностью среднесрочных перспектив. Поэтому для руководства «новорожденным» предприятием целесообразно подобрать проектно-ориентированных управленцев, которые умеют действовать в ситуации неопределенности и не боятся риска. Эти люди привыкли достигать результата в авральных условиях за счет массированного вложения своих сил и знаний. Но и оплата труда «первопроходцев» на 10—15% выше средней рыночной «цены» топ-менеджеров.
Максимально эффективно мотивация проектно-ориентированных сотрудников достигается бонусами, которые выплачиваются за достижение конкретно поставленных целей. Так, коммерческий директор, отвечающий за развитие филиальной сети в компании по продаже оборудования, может иметь годовой оклад 18 000 долл. США при общем доходе порядка 30 000 долл. США.
Расчет бонуса на этапе зрелости компании
Когда организация входит в стадию зрелости, перед собственниками встает выбор: получать прибыль, либо вкладывать деньги в развитие фирмы, которое может выражаться как в расширении сфер деятельности, так и экспансии в другие регионы. Система бонусной мотивации топ-менеджеров может изменяться в зависимости от целей, которые ставят перед ними собственники ежегодно. Для их определения используются так называемые ключевые показатели — KPI (см. табл. 1). Цифры, представленные в таблицах, являются условными и не отражают положения дел какого-либо предприятия.
Таблица 1. Определение эффективности работы компании по выбранным показателям
Что следует знать о бонусных выплатах с точки зрения трудового права
В российском законодательстве термин «бонус» отсутствует. Его эквивалентами являются такие понятия, как доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Как и все остальные денежные выплаты, порядок определения суммы бонуса, подлежащего начислению работнику, должен быть закреплен в локальных нормативных актах организации или трудовых договорах. Рассмотрим основные нарушения документального оформления данных вопросов и их последствия.
Условия выплаты бонусов, направленные работнику по электронной почте и не зафиксированные в трудовом договоре или локальном нормативном акте, подписанном работником, не будут являться достаточным доказательством права работника на получение данных бонусов.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда включает в себя размеры тарифных ставок, окладов, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Согласно статье 68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Необходимо учитывать, что к трудовым отношениям не применяется статья 434 Гражданского кодекса РФ, которой предусмотрена возможность заключения договора в письменной форме путем обмена документами посредством почтовой, электронной и иной связи. Все документы между работником и работодателем должны быть составлены в письменной форме и подписаны. Поэтому в удовлетворении требований работника о выплате бонусов в соответствии с положением о премировании, с которым он был ознакомлен по электронной почте, судом может быть отказано. Подобная ситуация изложена в решении Советского районного суда г. Красноярска от 17.03.2010 по делу № 2-144/09.
Н. обратилась с иском к ООО, указав, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком, занимая должность Х. Сведения о размере заработной платы и системе доплат (бонусов) были направлены Н. ответчиком по электронной почте: оклад составлял 4000 руб., бонус № 1 (за соблюдение тайм-менеджмента и дресс-кода ) — 2000 руб., бонус № 2 (за выполнение стандартов по ежедневной и еженедельной отчетности) — 4000 руб., бонус № 3 (за каждый введенный в базу компании автомагазин) — 50 руб., бонус № 4 предусматривал выплату 3 % от общего месячного объема продаж по всей клиентской базе менеджера. Начисленные суммы окладов и бонусов указывались в расчетных листах, которые направлялись руководителем организации на электронный ящик истицы. За весь период работы ей было выплачено лишь 2 % от общего месячного объема продаж за восемь месяцев работы. Н. просила взыскать с ООО сумму заработной платы и недоначисленного бонуса.
Ответчик подверг сомнению документы, представленные истицей в обоснование требований, оспаривал факт направления новой системы доплат и расчетных листов в указанных суммах на электронный ящик истицы, как и выплату заработной платы в указанном истицей размере. В обоснование своей позиции ответчик представил следующие документы: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости (копии — по причине уничтожения подлинных документов при затоплении архива). Истица не оспаривала получение сумм, указанных в расчетных ведомостях.
Учитывая показания ответчика и доказательства, представленные им, суд отнесся критически к пояснениям истицы о направлении ей на электронный ящик руководителем предприятия иных расчетов заработной платы. Кроме того, суд отметил, что указанный истицей порядок оплаты вознаграждения по итогам работы трудовым договором не предусмотрен и оспаривался представителем ответчика в судебном заседании. На основании этого суд отказал Н. в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы (в том числе недоначисленных бонусов).
Если документы, закрепляющие порядок начисления бонусов, составлены в установленном законом порядке, то их выплата производится только при условии соблюдения работником всех условий соглашения с работодателем.
Распространено мнение, что отсутствие документов выгодно работодателю. Иногда это действительно так. В частности, согласно решению Федерального суда Октябрьского района г. Самары от 07.07.2010 C. обратилась в суд, указав, что с 25.01.2010 по 31.03.2010 работала в ООО. При трудоустройстве была достигнута договоренность о заработной плате 15 000 рублей и процентах, премиях и бонусах. Однако в трудовом договоре и приказе о приеме на работу был указан лишь оклад. Учитывая это, суд отказал во взыскании невыплаченных премий и бонусов, даже несмотря на свидетельские показания других бывших работников, сообщивших, что при приеме на работу им тоже были обещаны бонусы, которые так и не выплатили.
Вместе с тем в ряде случаев грамотно составленные документы о порядке начисления и выплаты бонусов (трудовой договор, соглашение, положение о премировании) могут помочь работодателю. В частности, работник, нарушивший условия соглашения, не сможет в судебном порядке доказать право на получение бонусов.
Ответчик с иском не согласился, указав, что бонус по условиям соглашения выплачивается работникам, отработавшим весь период путины и лишь в случае успешного завершения работ 2009 года. С К. был заключен трудовой договор на период путины с 01.07.2009 по 15.10.2009, однако К. по собственной инициативе расторгла данный трудовой договор досрочно до окончания путины, следовательно, утратила право на поощрительную выплату.
Суд, рассмотрев материалы дела, указал, что Трудовым кодексом РФ, а именно статьей 129 ТК РФ, оплата труда работника в виде бонуса не предусмотрена. Вместе с тем анализ представленных документов позволяет отнести данные суммы к поощрительным выплатам, что подпадает под действие ТК РФ. Суд принял объяснения ответчика относительно установленных соглашением условий выплаты бонуса и на этом основании отказал работнику во взыскании денежных сумм в пользу работника, дополнив, что доказательств, подтверждающих обязанность работодателя выплатить работнику указанную в дополнительном соглашении сумму в случае досрочного расторжения трудового договора по инициативе работника, истцом суду не представлено.
Если бонусная система организации зависит не только от производительности труда работника, то решение о сокращении численности или штата на основании сведений о выплате бонусов может быть признано судом незаконным.
Согласно решению Тындинского районного суда Амурской области от 31.07.2009 Ч. обратилась с заявлением о восстановлении на работе в должности менеджера. Ч. указала, что была уволена по сокращению штата, однако не согласна с этим, считает, что трудовой договор расторгнут с ней по причине предыдущего ее обращения в суд в связи с несогласием о наложении работодателем дисциплинарного взыскания.
Ответчик иск не признал, уточнил, что при проведении процедуры сокращения численности работников ОАО работодателем соблюдены требования действующего законодательства. Издан приказ «О сокращении численности», из штатного расписания выведено 11 штатных единиц. В филиале создана производственная комиссия по определению кандидатов на увольнение. При этом учитывалась производительность труда менеджеров филиала, которая определялась на основании сведений по выплатам персонального вознаграждения (бонусов), так как данные сведения о стимулировании персонала по продаже банковских продуктов документально учитывались в филиале с 01.06.2008.
Полная версия статьи в печатной версии Журнала Управление персоналом или через 3 месяца на сайте.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Компании все чаще платят сотрудникам за рекомендации кандидатов на вакансии
На сайте Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) висит объявление: «Деньги за рекомендацию. Посоветуй кандидата – получи вознаграждение». Ниже сообщается, что потребность компании в кадрах так велика, что она готова платить за каждую рекомендацию по 5000–30 000 руб. По словам Русины Аппасовой, начальника бюро подбора персонала УЗГА, завод сейчас набирает по 80–90 сотрудников в месяц на новые проекты. В списке вакансий токари, шлифовщики, фрезеровщики, а также инженеры-технологи, конструкторы, инженеры по летным испытаниям. За рекомендованного рабочего сотрудник получает либо 5000 руб. при зачислении его в штат, либо 10 000 руб. после успешно выдержанного испытательного срока, либо 20 000 руб., если новоиспеченный сотрудник проработал на УЗГА год. За инженера ставки выше – от 15 000 до 30 000 руб. По словам Аппасовой, с 2018 г. завод нанял по рекомендации 10 квалифицированных рабочих и инженеров.
По словам Марины Тарнопольской, управляющего партнера Kontakt InterSearch Russia, плюс рекомендательного рекрутинга в том, что сотрудник компании, который дает рекомендацию, не просто помогает компании закрыть вакансии, он еще и рекламирует собственного работодателя, расхваливая его знакомым и друзьям. Рекомендательный рекрутинг работает как сарафанное радио и позволяет компаниям сэкономить на найме, утверждает Юрий Дорфман, партнер компании Cornerstone. По его словам, кадровое агентство обычно берет за трудоустройство кандидата 2–3 его месячных оклада. А сотруднику, который привел на работу бывшего коллегу или друга, достаточно заплатить один оклад нового члена команды.
Рекомендательный рекрутинг за вознаграждение сейчас часто используется при наборе персонала на новые производственные площадки и найме IT-специалистов, особенно в регионах с ограниченным рынком труда, рассказывает Тарнопольская. А по наблюдениям Дорфмана, в последнее время чаще всего прибегают к найму персонала для бэк-офиса по рекомендациям банки.
Банковский метод
Райффайзенбанк уже полтора года использует рекомендательный рекрутинг в Омском IT-подразделении Raiffeisen TechCenter и ищет опытных разработчиков, системных аналитиков, тестировщиков и инженеров, рассказывает Ольга Полковникова, начальник отдела по подбору персонала банка. За девять месяцев 2019 г. по рекомендациям Райффайзенбанк нанял 401 сотрудника.
Какой нетворкинг помогает женщинам преуспеть в карьере
А в «Тинькофф банке» за рекомендацию на вакансию в операционные подразделения сотрудник получает 5000 руб., а за рекомендацию друга на IT-вакансию – вознаграждение во внутренней валюте T-game, рассказывает представитель банка. На премию за рекомендацию в IT-подразделение на вакансию среднего или высшего уровня можно купить, например, часы Apple Watch Series 4 или гироскутер. По словам представителя банка, с сентября 2018 г. на IT-специальности в банк таким образом устроилось 250 человек, средняя стоимость привлечения специалиста по программе «Приведи друга» составила 32 000 руб., что примерно в 2 раза ниже, чем при подборе другими способами.
Программы «Приведи друга» удобны также для быстрого найма массового персонала на производство, рассказывает Наталья Курантова, директор по работе с ключевыми клиентами Kelly Services. Она приводит в пример завод бытовой химии в Центральном регионе России. Рабочие завода (операторы линий, упаковщики) обычно массово увольняются в весенне-летний период, чтобы работать на собственных огородах. И тогда завод начинает активно искать персонал по рекомендациям: в среднем сотрудник получает от 5000 до 10 000 руб. за рекомендацию. Эффективен рекомендательный рекрутинг и при подборе операторов колл-центров или поиске стажеров, поясняет эксперт.
Проверенные люди
Кадровые агентства, считает Аппасова, не могут подобрать специалистов нужной квалификации, так как не понимают специфики производства. Публикация вакансий завода в онлайновых ресурсах или в газетах тоже не дает нужных результатов: в Екатеринбурге, где находится завод, и в Свердловской области нет других авиационных предприятий и соответствующих специалистов.
Программы рекомендаций помогают привлекать с рынка проверенных специалистов, полагает Анна Баранова, руководитель службы по работе с персоналом софтверной компании «СКБ Контур». По ее словам, «СКБ Контур» ежегодно на 10% увеличивает управление разработки. На рынке мало узких специалистов с хорошим опытом работы, большинство ищет работу по знакомству. Поэтому компания создала программу рекомендаций. Самые крупные премии она платит за рекомендации опытных программистов, аналитиков, тестировщиков и менеджеров по продажам корпоративного ПО. Суммы Баранова не раскрывает, но говорит, что в 2018 г. «СКБ Контур» получил 1744 рекомендации и нанял 772 сотрудника.
Международная консалтинговая компания Bain & Co имеет программу Hire a Friend и по рекомендации приходят иногда перспективные сотрудники, которых компания никогда бы не наняла по стандартной процедуре, рассказывает руководитель департамента рекрутмента Bain & Co Лариса Вайпан. По ее словам, обычно резюме выпускников малопрестижных вузов отсеиваются на старте, но среди них могут оказаться многообещающие кандидаты. И когда их рекомендуют уже работающие консультанты, компания охотно приглашает их на собеседование.
Разборчивость в связях
Рекомендация – дело ответственное. По словам Екатерины Калияниди, руководителя направления профессионального подбора персонала ManpowerGroup Russia, сотрудник, дающий рекомендацию, не захочет привести в компанию недостаточно профессионального работника, потому что пострадает его собственная репутация и, кроме того, он останется без вознаграждения.
Прежде чем кого-то рекомендовать, консультанты Bain & Co проводят с потенциальным кандидатом несколько тренировочных сессий, которые помогут ему справиться с интервью. У самих консультантов двойная мотивация: они принимают активное участие в формировании команды и получают вознаграждение. Гонорар, по словам Вайпан, зависит от позиции, на которую вышел рекомендованный кандидат. Он выплачивается только после того, как нанятый по рекомендации сотрудник получит хорошие отзывы во время оценки персонала (она проводится раз в полгода).
Если относиться к рекомендациям легкомысленно, не будет гарантии, что новый сотрудник окажется хорошим профессионалом. Машиностроительный завод «ММП им. В. В. Чернышева» несколько лет назад ввел программу рекомендаций, когда искал токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и операторов станков с программным управлением, имеющих 5-й или 6-й разряд, рассказывает Дмитрий Щеглов, директор по персоналу завода. По его словам, предприятие рассчитывало на то, что сотрудники приведут друзей или коллег с предыдущих мест работы. Акция «Приведи друга» распространялась на список первоочередных вакансий. Компания готова была заплатить по 1000 руб. за каждого друга, успешно прошедшего испытательный срок. Однако сотрудники стали приводить в отдел кадров молодых людей без опыта работы, среди них не было кандидатов на самые нужные заводу вакансии. Акция была закрыта, говорит Щеглов.